Курсовая работа
Выполнил Конев Е. П.
Южнославянский институт, Николаевский филиал Киевского института «Славянский университет»
Николаев, 2002
1. Введение
В целях качественного рассмотрения данной проблематики, следует, как минимум, дефиницировать понятие «мышления», рассмотреть его истоки, формы проявления, его существование.
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщённое отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Затем можно сукцессивно перейти к психофизиологическим истокам половой дифференциацией мышления и интеллектуальных функций. Предварительно можно сказать, что особенностью мыслительной деятельности является эволюционное развитие, которое явилось дифференцирующим звеном мыслительной деятельности, а половой гормон несёт в себе качественный параметр мышления.
Я подробно рассмотрю физиологию особенностей структуры мозга и продукт проявления такового (интеллект). Конечно же, не останется без внимания и трансляционная форма мышления – речь. Соответственно будут рассмотрены особенности общения мужчин и женщин. А итогом рассмотрения вышеуказанных параметров будут рассмотрены взаимоотношения мужчин и женщин. Уже как следствие рассмотренного, будут указаны структура (модель) поведения представителей противоположных полов и сущность таковых.
Так, приступая к рассмотрению данной темы, следует предварительно указать на следующую особенность рассматривания темы. Под понятиями «мужчина» и «женщина» будут пониматься типичные представители пола. Конечно, таковых никогда не было и не будет. Примером может служить модель идеального газа в физике, которого есть полное описание, характеристика, свойства, но такового суть нет. Мы узнаем, что мужчины имеют в-себе некоторые женские качества, а женщины – мужские. Разница лишь в том, в какой мере будут присутствовать эти качества у представителей полов.
Как, модели поведения мужчин и женщин, будут подразумевать собой «идеальных», «типичных» представителей полов, так и сущность. Качественное отличие будет присутствовать в рассмотрении модели и сущности представителей полов – они построены по фактам жизни. Что говорит о практической деятельности.
Кроме того, следует также указать на то, что будут рассмотрены здоровые представители полов. Так как, если обращать внимание, или вынести на рассмотрение, как дополнительный пункт, эту проблематику, то работа развернётся в более широком спектре обозрения. Так рассматривались бы физиологические, психофизиологические, механические, химические, анатомические и другие истоки такового. Всевозможные вариации, способы и методы лечения и прочее. На что потребовалось бы большое количество времени, чем, к сожалению, я не располагаю.
2. Мышление. Общие положения
«Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия».
Г. В. Ф. Гегель
Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщённое отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Прежде всего, для нынешнего психолога совершенно ясна та сторона мышления, которой оно входит в систему поведения как совокупность двигательных реакций организма. Всякая мысль, связанная с движением, вызывает сама по себе некоторое предварительное напряжение соответствующей мускулатуры, выражая тенденцию реализовываться в движении, и если и остаётся только мыслью, то в силу того, что движение не доведено до конца, не обнаружено вполне и пребывает вскрытой, хотя в совершенно ощутительной и действенной форме.
Мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщённое познание объективной реальности1. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»2.
В человеке дано понятие разума и соответственно разуму действия и мышления, и он непременно хочет реализовать это понятие не только в себе, но и желает видеть его реализованным также и вне себя3.
Простейшие наблюдения показывают, что сильная мысль о каком-либо предстоящем действии или поступке совершенно мимовольно обнаруживается в позе или в жесте, как бы в подготовительных и предварительных усилиях, которые мы собираемся сделать. Простейший опыт состоит в том, что испытуемого сажают с закрытыми глазами между двумя какими-либо предметами, расположенными справа и слева от него. Испытуемому предлагается усиленно думать о каком-либо из этих предметов, и тогда, если условие выполнено добросовестно, не представляет особого труда по движению глазных яблок под веками, по напряжению шейной мускулатуры угадать, какой именно предмет задуман. Движение глаз и напряжение мускулатуры всегда совпадают с тем направлением, в которое обращена мысль. Они как бы выдают тайную мысль и позволяют угадать её с безошибочной точностью, какую мы имеем при чтении.
На этом же основано психологическое значение перил на мостах, переброшенных через реки, которое тоже не раз разъяснено психологами. В самом деле, едва ли кому случалось видеть, чтобы перила на мостах спасали людей от падения, так сказать, физической силой своего присутствия, т. е. чтобы человек, идущий по мосту, действительно пошатнулся, а перила вернули его в устойчивое состояние. Обычно люди идут рядом с перилами, почти касаясь их плечом и нисколько не наклоняясь в их сторону. Стоит, однако, убрать перила или открыть движение по недостроенному мосту, как непременно будут несчастные случаи. А самое главное, никто не отважится так близко идти по краю моста. Действие перил в данном случае чисто психологическое. Они элиминируют из сознания мысль или представление о падении и тем самым дают верное направление нашему движению.
1 Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии»
2 Ленин В. И. «Полн. собр. соч.»
3 Фихте И. «Факты сознания»
Человек мыслящий
«В явлениях природы есть формы и ритмы, недоступные глазу созерцателя, но открытые глазу аналитика».
Р. Фейнман
Слова Рене Декарта: "Мыслю значит существую!", ясно показывают необходимость понимания специфики мыслительных процессов, с такой очевидностью показывающих уникальность человеческой психики.
Если вопрос о сенсорно – перцептивном переходе и, соответственно, о различиях между ощущением и восприятием при всей его запутанности и противоречивых решениях никогда все же не возводился в ранг принципиальной философской проблемы, то рубеж, разделяющий образ и мысль, оценивался как одна из "мировых загадок" (Геккель) и "границ естествознания" (Дюбуа-Реймон). И хотя Дюбуа-Реймон считал эту "загадку" менее сложной, чем вопрос о природе ощущения, все же и на нее распространялось его знаменитое "никогда не узнаем". И, несмотря на явную, казалось бы, несоизмеримость трудностей понимания природы этих двух рубежей (нервное возбуждение – ощущение и образ – мысль), то, что обе проблемы включались в число "мировых загадок" и тем самым трудности их решения как бы уравнивались, имеет все же свои эмпирические основания.
В научной и учебной психологической литературе есть много вариантов определений специфики мыслительных процессов, которые, различаясь особенностями использованных терминов и формулировок, объединяются, однако, общностью основных признаков, составляющих специфику мышления по сравнению с сенсорно-перцептивным уровнем познавательных процессов.
Во-первых, мышление рассматривается как отображение связей и отношений между предметами и явлениями объективной действительности. Во-вторых, специфика этого отображения усматривается в том, что отображение является обобщенным. И, в-третьих, особенность мыслительного отображения видят в его опосредствованности, благодаря которой оно выводится за пределы непосредственного опыта.
Самый факт теоретических и эмпирических трудностей прочерчивания четкой границы между образным и мыслительным уровнями организации психических процессов, рассогласующийся с, казалось бы, совершенно явной специфичностью человеческой психики, заставляет предположить, что существует переходное звено, маскирующее пограничную линию своим промежуточным характером и вытекающей отсюда неопределенностью структуры.
Интеллект