Смекни!
smekni.com

Высокое искусство самообразования (стр. 2 из 2)

Величайший успех опыта самообразования человека, жизненным кредо которого был лозунг «максимально раскрыть заложенное в себе природой и превзойти самого себя в неутомимой работе над собой», является подлинным сокровищем для педагогической теории и практики всех времен. Сегодня же перед лицом системных глобальных кризисов человечества и человека он становится особенно актуален.

Описывать опыт самообразования И.В. Гете невозможно, как невозможно описывать произведение искусства без того, чтобы не растерять, не утратить в этом описании самое ценное - его живую ткань, выраженную в непероводимом языке образа: «Искусство - перелагатель неизречимого; поэтому глупостью кажется попытка вновь переложить его». Нельзя сказать, что И.В. Гете посвятил свою жизнь самообразованию. Оно и есть его жизнь, его поэзия, его театр, его графика, его политика, его наука. Уникальность положения И.В. Гете во всей культуре рубежа ХVIII-XIX веков определялась тем, что многообразные формы его творческой деятельности не просто дополняли, но продолжали и пронизывали друг друга. «Мыслить, знать, чувствовать, верить и как там еще называются щупальца, которыми человек нащупывает вселенную; они должны всегда работать во взаимодействии, только так мы и можем выполнить свое призвание», - писал И.В. Гете.

Например, его учение о цвете является столь же научным трактатом, сколь и художественным произведением, причем не только по форме, но по содержанию, методам, подходам выявления сути цвета. Ведь это не мертвый, внешний, сторонний человеку феномен, напротив - неотъемлемый от его субъективности способ познания единого организма вселенной. Неспособная вписаться ни в узкие рамки научной рациональности, ни в свободный стиль художественных салонов гетевская трактовка цвета до сих под повергает в растерянность и ученых, и теоретиков искусства, оставаясь непременным пособием для практических художников.

Универсальная цельность личности, отражающей универсальную цельность живого и развивающегося мира, является важнейшей основой, на которой строится мировосприятие, миропонимание, мироощущуеие И. В. Гете и его высокоге искусство самообразования. Это ориентир, надежда и стимул для современной педагогической науки и практики, призванных противостоять наростающей атомизации общества и все более явственным тенденциям формирования «одномерного человека-функции».

На фундаменте живой диалектики и единства мира, чувства, духа, интеллекта, в неутомимости непрерывного поиска, в многообразии творчества И. В. Гете возводит самого себя, свою гениальность, и этим успешным опытом он щедро делится в своих романах, трагедиях, стихах, афоризмах.

Афористическое наследие И. В. Гете очень богато и разносторонне. Все его изречения основанны на жизненном опыте, идет ли речь в них о явлениях природы, человеческих страстях, научных исследованиях, проблемах нравственности и искусства. Афоризмы И. В. Гете необычайно оптимистичны, насквозь проникнуты жизнеутверждением, верой в способность человека к самосовершенствованию. Не все они прозрачны и просты для понимания, но требуют скорее не толкований и объяснений, а размышлений самого читалеля. Они стоят того. Это ведь беседы с самим И. В. Гете.

С некоторыми из афоризмов, завершающих «Годы странствий Вильгельма Мейстера», мы и предлагаем познакомиться.

Истинный ученик научается выводить неизвестное из известного и тем приближается к наставнику.

В кузнице железо размягчают, раздувая огонь и отнимая у болванки лишнюю пищу; когда же она очистится, ее бьют и гнут, а потом питают чуждой железу водой, отчего оно вновь твердеет. То же претерпевает человек от своего учителя.

Эклектиком будет всякий, кто из всего окружающего и происходящего вокруг усваивает только то, что отвечает его природе; таково все, что мы называем образованием и прогрессом, как в теории, так и в практике.

Редко бывает даже, чтобы кто-нибудь, дожив до глубокой старости, мог исторически отнестись к самому себе и к своим современникам, то есть чтобы он отбросил все контроверсии с ними.

Столь важное изречение, как «познай самого себя», ни в коем случае нельзя истолковывать в смысле аскетическом. Тут нет и намека на «самопознание» наших новейших ипохондриков, юмористов и самоистязателей. Изречение значит просто-напросто: не забывай о самом себе, следи, каковы твои отношения к себе и подобными и с миром! Для этого не нужно никаких психологических мучений; каждый здравый человек понимает и знает на опыте, что это значит.

Как Сократ призывал нравственного человека обернуться на себя, чтобы самым простым способом просветиться на свой собственный счет, так Платон и Аристотель выступили как равно полномочные перед природой личности: один - чтобы предаться ей умом и душой, другой - чтобы взглядом исследователя и методом завоевать над нею власть. И любоая возможность приблизиться к этим троим - ко всем вместе или к каждому поодиночке - радостна для нас и всегда способна помочь нашему образованию.

Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.

