Идеальные представления, существующие в общественном сознании, и их использование в предстоящих предвыборных кампаниях.
Губинский Александр Михайлович. ученый секретарь Московской психотерапевтической академии
Мудрый Виктор Степанович, обессмертивший себя фразой "хотели - как лучше, а получили - как всегда" гениально угадал самую суть происходящих в общественном сознании процессов - именно поэтому, кстати, фраза так и полюбилась нашей продвинутой интеллигенции. Действительно, я не припомню ни одного политического заявления, где было бы сказано, что "хотят - как хуже", - нет, все именно "хотят - как лучше", а что из этого получается - уже заранее понятно. Почему так происходит? Да потому что за этой забавной фразой скрывается четко работающий механизм функционирования общественного сознания. На материалах, полученных в ходе исследования данного механизма, и построена эта статья.
Вначале немного теории.
Вся специфика восприятия российским обществом деятельности различных политических операторов накладывается на общемировоззренческие основы общественного сознания, взятые во всем многообразии их проявлений.
Изучая процесс восприятия индивидуумом информации, имеющей политический статус, мы видим, что наибольшую значимость здесь имеет психологическая операция сравнения воспринятого образа с уже имеющимся идеальным эталоном, который, в большинстве случаев, находится в виде неопределённо-интуитивного представления о неком идеально-желаемом устройстве общества. Отношение индивидуума к политическому оператору определяется степенью приближения психологического образа этого оператора к имеющемуся идеальному представлению.
Обращаясь к истокам формирования этих идеальных представлений, мы можем обнаружить их составляющие, сформировавшиеся под воздействием различных социальных, индивидуально-психологических и биологических факторов, но в данном случае это не имеет принципиального значения. Для прикладных политологических целей более важным является возможность прогнозирования, как общего хода политического процесса, так и его особенностей в отношении конкретных регионов и конкретных политических операторов, которая вытекает из такого методологического подхода.
Поэтому одной из целей данной статьи была попытка дать формулировки основных положений существующих в общественном сознании мировоззренческих ценностей в их преломлении относительно политического процесса и оценить их количественную соотнесённость.
Примеры существующих идеальных представлений.
Как уже отмечалось, представления об идеально-желаемом устройстве общества находятся, в большинстве случаев, в неопределенно-интуитивной форме и это является причиной того, что эксперты, принимавшие участие в исследованиях, даже обладая специальными знаниями, испытывали определенные трудности при попытке формализовать имеющееся представление. Смысловая интерпретация полученных в конечном итоге формулировок позволяет сделать вывод, что более половины участников исследования в глубине души придерживаются социалистических взглядов, находясь, при этом, в активно-деятельностной позиции.
Термин "социалистических" достаточно условен и используется здесь потому, что лучше всего эта позиция иллюстрируется лозунгом времен социализма - "от каждого по способностям - каждому по труду", но сюда же относятся и формулировки типа "если уж капитализм, то пусть по справедливости, с равными стартовыми возможностями для всех", и им подобные. Это та категория людей, которая обладает жизненной активностью, рассчитывает на собственные силы и требует лишь установления четких и справедливых правил игры. Еще около трети придерживаются тех же социалистических взглядов, но при этом находятся в состоянии пассивно-патронажного ожидания. Здесь имеется в виду другой смысловой оттенок слова "социалистический", сводящийся к представлению о том, что "государство обязано равно заботиться о всех слоях населения, уделяя особое внимание социально-незащищенным". Это те, кто не готов полагаться на собственные силы, но хочет иметь свою "законную" долю при дележе общественного пирога. Обе эти категории объединяет "социалистическое" неприятие, самой сути капитализма - частной собственности, основанной в России на несправедливом, по их мнению, перераспределении принадлежащего всем народного достояния. И все это существует на фоне общей потребности в "сильном" государстве, которое может или обязано обеспечить желаемое положение дел.
Если с идеальными представлениями картина достаточно понятная, то с проекцией этих представлений на существующую политическую действительность ситуация иная. Политических операторов, будь то партии, лидеры, группы, движения или что-либо иное, отвечающих, хотя бы в достаточно значимой мере этим идеальным представлениям - просто нет. (Исключение составляет фигура В.В.Путина на которую проецируется очень сложный комплекс политико-психологических ожиданий - и это является большой проблемой, т.к. может включиться механизм сравнения субъективно понимаемой реальной деятельности Президента и тех самых идеальных ожиданий).
