Смекни!
smekni.com

От квантовой механики ..до психологии (стр. 5 из 5)

Весьма существенной аналогией между речеязыковой и генетической кодовыми системами является наличие четырех элементов, которые в процессе их формирования выступают в качестве базовых, о чем уже было сказано выше. К ним относятся нейтральный гласный, губной, переднеязычный и заднеязычный согласные. Эти элементы по структуре и функции сопоставимы с теми базовыми элементами, которые определены Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Ивановым (9) в отношении индоевропейского языка.

Как известно, языки разных национальностей имеют свои специфические особенности, но и, как мы пытались показать, общие фундаментальные закономерности развития. Наша задача в данной публикации показать именно эти общие закономерности. Что касается индивидуальных особенностей, то о них заинтересованный читатель может ознакомиться в указанной выше монографии.

Одним из главных универсальных особенностей формирования речеязыковой системы, которая находится под контролем генетического аппарата, является механизм попарного разветвления фонем, которые в базовых элементах представлены в единстве. В результате действия этого механизма под влиянием внешних факторов образуются две противоположные и в то же время взаимосвязанные структуры: синтетическая и аналитическая. Эти структуры формируются с помощью разных средств: моторных и сенсорных, что также является универсальным.

К универсальным следует отнести способы образования структур: синтетическая структура складывается путем попарного интегрирования элементов, аналитическая структура формируется путем попарного расщепления целого.

Итак, изложенный выше материал свидетельствует о том, что живая природа от низших уровней до высших формируется и функционирует в рамках открытой аналитико-синтетической системы. Внешне противоположные ее структуры на микроуровне обладают внутренними правилами обратимости, которые представляют собой идеальное, а точнее разум живой природы, который является инвариантным как по отношению к разным ее уровням, так и по отношению к неживой упорядоченной природе. Аналитическая и синтетическая структуры во всех этих случаях изоморфны. Их элементы представляют собой кванты. Тем самым указанная выше тонкая нить между тем и другим разумом укрепляется конкретным фактическим содержанием.

К этому содержанию важно добавить также относительность понятий элемент и система. Так, атом можно рассматривать как элемент более высокого уровня – молекулы и в то же время – как систему, составляющие которой – элементарные частицы. В свою очередь молекулу можно рассматривать как элемент клетки, и в то же время как систему, составляющие которой являются атомы. Клетку можно рассматривать как элемент организма и в то же время как систему, составляющие которой являются молекулы. И, наконец, организм можно рассматривать как элемент общественной системы и в то же время как систему, составляющие которой являются клетки.

Как видно, от низших уровней к высшим как бы протянута цепочка внутренних взаимосвязей анализа и синтеза, которая служит в качестве проводника по отношению к веществу, энергии и информации, что чрезвычайно важно для взаимосвязанного процесса отражения разных уровней. Быстрота взаимопередачи вещества, энергии и информации в данном случае определяется тем, что обратимость аналитической и синтетической структур подчиняется правилам цепной реакции.

Все указанное свидетельствует о том, что точка пересечения материального и идеального, которая находится за пределами живой природы – это не только переход от хаоса к порядку, но и начало вертикального пути саморазвития природы, который осуществляется в рамках Всеобщего закона, представляющего собой диалектическое единство внешне противоположных структур: непрерывной и дискретной. Ярким примером наличия Всеобщего закона является следующий примечательный факт. К настоящему времени открыто множество галактик, которые по своей архитектонике « ... родные сестры нашего Млечного пути» (10. С. 61).

Поскольку закон саморазвития упорядоченной природы является Всеобщим, он должен лежать в основе его изучения специалистами самых разных областей знаний: космологии, квантовой механики, биологии, генетики, кибернетики, физиологии, психологии и др. Иными словами этот закон должен лежать в основе объединенной науки – синергетики.

В данной связи справедливо обратиться с критическими замечаниями в адрес кибернетики. Как известно, в основе этой науки лежит понятие «информация», которое трактуется как аналитическая структура без учета внутренней (диалектической) ее взаимосвязи с синтетической структурой, т. е. последовательный попарный выбор элементов в рамках известного их множества. Информация, согласно кибернетики, – это правила перехода от контрастных дифференцировок к более тонким, обусловленными степенью внешней противоположности элементов. Единицей структуры является bit.

