Иногда этот внутренний процесс в человеке завершается обретением веры в Бога, иногда - нет, и тогда жизнь таких людей оказывается лишенной той полноты и богатства, того возможного обретения духовности, которые заложены в каждом человеке.
Безусловно, большой помощью для духовного возрождения народа является правильная организация в государстве образования молодого поколения. Под образованием понимается общее образование, включающее в себя нравственное и духовное воспитание и профессиональное образование.
Что касается чисто духовного воспитания, то здесь Церковью уже достигнуты большие успехи, хотя часто приходится с трудом преодолевать инерцию мышления. Это очень существенно, так как:"Отсутствие в душе центральной религиозной силы расслабляюще действует на все прочие силы души" (В.В. Зеньковский "Педагогика").
Духовное и общее образование не должны быть разъединены идейно, поэтому большое значение имеет правильный выбор тех, кому доверено воспитание молодежи. Процитируем еще раз К.Д. Ушинского:"... необходимо также, чтобы светские лица, принимающиеся за воспитание... были не только хорошие педагоги, но и истинные христиане по своим стремлениям и убеждениям... современная педагогика исключительно выросла на христианской почве и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая..." (К.Д. Ушинский "О нравственном элементе в русском воспитании").
Законодательные и исполнительные власти не могут оставаться в стороне и, несомненно, должны содействовать созданию системы образования, повышающей нравственный и духовный уровень народа. С этой точки зрения вполне естественным явились бы ограничения на пропаганду безнравственности в печати, кино, телевидении и других средствах информации. Не вызывает сомнения: если государство заботится о нравственном здоровье своего населения, то смакование, как это часто делается ныне, насилий, убийств, разврата и мистики недопустимо в средствах массовой информации. Это должно быть запрещено законом и закон должен строго выполняться. Введение соответствующего законодательства оказалось бы мудрым шагом к укреплению государства.
Это вовсе не явилось бы ограничением прав личности, как представляется некоторым. К сожалению, многих людей привлекает негативная информация, что в действительности говорит об опасных симптомах развития общества. Можно провести аналогию с тем, как злоупотребление курением, употребление наркотиков, непомерное потребление алкоголя отдельным человеком наносит ему трудно поправимый (а иногда и непоправимый) вред.
Светское общее образование должно стимулировать желания духовного роста, духовного совершенствования, возникновение внутренней потребности руководствоваться в жизни общечеловеческими нравственными принципами и чувством долга, дабы человек осознал, что духовное — это главное в жизни, что без обретения духовное нельзя стать по настоящему культурным человеком. Достижение этого требует чуткого, глубоко продуманного индивидуального подхода к каждому: "Тайна человеческого роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в этом ребенку, - делает лучше, чем тот, кто что-то навязывает... Невозможно отрицать право на воспитание, на воспитывающем лежит задача и обязанность угадать не только талант и способности ребенка, но, что гораздо важнее, логику внутреннего роста. Крайне важно помочь ребенку найти самого себя" (В.В. Зеньковский. "Педагогика").
Недостатки образования в целом связаны с методологией общего образования, которое не должно сводиться лишь к развитию мышления у ребенка, к приобретению им навыков анализа, к сообщению ему сведений, пригодных только в практике, к сумме некоторых представлений об устройстве окружающего нас мира, изучению фактов из истории человечества, знакомству с литературой и искусством, подготовке к продолжению образования. Общее образование должно также дать элементарные сведения о сущности человеческого мышления, сущности человеческого знания и о языке общения между людьми, которые всегда в том или ином смысле основываются на некоторых догмах или аксиомах, а значит, вере в истинность чего-то. Но почему-то часто считается, что догмы присущи только религии. Вместе с тем вера во что-то является неотъемлемой частью человеческого мышления. Оно основано на убежденности и вере в правильности выводов, к которым мы приходим в результате обдумывания той или иной ситуации: которые выражаем средствами нашего языка. То, что дело обстоит здесь не так уж просто, можно проиллюстрировать хорошо известным классическим примером: "На некотором острове имеется лишь один брадобрей и он мужчина. Каждый мужчина на этом острове обязательно бреется: бреется либо сам, либо у брадобрея". На первый взгляд кажется, что это утверждение логически безупречно и верно. Однако это не так. Задумавшись, легко понять, что описанная ситуация невозможна: оказывается, что на этом острове сам брадобрей не брит, та как это противоречит либо первому, либо второму утверждению о том, как кто бреется.
В математике известны примеры, в которых, рассуждая строго логически в общепринятом смысле, приходят к необычным ситуациям: случается, что можно определить отдельные элементы, в то время как их совокупность - противоречивое понятие и в этом смысле не существует. (Например, противоречивым является понятие множества всех кардинальных чисел.) Таким образом, даже математика основывается на вере, на что обращал внимание еще великий математик современности А.Н. Колмогоров. Он говорил, что математика является "опытной наукой" в том смысле, что мы в математике не знаем, рассуждаем мы верно или нет, а лишь верим в то, что делаем это верно, только "внутреннее чувство" ведет нас в нужном направлении в наших математических исследованиях: мы идем по краю пропасти, но почему-то не падаем в нее.
Разъяснению школьникам сущности человеческого мышления, по моему мнению, способствовало бы правильно поставленное преподавание во всех без исключения общеобразовательных школах элементов логики и риторики, которые уже стали входить в некоторые школьные программы.
Отмечая важное значение школы в жизни каждого человека, большую ответственность школьных учителей за воспитание подрастающего поколения, подчеркнем, что все же определяющую роль в воспитании играет семья, так как в ней ребенок впервые узнает о моральных принципах. Именно семья прежде всего формирует нравственность человека.
Успеха в нравственном воспитании легче добиться, когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия. Тогда ребенок чувствует, как хорошо жить на свете, какое счастье любить и быть любимым, иметь верных друзей (что нужно заслужить своим отношением к окружающим), как приятно быть просто порядочным человеком. Поэтому важной целью воспитания современного молодого поколения должно быть развитие стремления к созданию крепкой семьи.