Действующие политические операторы оцениваются участниками исследования, в зависимости от личных предпочтений, как отвечающие их ожиданиям не полностью, а лишь в большей степени чем другие, и этого для них совершенно недостаточно. "Приходится выбирать лучшего из худших".
Такое понимание роли политических партий и их лидеров делает совершенно понятным эффект снижения интереса населения к политическому процессу и увеличения составляющей доли протестного электората.
Справедливо и другое. В силу наличия указанных спроецированных ожиданий, реально существующие на политическом пространстве партии автоматически имеют поддержку своего специфического электората. Образно выражаясь, сколько в России существует либеральных интеллигентов, столько и сторонников "Яблока" - независимо от реальных действий или бездействий Г.Явлинского, но только до тех пор, пока он не выходит за рамки либеральной риторики. Разумеется, этот образный пример не стоит абсолютизировать.
Эти спроецированные ожидания можно назвать базовой составляющей электоральной популярности политических партий. Поскольку, как уже отмечалось, существующие партии отвечают этим ожиданиям далеко не полностью, то неизбежно существование эффекта перетекания электората к тому политическому оператору, который, на данный момент покажется более подходящей мишенью для проекции индивидуального идеала. Именно на этом механизме основана конкуренция "Яблока" и СПС. Поэтому же невозможно себе представить перетекание электората от Жириновского к "Яблоку" или обратно - они антагонисты.
В то же время, "Единая Россия" и коммунисты близки за счет общей государственнической идеологии, причем "Единая Россия" имеет заметное преимущество из-за декларированного стремления реализовать ее на практике (что так же является одним из элементов востребованных ожиданий). А коммунисты берут реванш в категориях социально незащищенного и протестного электората.
Ещё один интересный момент - продолжающееся ожидание прихода новой крупной политической фигуры, которая могла бы больше соответствовать существующим утопическим проекциям, подобно тому, как это было перед приходом В. Путина на фоне существовавшего тогда всеобщего неприятия Б. Ельцина (заметное снижение рейтинга Путина, отмечаемое во всех социологических опросах последнего времени - тому серьезное подтверждение). Рассматривая ситуацию с точки зрения этой составляющей общественного сознания, нетрудно представить себе тот набор идеологических штампов, которые могут быть вброшены в общественное сознание в этом случае. Факт психологической востребованности таких штампов достаточно очевиден.
Российское западничество.
Нынешний российский антиамериканизм, столь наглядно проявившийся в результатах последних событий, вовсе не имеет своей основой вторжение американцев в Ирак. Реакция на вторжение - это только проявление того глубинного недовольства Западом вообще, которое, после эйфории начала 90-х, все больше охватывает наше общество.
Рассматривая ретроспективно ситуацию с точки зрения психологии общественного сознания, мы видим, что крах СССР в начале 90-х был вызван очевидной в то время для всех неадекватностью идеологического наполнения по сравнению с реальной деятельности власти. Но это вовсе не означало отрицания населением идеалов справедливого устройства общества, которые и были, если абстрагироваться от словесно-партийной шелухи, посредством которой аппаратчики пытались эти идеалы довести до сознания масс, основой идеологии.
До тех пор, пока глубинно существующие в общественном сознании социально-утопические идеалы справедливого устройства общества проецировались на собственное государство, это государство могло себе позволить такую концентрация народных сил, которая сделала возможными и первые пятилетки, и сталинские лагеря, и победу в Великой Отечественной войне. При Брежневе государство, по разным причинам, перестало соответствовать требованиям такой проекции и через некоторое время этого государства не стало. Но утопический идеал в общественном сознании никуда не делся - он значительно более устойчивое образование, чем отдельные государства. И вот этот то идеал справедливого устройства общества тогда спроецировался нашими согражданами на ближайший подходящий объект - на Западную демократию, но, как и положено идеалу, проекция была идеалистической. А значит, при столкновении наших людей с реальным, а не с идеально-туристическим Западом произошло (и сейчас происходит) активное разочарование. В немалой степени этому разочарованию способствовала и сама западная, не всегда разумная, политика.