Смекни!
smekni.com

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики (стр. 2 из 3)

Совершенно прав один из крупнейших философов современности, утверждая, что "невозможно понять рисунок, ничего не зная о технике, в которой он выполнен. Невозможно постичь фильм, ничего не смысля в технике съемки и монтажа" (12).

Специализированные программные пакеты позволяют ребенку уже в 5-7 возрасте создавать на экране компьютера настоящее волшебство мультфильма, практически гарантируя успешность результата. Понятно, что это будет простейшая двумерная анимация с элементарным сюжетом, но педагогический эффект от ее создания тем не менее очень значителен и разносторонен.

Существуют аналогичные детские программы, ориентированные на компьютерное рисование, компьютерный дизайн, объемное моделирование и т.д., охватывая весь круг возможных приложений компьютера в области визуального творчества и позволяя сразу, за счет автоматизации многих процессов и подготовительных этапов, выйти за круг "самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм", самореализоваться в искусстве.

Наконец, становится возможным в художественном образовании согласовать обучение технике творчества и самореализации, осуществить на практике призыв В.С. Выготского: "Учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности - все это хорошо, но в то же время дайте простор и для детской фантазии, не ломайте детский язык сказачного видения мира..." (7, с.52-53).

"Только тогда очищается чувство, Когда соприкасается с красотой."

Ф.М. Достоевский

Уже давно была замечена удивительная особенность эстетической деятельности, которая заключается в том, что в художественном творчестве не столько повторяется, сколько преодолевается внутренний и внешний космос человека.

Именно поэтому прекрасным может быть не только изображение радости, надежды, здоровья, но и грусти, болезни, отчаяния и т.д. "Таким образом, искусство есть не восполнение жизни, но исход из того, что в человеке превышает жизнь" и "смысл эстетической деятельности понимался с самых древних времен как катарсис, т.е. освобождение и разрешение духа от мучающих его страстей" (7, 283-284).

Данная интерпретация искусства, не претендуя на всеобщность и монопольное обладание истиной, доказала свою правомерность и эффективность в области педагогической психотерапии скусством. Впервые термин "арт-терапия" был употреблен психиатром А. Хиллом в 1938 году при занятиях изобразительным искусством с людьми, находящимися в туберкулезном санатории.

В течение последующих десятилетий арт-терапия как метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии, стремительно эволюционировала на основе принципов гуманистической психологии, согласно которым воздействие занятий художественным творчеством на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства.

Цвет, характер линии, выбор сюжета, детали, размер и расположение объектов свидетельствуют об сознаваемых или спонтанных чувствах ребенка. Средствами искусства ребенок может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и других людях. Строя отношения с педагогами, владеющими языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь. Для воспитателя важно создавать определенную атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам:

- не интерпретировать рисунки детей для детей с позиций эстетических схем, школ и концепций;

- принимать их такими, какие они есть (смеющиеся, беззаботные, плачущие или агрессивные;

- предоставлять им право на молчание и право выбора: то есть сопровождать их в этом трудном путешествии к истокам самого себя - это необходимые условия для арт-терапевтического процесса как пути к установлению истинных (неигровых) межличностных отношений.

В творческой деятельности, когда ребенок чувствует себя защищенным, могут воплощаться чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в символической, значимой для ребенка и необычайной для всех остальных форме.

Главное, что нужно при арт-терапевтическом использовании компьютерной графики, - это создать пространство безопасности и доверия. Инструментарий ее абсолютно подходит для решения этой задачи. Особенно ценным является принципиальная возможность исправления любых некорректных действий при создании изображения. Технологически это реализовано с помощью команды "Отмена". В контексте дидактического процесса это обеспечивает безусловную успешность любой работы. Широчайшее поле выбора шаблонов, примитивов, сюжетных заготовок, интуитивная понятность интерфейса, простота, изящество и богатство инструментария работы с формами, контурами, цветом позволяют снять напряжение, присущее любой другой технике рисования аппликации, раскрашивания и т.п.), открывают возможность чистого творчества.

В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование - это процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует. Принятие другого человека и подлинность как выражение своих эмоций являются неоспоримыми достоинствами и уникальной ценностью арт-терапевтического действия на основе использования компьютерной графики.