Чтобы спастись от беспредельной сложности, раздробленности и запутанности современного учения о природе и вернуться к простоте, нужно всегда задавать себе вопрос: как отнесся бы Платон к той чрезвычайно многообразной в своей основе природе, какой она предстает перед нами теперь?

Мы убедили себя, будто можем естественным образом достичь последних ответвлений познания и, стоя на этой основе, постепенно возвести и упрочить вершины любой науки. Но мы должны ежедневно исследовать, как помогает или препятствует нам в этом деятельность нашего века, - если мы не хотим отвергнуть полезное и принять вредное.

Есть две истинные религии: одна признает и чтит то святое, что обитает в нас и вокруг нас. Вне всякой формы, другая чтит его облеченным в прекраснейшую форму, Все лежащее в промежутке есть идолопоклонство.

В нас живет неизменное, каждодневно возникающее вновь, глубочайшее стремление постигать слово в возможно более непосредственной связи со всем перечувствованным. Увиденным, передуманным, пережитым, существующим в уме и в воображении.

Пусть каждый испытает себя, - и он найдет, что это гораздо труднее, чем можно было бы подумать: ведь обычно слова для людей - только заменители, человек мыслит и знает по большей части лучше, чем высказывает мысли и знания.

Но будем тверды в стремлении к ясности и честности, чтобы благодаря им по возможности избавляться от всего ложного, непристойного, недодуманного, что может само возникнуть в нас и в других или закрасться извне.

С годами испытания становятся строже.

Мало знать - нужно еще уметь применить; мало хотеть - нужно еще и делать.

Там, где мне приходится не быть больше нравственным, я теряю всякую власть.

Воспитатель должен выслушивать детство, а не дитя.

Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки. И то и другое принадлежит целому миру, как все высокое и благое, и то и другое может развиваться лишь благодаря свободному взаимодействию всех ныне живущих при постоянном внимании к тому, что осталось и что известно нам от прошлого.

Своеобразие выражения - альфа и омега искусства. Но у каждой нации есть особенности, отличные от присущего всему человечеству своеобразия; сперва они могут нас отвратить, но если мы полностью им предадимся , то они в конце концов возьмут верх над нашей собственной природой.

В целом науки все больше отдаляются от жизни и возвращаются к ней лишь кружным путем.

Вреднейший предрассудок - думать. Будто хоть один метод исследования природы может быть предан анафеме.

История философии, науки, логики, религии - все показывает, что мнения распространяются всегда во множестве, однако из всех получает преимущество самое понятное, то есть самое подходящее и легкое для заурядного ума. Более того, кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.

Сам человек, покуда его внешние чувства здоровы и служат ему, есть самый точный и лучший физический инструмент, какой только может быть; величайшая беда современной физики в том и состоит, что она разобщила эксперимент и человека и стремиться познать природу только через показания искусственно созданных приборов и даже ограничить и определить этим ее деятельные возможности.

Точно так же обстоит дело и с вычислениями. Многое из того, чего нельзя вычислить, истинно, как истинно и многое такое, что нельзя свести к точному эксперименту.

Человек потому и стоит так высоко, что в нем отображается нигде более не отобразимое.

Новой истине ничто не вредит больше старого заблуждения.

Самой прекрасной из женщин сочтена будет та, которая окажется в состоянии заменить своим детям умершего отца.

Поэтический талант дается одинаково и крестьянину и рыцарю; все дело в том, чтобы каждый понял свой удел и ценил его по достоинству.

Если бы мы ставили себя на чужое место, то исчезали бы ревность и ненависть, которые мы часто испытываем к другим: а если бы мы ставили других на свое место, то у нас поубавилось бы гордости и самомнения.

Лучше сделать хотя бы пустяк, чем считать пустяком потерянные полчаса.

Самоуважение - исток нашей нравственности; способностью ценить других определяется наше поведение.

В наши дни придется плохо тому, кто не приналяжет на какое-нибудь искусство или ремесло. В быстром коловращении мира одно знание больше не помогает; прежде, чем успеешь все заметить, потеряешь самого себя.

По сути, все дело в воззрениях? Где есть воззрения, появятся и мысли, и каковы воззрения, таковы будут мысли.

Список литературы

Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти томах.- М., 1975 –1980.

Гете И.В. Избранные философские произведения. - М., 1964.

Гете И. В. Избранные сочинения по естествознанию. - М., 1957.

Гете И. В. К учению о цвете (хроматика) // Психология цвета: Сб. - М., 1996

Вернадский В. И. Мысли и замечания о И.В. Гете как натуралисте // Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. - М., 1981.

Эккерман И. П. Разговоры с И.В. Гете в последние годы его жизни. - М., Л., 1981.

Людвиг Э. И. В. Гете. - М., 1965

Вильмонт Н. Иоганн Вольфганг Гете. - М., 1970.

Канаев Н.И. Гёте как естествоиспытатель. - Л., 1970.

Тураев С. Иоганн Вольфганг Гете.- М., 1957.