"Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько ценен использующий ее человек."
Н. Винер
Нельзя обойти молчанием и предупреждения об изначально разрушительном характере компьютерной графики в контексте развития творческих способностей человека.
Что тут возразить? Лучше всего привести характерный пример. На одном международном симпозиуме выступал очень уважаемый ученый с докладом о проблемах аксиологии познания. Смысл выступления заключался в том, что давать оценки явлению гуманитарной культуры правомерно лишь на основе личного опыта сопричастности к нему и непосредственного сопереживания.
Особняком в докладе прозвучала уничижительная характеристика виртуальной реальности. "Каков Ваш личный опыт взаимодействия с ней?", - спросил я докладчика. "Я слышал такие мнения от авторитетных людей", - искренне ответил он. Поистине, до сих пор верны горькие слова Альбрехта Дюрера: "Некоторые же пишут о вещах, которых они не знают, но это пустой шум" (9).
Если недопустимо примитивизировать психику ребенка, то так же неприемлема мифологизация компьютера, который есть в конечном счете "такой же инструмент, как кисть или долото" (Том Макмиллан).
Новые информационные технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания произведения искусства, но не являются безразличными к нему, открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа. По-прежнему в основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства и художественный вкус.
Сияющие радостью глаза ребенка, торопливо стучащееся сердце, невольно закусанная губа подскажут правду о признаках вдохновения к истинному творчеству тому, кто хочет и может видеть. С чудесными результатами компьютерного творчества можно познакомиться на десятках детских художественных галерей в Интернете (10).
Приятно отметить, что среди них есть одна, особенно замечательная тем, что она наша, белорусская. Это галерея "Оазис" (www.belipk.unibel.by/exhibition), на которой проводится конкурс детского рисунка и компьютерной графики "Карнавал сказок".
Таким образом, важнейшая задача системы эстетического воспитания видится в том, чтобы сформировать эстетическую культуру личности, адекватную реалиям и вызовам современного информационного общества. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере деятельности. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания - оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности.
Список литературы
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999. - 368 с.
2. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия // Известия АПН РСФСР. - М., 1947. - Вып. 11. - С. 7-26.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М:Учпедгиз,1946.-703 с.
4. Рожина Л.Н. Некоторые особенности отношения младших школьников к литературным героям // Вопросы психологии. - 1964. №1. - С. 163-178.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Народная света, - 1982. - 288 с.
6. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика,1988. - 104 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
8. Поль Сезанн. Письмо к Э. Бернару // Мастера искусств об искусстве. - М., 1931. - Т.3. - C. 227-228.
9. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. - Т. 2. - М.Л.,1957.
10. Концевой М.П. Дети в Интернете (детское изобразительное творчество в Киберпространстве) // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа - 1999. - № 1. - С.85-87.
11. Эстетическое воспитание школьников: программы кружковой и факультативной деятельности. - Мн.:НИО,1998. - 142с.
12. Интервью с Умберто Эко // Домашний компьютер. - № 2. - 1998.