В США в течение 10 лет (начиная с 1986 г.) велось организованное Фондом Карнеги большое исследование подростков в возрасте с 10 до 14 лет. Доклад, опубликованный в октябре 1995 г. впечатляет во многих отношениях, на здесь нас интересует один вывод: "Телевидение не использует своих возможностей в воспитании и дает пищу самым отрицательным моделям социального поведения... Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышление подростков и стимулировать агрессивное поведение".
Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда она увязывается с, казалось бы, достоверными объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а теперь уже "заведомо истинные" известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: бесстрастный репортаж создает инерцию "доверия", которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в "бесстрастном" репортаже.. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении - вопрос большой политики. С другой стороны, реклама, разрывающая ткань целостного художественного произведения (например, кинофильма), резко снижает его благотворное воздействие на сознание человека.
Реклама влияет на всю культурную политику телевидения. Часто указывают на тот очевидный факт, что телевидение в своей "охоте за зрителем" злоупотребляет показом необычных, сенсационных событий. Конечно, уже этим телевидение искажает образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а значит, и рекламодателя, - обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания гнездятся слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес.
Особо выгодным товаром оказываются для ТВ именно образы, запрещенные для созерцания культурными запретами. Перечень таких образов все время расширяется, и они становятся все более разрушительными. Простая порнография и насилие уже приелись, поиском оставшихся в культуре табу и художественных образов, которые бы их нарушали, занята огромная масса талантливых людей.
Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепpедпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то ТВ становится мощной разрушительной силой. Что же мы знаем о разрушении культурных устоев с помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно применяет показ того, что люди видеть не должны, что им запрещено видеть глубинными, неосознанными запретами. Когда человеку это показывают (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, с мобилизацией всего низменного, что есть в душе. Набор таких объектов велик, обычно упирают на порнографию.
Выводы по 3 главе.
Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.
Телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.
Телевидение позволяет увидеть жизнь с разнообразных позиций, даже таких, в которых ребенок никогда не попадет. Как чужой опыт, способы действий проходит определенный алгоритм - идентификация (анализ ситуации, расчленение ее на составные части); индивидуализация (ребенок оценивает, как это может коснуться его в жизни, позиция «и Я»); персонификация (создание сообраза, «позиция Я», ребенок либо присваивает данный вариант действий, либо отвергает его как неприемлемый для себя с точки зрения моральных норм)
Телевидение такое, какое оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздейстивя на детей, учитель должен использовать возможности масс медиа в своих педагогических целях.
С изменением социально-политической ситуации в стране меняется и мораль.
Говоря о понятии «духовность», важно отметить, что необходимость понимания и описания этого понятия наиболее остро возникла только в последние 10-15 лет. Причины этого кроются в идеологическом табу советского периода, когда понятие «духовность» было почти тождественным религиозности. И вместе с тем, за время становления демократического общества и получения различных свобод обострились противоречия
-в отношениях между людьми, воспитанными в разные исторические эпохи на основе разных идеалов и ценностей;
-в отношениях человека с природой, когда потребительский, антиэкологический стиль общения с природой противопоставляется пониманию того, что человек – это тоже часть природы;
-в отношениях человека к культуре, когда новая формирующаяся культура на 90% несет в себе лишь развлекательную функцию.
Взрослые сами способствуют развитию информационного конфликта, который оказывает непосредственное влияние на духовно-нравственный мир ребенка, тем самым, формируя духовно-нравственную неполноценность будущего общества.
Духовный слой сознания представляет собой две различные составляющие – субъективную и объективную. При этом в качестве объективной образующей выступает Другой или, точнее, Ты, а в качестве субъективной – Я. На стыке этих двух составляющих лежит основополагающий фактор человеческих отношений – отношения “человек с человеком”, в чем и заключается подлинная духовность, подлинная со-бытийность жизни.
О значении духовности в жизни людей много писал Л.Н.Толстой. Он отождествляет духовную силу с силой мысли, и эта мысль, по его мнению, должна быть направлена на созидание, гармонию, добро.
Взгляды Л.Н. Толстого в понимании духовности во многом совпадают с учением В.И. Вернадского о ноосфере – сфере человеческого разума. В.В. Ярцевым было доказано, что именно духовная составляющая является источником всех эволюционных преобразований на Земле. Поэтому человеку дается возможность и шанс в течение своей жизни раскрыть в себе весь духовный потенциал. И люди, которые смогут достичь высшей степени раскрытия в себе духовного потенциала, будут отличаться от современного человека так же, как он отличается от неандертальца.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Не нужно проводить специальных исследований, чтоб выявить роль телевидения в современном обществе и в жизни детей. В каждой семье есть телевизор, и не один. Почти все имеют доступ к широкому спектру телевизионных каналов (в Уфе сейчас 10 бесплатных каналов, и более 20 кабельных). Ребенок может выбрать себе приемлемый канал сознательно укрываясь от познавательных программ.
Родителей не пугает высокая роль телевизора в жизни их ребенка. В секцию или кружок отдавать ребенка дорого или опасно – нет желания или возможности встречать после занятий детей. Поэтому родители сознательно делают выбор детского досуга в пользу телевизора, причем, не регламентируя его телевизионное время. Возникает проблема – формирование культуры увиденного. Шквал информации – естественное явление современности, но не утонуть в нем, остаться собой, стать нравственным – вот одна из важнейших задач педагога.
Список литературы
Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. (534)
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. – 2-е изд. – М., 1979;
Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216)
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986;
Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 210 с.
Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1988;
Гаязов А. С. Гражданское воспитание
Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977. (376)
Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе, 1, 1999: Как же выжить в мире СМИ.
Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979 г. (277)
Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г. (187)
Коджаспирова, Галина Михайловна, Коджаспиров, Алексей Юрьевич. Педагогический словарь: Для студентов высш.и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2000. - 173, [2] c.
Краткий словарь по философии -М: 1982.