А.Г. Лидерс, доцент кафедры возрастной психологии ф-та психологии МГУ
Е.Н. Спирева , Психолог школы № 1071,
Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития – одной из существенных детерминант развития личности ребенка общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним – является значительным фактором становления Я – концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру /3/.
Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя /4/. Существует также определенная амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому. Особенностью родительского отношения к ребенку заключается также и в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка.
Родительские установки, или позиции – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин, которые понимали под родительскими установками “систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним”/1/. Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.
Большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия – контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц);
отвержение – принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А.И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга);
требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер);
степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас);
строгость (Е.Е. Маккоби, П.Слатер);
непоследовательность – последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях /3/. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь – контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие – это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие – это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия – контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты – полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.
Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана Личко А.Е. Выделены следующие десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Просматривая литературу, можно увидеть, таким образом, достаточно обширную феноменологию родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий – формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Можно встретить также описание и неблагоприятных, патологически заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании /2/ (Захаров А.И., Варга А.Я. и т.д.).
Возникает вопрос, а как, к примеру, стиль семейного воспитания связан с индивидуально-психологическими (социально-психологическими и т.д.) особенностями самого ребенка, в частности, с темпераментом ребенка (тем более что в литературе об этом сказано очень мало)? А ведь все четыре возрастных периода: младенчество, раннее детство, дошкольный и младший школьный возраст, - это возрасты господства темперамента в структуре личностных, индивидуальных особенностей ребенка и весьма постепенного, медленного воспитания характера. Не даром в самом известном характерологическом детском тесте - Подростковом диагностическом опроснике Личко – акцентуации характера ребенка различаются именно, начиная с возраста 10 – 12 лет. С подросткового возраста в структуре личности темпераментные особенности поведения уступают господствующее место характерологическим особенностям. И родители в общении с ребенком имеют дело в первую очередь с темпераментными особенностями ребенка, которые присущи ему с рождения.
Как известно, к темпераменту традиционно относят формально-динамические характеристики человека, “характеристики индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний /7/ .Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, иначе говоря, они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя, конечно, опосредованно влияют на нее).
Концепции темперамента весьма разнообразны. Так, существует современная зарубежная концепция темперамента Томаса А., Чесса С. (см. статью Спиревой Е.Н. в “Журнале практического психолога” за 2001 год). Эта концепция рассматривает темперамент через содержательные характеристики поведения (поведенческие проявления).
Разработка этой концепции началась в конце 50-х годов в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании динамики поведения детей, в котором были выделены 9 компонентов, описывающих динамику поведения ребенка:
1) активность (главным образом двигательная);
2) регулярность (ритмичность появления поведенческих реакций, например, проявлений голода, отправления физиологических функций, смены циклов сна и бодрствования и т.д.);
3) приближение-удаление – первая реакция ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее);
4) адаптивность – легкость, с какой индивид способен изменить начальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой;
5) интенсивность реакции – энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления;
6) порог чувствительности - уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций;
7) доминирующее настроение;
8) отвлекаемость – в какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения, изменяют его;
9) внимание / настойчивость – длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки помехам.
Таким образом, уже начиная с 9 месяцев жизни, проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик поведения ребенка, т.е. темперамента. В результате исследований был выделен синдром трудного темперамента, характеризующийся низкой ритмичностью, преобладанием негативного настроения, преобладания реакции удаления в ответ на новые стимулы и ситуации, плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций. Было также установлено, что 65% детей четко различаются по темпераменту на “легких”, “тяжелых” и “средних”. Оставшиеся 35% характеризуются смешением трех типов темперамента.
На основе теории Томаса, Чесса был создан тест Кэри для диагностики темпераментных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сформулируем общую гипотезу нашего исследования: стиль семейного воспитания не выбирается родителями случайно, а связан с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка (по-видимому, он связан и с индивидуально-психологическими особенностями родителя, но это может быть предметом дальнейших исследований).
Таким образом, опираясь на эту общую гипотезу, мы решили проверить ее на частном материале.
Для операционализации индивидуально-психологических особенностей ребенка мы выбрали тест Кэри, известный за рубежом (см. статью Спиревой Е.Н. в “Журнале практического психолога” за 2001 год /8/), а для операционализации родительского отношения выбрали опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера /9/ и опросник ВРР (взаимодействие родителя с ребенком), разработанный Марковской И.М./6/ Выбор был не случайным. Данные опросники имеют формы для детей дошкольного и младшего школьного возраста (этот возрастной диапазон нашего исследования), просты в применении и обработке, достаточно валидны и надежны.
С учетом выбранных методик мы формулируем рабочие гипотезы (см. далее).
Эти гипотезы проверялись на следующей выборке:
Объектом данного исследования стали мамы в возрасте от 22 до 38 лет, имеющих детей от 3 до 11 лет, посещающих детский сад, студии, школу ЮЗАО. Семьи полные, не этнические, имеющих 1 и более детей (дети не близнецы). Обследование проходило в 2000 – 2001 году, в нем приняло участие 90 семей (50 семей с детьми младшими школьниками и 40 семей с детьми дошкольниками). Все методики выдавались на руки.