Надо полагать, что такого рода подход к определению понятия «информация», как и подход к кибернетике в целом не состоятелен: он является односторонним, ориентированным на анализ без учета внутренней его взаимосвязи с синтезом. Такого рода подход является по сути противоположным по сравнению с указанным выше традиционным подходом к обоснованию понятия «система», который, наоборот, ориентирован на синтез без учета внутренней его взаимосвязи с анализом.

В результате многочисленные попытки ученых многих стран создать искусственный разум, что является мечтой кибернетики, до сих пор не увенчались успехом. Между тем, казалось бы очевидным, что в качестве атрибутов информации выступают такие явления, как прием и передача определенных сведений об окружающем мире. Эти явления внешне противоположны и в то же время внутренне взаимосвязаны. Как видно, здесь наблюдается аналогия с понятием «идеального», которое может быть актуализировано лишь в рамках кодовой аналитико-синтетической системы.

Наличие в эволюционном процессе двух внешне противоположных структур не противоречит фундаментальному принципу «целостности Мира», единства суперсистемы упорядоченной Вселенной. Доказательством тому служит факт внутренней взаимосвязи этих структур в рамках общей для них открытой аналитико-синтетической системы в процессе саморазвития. Феномен обратимости структур – основа целостности Мира. Эта целостность проявляется не только по горизонтали, т. е. на том или ином уровне саморазвития, но и по вертикали. Если в первом случае в качестве основы целостности выступает феномен обратимости структур, то во втором случае служат два фундаментальных фактора: изоморфность архитектоники систем разных уровней живой и неживой упорядоченной природы и инвариантность информации на всех уровнях саморазвития.

Однако принцип целостности Мира не исключает бесконечности проявления его аналитико-синтетических составляющих. Это связано с тем, что та и другая структуры берут на себя разные (противоположные) функции: аналитическая структура связана с окружающей средой и берет на себя функции приема вещества, энергии и информации. Синтетическая структура, наоборот, передает в окружающую среду вещество, энергию и информацию в их единстве. Многообразие составляющих Вселенную связано как с внешними, так и с внутренними их особенностями.

Список литературы

1. Анохин П. К. Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972.

2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.

3. Арнольд В. И. Математика и физика: родитель и дитя или сестры? // Успехи физических наук. М., 1999.

4. Бельтюков В. И. Триада как фактор системообразования // Дефектология. М., 2000. N 5. С. 3 – 8.

5. Бельтюков В. И. Системный процесс саморазвития живой природы. М.; СПб., 2003.

6. Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой. М., 1962.

7. Берталанфи Л. Общая теория систем: Краткий обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969.

8. Богданов А. Всеобщая организационная наука: Тектология. М., 1917. Т. 2: Механизмы расхождения и дезорганизации.

9. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. 1.

10. Грудкин А. Мыльные пузыри Вселенной // Знание – сила. М., 2003. N 3.

11. Дубровский Д. И. Новая реальность: Человек и компьютер // Полигнозис. М., 2003. N 3. С. 20 – 32.

12. Касевич В. Б. О восприятии речи // Вопросы языкознания. М., 1984. N 4.

13. Маковский М. М. Лингвистическая генетика. М., 1992.

14. Мыркин В. Я. Некоторые вопросы понятия речи в корреляции: Язык – речь // Вопросы языкознания. М., 1970. N 1.

15. Мыркин В. Я. Различные толкования отношения: Язык – речь // Иностранные языки в школе. М., 1979. N 1.

16. Нудельман Р. Кто там шагает левой // Знание – сила. М., 1998. N 3. С. 60 – 66.

17. Нудельман Р. Как работает мышление // Знание – сила. М., 2004. С. 46 – 53.

18. Понаморев Л. И. Под знаком кванта. М., 1989.

19. Прусс И. Петербургский десант // Знание – сила. М., 2002.

20. Реформатский А. А. К вопросу о фономорфологической делемитации слова // Морфологическая структура слова в языках разных типов. М.; Л., 1963.

21. Садовский В. Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М., 1974.

22. Спиркин А. Мышление и язык. М., 1958.

23. Судаков К. В. Информационный процесс работы мозга // Психологический журнал. Т. 17. 1996. N 1. С. 110 – 127.

24. Физиология речи: Восприятие речи человеком / Чистович Л. А., Венцов А. В., Гранстрем М. Н. и др. Л., 1976.

25. Якобсон Р. Лингвистика и ее отношение к другим наукам // Избранные работы. М., 1985.