Мой друг, художник из Питера, постоянно и не на шутку замороченный всякими Дао и Кастанедами, учил меня вслед за восточными мудростями, что всякий человек, который встречается тебе на пути, — твой учитель. Сейчас я думаю, что тем более это касается книг. Вот, например, архетип кризиса среднего возраста, которым человечество ныне в обязательном порядке болеет, заложил еще великий Данте. Данте в «Божественной комедии», вот кто открыл перед нами пугающие просторы midlife crisis, а вовсе не Юнг:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу.
Так горек он, что смерть едва ль не слаще…
Однако великий Данте и тут был велик, потому что не только достойно пережил ужасающую прогулку по Сумрачному Лесу, но вынес из нее немалую пользу:
Но благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.
Но если Данте положил такое ясное, выводящее к свету начало переживания Кризиса Среднего Возраста, значит, дальнейшее наше знание о нем должно сконцентрироваться вокруг положительного, обогащающего аспекта этого отрезка времени.
Справка для недошедших до Сумрачного Леса или не заметивших, как солнышка вокруг стало меньше, а проблем больше. «Кризис» в переводе с греческого значит «суд». Суд — значит, пересмотр всего прошлого багажа. Суд — значит, трезвость судьи и его нелицеприятные решения. От суда часто хочется откосить. Выпить вина и не прийти — неявка по причине того, что был нетрезв. Или заработаться, или зазаботиться о детях — неявка по объективным обязательствам. Но суд все равно состоится. Как рассказал мне один психоаналитик о своем пациенте: «Доктор, у меня нет никакого кризиса, только вот смерти что-то стал очень бояться!»
Юнг
Первым в психологии понятие кризиса середины жизни начал разрабатывать Юнг. Он ввел в наше сознание прозрачный, закрепившийся образ — человека, достигшего вершины горы и видящего теперь ее склон (склон — это путь вниз!) и тоннель в конце этого склона. Неожиданно становится видно все: куда ты идешь, откуда пришел. Тот путь, который уже пройден, может увидеться совсем по-другому: на том месте, где ты, казалось, преодолевал скалу, — лишь небольшой камушек. Там, где продирался сквозь непроходимую чащу, — кустик, который можно было бы обойти. Смешанные чувства испытывает человек на вершине: гордость за пройденный путь, удовольствие от достижения вершины, разочарование и, конечно же, грусть. Еще драматичнее может быть видение с этой вершины другой горы — той, куда ты на самом деле хотел забраться, но где-то в пути свернул и пошел в неправильном направлении, — и вот ты на вершине, но не на своей. Времени начинать путь с начала меньше, и силы не те.
Цена успеха: психологическое здоровье личности
«Наш подход» к кризису
Обходя англо— и немецкоязычную часть интернета и расспрашивая своих друзей на тему «как вы пережили свой midlife crisis?», я не встретила ни тени недоумения. Западный сайт рассматривает эту проблему со всех сторон: эмоциональной, карьерной, мужской, женской, фармацевтической, психоаналитической, физиологической, философской. Ответы «иностранных друзей» моих начинались словами: «Мой кризис среднего возраста наступил и заключался в том-то». То есть он обязательно наступил и обязательно заключался, а как же иначе!
Чехия. Курорт Лугачовице. Арт-терапевтическая мастерская «Теория и практика трансперсональной арт-терапии»
Русский сайт гораздо лаконичнее, пестрит статьями с очень общими рекомендациями. А большая часть моих «здешних» подруг отвечала так: «Нет, я не переживала никакого кризиса, чувствую себя на шестнадцать, и даже в магазине последнее время что-то не продают спиртное». При этом я заметила, что в рекомендуемой аудитории — от тридцати пяти до пятидесяти — чем дальше, тем больше на шестнадцать принято себя ощущать. Вполне возможно, это лишь одно из проявлений «кризиса середины жизни».
Новые психотерапевтические подходы: практика краткосрочной системной терапии по Берту Хеллингеру
Дао
Итак, есть гора и склон — и тоннель, который каждый человек понимает по-своему. Есть сумрачный лес. А есть путь — то есть Дао. Для верных в своих пристрастиях к древнейшей медицине китайцев средний возраст женщины — это примерно четыре раза по семь, мужчины — четыре раза по восемь. Однако, добавляет мой китайский доктор, с тех пор как Лао Цзы написал «Дао Дэ Дзин», так много воды утекло и мы стали так комфортно жить и так много употреблять витаминов, что к этому возрасту смело можно прибавить лет семь-девять. В этом возрасте происходит затухание, то есть замедление функций многих жизненно важных внутренних органов, что приводит человека в состояние раздумья. Именно в это время проверяется, правильный ли багаж накапливался в течение всей предыдущей жизни: если знания накапливались правильно — значит, человек не шел наперекор себе. Может быть, в этом и заслуга родителей, которые не заставляли чадо идти по намеченному ими пути без учета его личных особенностей. То есть если ребенок был вялым и необщительным, не насиловали его компанейской жизнью, а развивали качества, присущие ему как личности: углубленность, философский склад ума, умение осмыслить ситуацию. А если ребенок был сангвиником, не усмиряли чрезмерно его нрав, не загоняли в русло примерного поведения, запрашиваемого без учета его живости. Такие люди с «правильным багажом» на Востоке называются «севшими в свою лодку», они плывут дальше.