"Компьютер наиболее опасен для сознания ребенка тем, что способен создать достоверную и увлекательную "иллюзорную реальность"

Г.Костоев

Все новое и непривычное вызывает закономерную настороженность и опасения. Не является исключением и компьютерная графика, особенно в своих педагогических приложениях. Такие опасения можно только приветствовать в качестве первого шага к построению действительно эффективной системы ее использования в области эстетического воспитания. Нельзя только ограничиваться этим первым шагом и надо стараться отделить действительные угрозы от иллюзорных.

Очень часто компьютерную графику, как и вообще все экранные искусства, обвиняют в том, что они настолько увлекают ребенка, что он теряет органическую связь с действительным миром, уходя в фантастическую реальность оторванной от жизни сказки. Хорошим ответом на это являются слова из рекламного проспекта к мультимедийной программе для юных художников "Арт-студия": "Программа построена таким образом, чтобы ребенок практически сразу освоился в ней и обходился без помощи взрослых".

Это сказано для взрослых и отражает сокровенные чаяния многих из них: передоверить ребенка машине, освободиться от него, избежать его настойчивого стремления к непосредственному общению. А затем снять с себя всю ответственность, обвинив компьютер во всех грехах. Это тот страх перед компьютером, который является ничем иным, как "отношением свободы к собственной вине" (Сёрен Кьеркегор), он проистекает не из особенностей взаимодействия ребенка с компьютером, а из небывалой оставленности, заброшенности ребенка среди вещей, которые являются существенными симптомами сегодняшнего дня.

Практический выход из такого положения может быть только один: обязательное взаимное сотворчество с ребенком за компьютером и непременное продолжение его в совместных играх, прогулках, конструировании, чтении, лепке, вышивании и т.п. Компьютерная графика служит для украшения реального мира, и ее педагогическое использование должно осуществляться в этом же направлении не только в постановке перспективных целей, но и для каждого отдельного случая. Это в полной мере отвечает и особенности детского возраста, которая "состоит в том, что непосредственная сила конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции (7, с. 277).

"Там же чудища в чулане И страшилы на стене!"

Том Хантер

Множество нареканий существует по поводу содержания современных компьютерных игр, мультфильмов и т.п. В справедливости большинства из них нет сомнений. На коммерческой основе, в угоду примитивным потребностям и вкусам современная экранная продукция часто имеет откровенно антипедагогическое содержание. К сожалению, подобный упрек можно отнести и к любой другой группе товаров для детей: игрушкам, книгам, одежде.

В связи с обсуждаемой проблемой эстетического воспитания хотелось бы обратить внимание только на то, что "мы никогда не можем быть заранее уверенными, каково будет моральное воздействие того или иного произведения на ребенка" (7, с. 272).

Л.С. Выготский приводит примеры, когда симпатии детей при оценке басен Крылова однозначно оказывались на стороне Лисицы ("Ворона и Лисица"), Стрекозы ("Стрекоза и Муравей"), Волка ("Волк на псарне"), а чтение детям "Хижины дяди Тома" вызывало у них искренние сожаления о том, что времена рабства миновали (7, с. 272-273). В то же время замечено, что дети, увлекающиеся "стрелялками-догонялками" и прочими "ужасниками", очень не любят смотреть репортажи с театра военных действий и мест катастроф ("потому, что происходит на самом деле").

Процессы морального воздействия искусства (как компьютерного, так и традиционного) сложны и неоднозначны, и недопустимо в их анализе примитивизировать психику ребенка. "Прежде всего необходимо отказаться от взгляда, будто переживания эстетические имеют какое-то непосредственное отношение к моральным и что всякое художественное произведение заключает в себе как бы толчок к моральному поведению" (7, с. 272). Если этого не сделать, то наступает банальная эстетическая слепота, когда вместо художественного образа видится только голая моральная схема. А умение видеть едва ли не самое ключевое в эстетическом воспитании. Как убедительно доказал своим творчеством Поль Сезанн, "только изучение изменяет наше зрение... время и размышления изменяют впечатления от увиденного, и, наконец, к нам приходит понимание". (8). Для современного экранного искусства эти слова особенно актуальны.