Смекни!
smekni.com

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики (стр. 1 из 3)

Концевой М.П.

"Прекрасное есть жизнь"

Н.Г. Чернышевский

Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос, руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало всех начал.

Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности видеть, ценить и творить прекрасное: трудясь и отдыхая, любя и тоскуя, борясь и мечтая...

Отсюда ведут пути к уродливому разгульно-пьяному "красиво жить не запретишь"; к безнадежному отвращению от жизни, в которой только грязные пятна на оконных стеклах, а прозрачная березовая роща за ними невидима глазу и неведома сердцу.

Насколько же важно для ребенка эстетическое воспитание, призванное помочь сделать правильный выбор пути и поддержать его в минуты усталости и сомнений!

"Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день"

Л.С. Выготский

Казалось бы, в этой важнейшей области воспитания компьютерная графика как сфера художественного творчества (Понятие "компьютерная графика" используется также для описания научной дисциплины, изучающей методы создания компьютерноых изображений, а также соответствующих программно-инструментальных технологий.) может играть в лучшем случае только трехстепенную роль. Действительно, если понимать компьютерную графику так, как это зачастую делается в специальной педагогической литературе, то иного вывода быть не может: "Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем полученные изображения выводят на принтере" [1, c. 13]. Остается только порадоваться, что такая "графика" от нас как будто еще очень далека.

Но ведь это же совершенно неверное понимание явления, которое по необходимости приводит к безнадежно искаженному представлению о его значении и роли в системе воспитания и ошибочным действиям педагога. Не углубляясь в терминологический анализ понятия "компьютерная графика", припомним каждодневные встречи современного ребенка с ее произведениями.

Таня листает свои первые книжки, недавно подаренные ей в день рождения: разглядывает иллюстрации, всматривается в текст, пробует читать. Практически наверняка эти книги сверстаны на компьютерной издательской системе, иллюстрации были отсканированы и обработаны в графическом редакторе, а шрифты неуловимо (шрифтовая графика - самое невидимое из визуальных искусств, но такое важное для обучения!), но вместе с тем существенно отличаются от шрифтов, которые использовались в книгах прежде, ведь они тоже имеют компьютерную природу.

Андрей достал коробку с игрушками, строит из конструктора "Сказочный Замок", а затем соберет "Звездный корабль" и "Гоночную машину". Удивительная многофунциональность конструктора - это результат кропотливого компьютерного дизайна. Точно так же, как привлекательность и простота работы с ним - результат компьютерного стайлинга. В полной мере все сказанное относится и к реальным архитектурным решениям современных зданий, космическим кораблям и автомобилям.

Миша смотрит свой любимый мультипликационный сериал, который обязан своему созданию новым возможностям программ трехмерной компьютерной анимации аналогично тому, как абсолютное большинство зрелищных киноэффектов обязано компьютерному видеомонтажу.

Компьютерная графика всё чаще является той основой, из которой возникает дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения человека! Прекрасные программы ландшафтного визуального конструирования позволяют подобрать для каждого уголка такую композицию трав, кустарников и деревьев, чтобы она радовала красотой круглый год, успешно развивалась, причиняя минимум хлопот, и дарила максимум удобства и здоровья.

Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов некогда мерцавших на экранах компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается, значение его для эстетического воспитания трудно переоценить ведь, как верно заметил А.И. Буров, - "любое эстетическое отношение не существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие формирования эстетического отношения" (6, с.47).

Без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас он для рожденного в нем ребенка - единственно возможный, самый живой, понятный и родной (чтобы не думали о нем, сотворившие его взрослые, как бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать).

Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка.

Это остается справедливым даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственых контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере. Ему все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством воспитателей (родителей, учителей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения.

В том же случае, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

"У малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств"

В.А.Сухомлинский

Общеизвестно, что общение детей с произведениями искусства развивает их эстетические чувства, потребности и способности. Однако для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений.

Многочисленные данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том поразительном факте, что эстетическое отношение к произведениям искусства в младшем школьном возрасте (несмотря на высокую эстетическую чувствительность детей в целом) сформировано слабо. Подмена эмоционально-эстетического отношения к искусству непосредственно-эмоциональным, утилитарным, познавательным, нравственным и т.д. проявляется как при восприятии художественных произведений, так и в детском художественном творчестве.

Констатируется, что дети не имеют адекватных форм общения с произведением искусства, а, следовательно, искусство не может быть полностью использовано как средство эстетического и личностного развития ребенка (2, 3, 4).

Здесь будет уместным вспомнить, что "читатель должен быть конгениален поэту, и, воспринимая художественное произведение, мы как бы воссоздаем его всякий раз наново" (7, с. 272). К большому сожалению, воспитатели часто забывают о своеобразии детского эстетического восприятия и невольно стараются навязать ребенку общение на языке чуждых ему художественных образов, в котором подчас с трудом разбираются сами.

Для эстетически адекватного восприятия любого произведения искусства необходима определенная освоенность соответствующего культурного контекста, что иногда является большой проблемой для взрослого человека (о чем красноречиво говорит широкий спектр отношений к различным направлениям изобразительного искусства уходящего века). Стоит ли удивляться, что для детей, чье мировосприятие очень конкретное, привязанное к событиям их непосредственной жизни, подобная задача является неразрешимой, а значит педагогически неоправданной.

Если не смешивать живое искусство и музейную историю искусств, то окажется, что дети очень восприимчивы к эстетической стороне художественных произведений, если последние говорят на понятном для детей языке образов. Множество свидетельств тому можно найти, анализируя детские отношения к любимым игрушкам, книжным иллюстрациям и, разумеется, мультфильмам.

Анимационное кино имеет как раз тот язык, который наиболее соответствует особенностям детского эстетического восприятия мира, пространства и времени. Однако до последних лет эта область искусства оставалась на переферии не только начального художественного образования, но и эстетического воспитания детей. Компьютер кардинальным образом меняет положение дел.

Мультипликация, обручившись с компьютером и приняв название компьютерной анимации, вступила в период зрелости. Это выразилось в том, что сегодня технические проблемы реализации художественного замысла отступают на второй план, открывая простор для свободного творчества мультипликатора, призванного стать той тропинкой, по которой ребенок может и должен выйти во вселенную мировой художественной культуры.

Как это ни удивительно для многих, но сегодня, в эпоху становящейся "экранной культуры", именно компьютерная графика в своих многообразных формах может стать необходимым звеном для наиболее эффективного приобщения ребенка к общечеловеческой сокровищнице искусства.

Все предпосылки для этого уже создаются: значительная часть художественного наследия надежно защищена от разрушения переводом в электронную цифровую форму представления и становится фактически общедоступной благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.

Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в творческую лабораторию создателя мультфильмов. Важность этого заключается в том, что "невозможно до конца войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка. И поэтому известное минимальное техническое ознакомление со строем всякого искусства непременно должно входить в систему общего образования" (7, с. 291).