Внутренний взрослый
Однако даже если родители не сделали для ребенка и его правильного Дао всего необходимого, в какой-то момент ребенок, безусловно, собравший целое «досье» на беспечных родителей, начинает становиться взрослым. На одной исповеди старенький многодетный священник сказал мне: «Деточка, тебе пора отпустить родителям их грехи, пусть поживут спокойно на старости лет!». Многие мои подруги (разумеется, включая меня) вскарабкались на пик нашей горы с целым списком претензий к родителям за наши неврозы, и нам понадобилось много лет, чтобы простить им все, что они для нас недоделали, и почувствовать искреннюю благодарность за все остальное. Я, например, так и сказала на своем 36−летии: «Мам, я снимаю все претензии к тебе». Психологи объясняют, что отпустить грехи родителям, перестать обижаться на них и выстроить отношения заново — колоссальный труд, результатом которого является чувство невероятного облегчения. Для личности это означает выйти из состояния обиженного ребенка в состояние внутреннего взрослого.
Позитивная психотерапия. Теория и практика
Маркетинг
Честно прочитав страниц восемьсот классического учебника по кризису среднего возраста и семейных отношений, набитого миллионами «историй болезней» разной степени тяжести, я «встретила на своем пути» весьма успешного маркетолога (в возрасте среднего возраста!), который изложил довольно оригинальный взгляд на проблему «добро пожаловать в midlife crisis!».
Кризисы в принципе есть в человеческой жизни, сопутствуют ей все время, но вот выделение в такую мощную западную индустрию midlife crisis — результат сформированной потребности. Когда кризис у человека наступает, например, в двадцать четыре года, он еще не представляет интереса с точки зрения своих финансовых возможностей. Перспективнее с предложением «товаров и услуг» обращаться к более доходной части населения. И вот наступает золотой возраст после тридцати — это та пора, когда у человека, как правило, уже есть деньги, он уже является самой желанной целевой аудиторией для рынка психологических услуг во всех их проявлениях — от армии психоаналитиков до фармацевтической индустрии. А дальше надо только его подхватить и вести по жизни — ведь на западных сайтах так и говорится: кризис может продолжаться и до семидесяти лет! Миллиарды долларов зарабатываются на этом кризисе.
За годы существования человечества по тонкости и способности чувствовать человеческая душа не претерпела значительных изменений. Она так же реагирует на раздражители, как и тысячу лет назад. Но тысячу лет назад у нас был Бог. Он есть у нас и сейчас, однако, как только человек сходит с орбиты веры, — начинается или трагедия, или комедия. И то, что на монетах на западе чеканят In God We Trust абсолютно не меняет ситуацию. А ситуация объективно такова: мы живем в постхристианском обществе. То есть в обществе толерантном: хочешь любить синеньких — запишись в общество синеньких, любишь лазать на крышу — запишись в общество лазания по крышам. Нет негативной и позитивной оценки. Люди не понимают, чувствуют они себя правильно или неправильно, человек не способен оценить сам, хорошо или плохо то, что с ним происходит.
Проблемы и кризисы в жизни организаций и деловых людей
Борьба anti-age
«Понимаешь, — поделилась со мной подруга и коллега-журналист тридцати семи лет, — в двадцать пять выпьешь бокал вина — и видишь, что все мужики на расстоянии километра твои, а сейчас выпьешь бокал, потом второй — и видишь, что у тебя проблемы с алкоголем!»
Вводимый в наш мир ажиотаж вокруг вечной молодости сравним по навязчивости разве что с культом стройности. Фантастические цены на anti-age программы в западных клиниках доказывают, что нам ничего не жаль для себя, красивых. Косметолог одной из таких клиник рассказывала мне: «Представляешь, в понедельник я наколола мадам N всем, что было в арсенале, мы сделали пластику век. А в субботу я вижу ее на телеэкране, и она говорит журналистам: ‘Что я предпринимаю для достижения такого цвета лица? Да, право, не знаю, откуда он у меня. Может быть, помогает огурчик, который я прикладываю к коже по утрам». Представляешь: огурчик! У меня какая-то теневая профессия: никто не хочет признаваться, что ходил ко мне. А ведь практически все, кого мы видим на экране, — клиенты anti-age косметологии» (Только не спрашивайте меня, как я сама там оказалась!)
Страх перед старостью и ревнивое отношение к армии молодых и худых, наступающей со всех сторон, — один из верных признаков кризиса середины жизни. В борьбе за место в их рядах очень важно не подорвать здоровье — физическое и душевное.