Кудрявцев Л. Д.
Падение нравственности и отсутствие духовности наблюдается в настоящее время, к сожалению, во всем мире. Стремясь к материальному благополучию и накоплению житейских ценностей, люди очень часто заглушают в себе голос совести и пренебрегают нравственными принципами. И если они все-таки вспоминают о совести, то только как о препятствии к получению таких благ, т.е. как о том, с чем надо бороться, что надо преодолевать. Возникающий при этом дух стяжательства не сплачивает людей, а разъединяет их, ведет к деградации общества, его духовному оскудению и, в конце концов, к вырождению. Если не пытаться остановить этот процесс, то человечество изживет само себя.
На определенном этапе отрицательную роль в снижении уровня духовности общества и сопутствующем ему падении нравственности, как ни удивительно, сыграло быстрое развитие науки в XVIII- XIX вв. Открытия многих фундаментальных законов физики, химии, биологии позволили с их помощью объяснить важные процессы, происходящие в окружающем нас мире, и, более того, прогнозировать последствия их развития. В результате многим, в том числе и ученым, стало казаться, что все, происходящее вокруг нас, можно понять и объяснить без Божественного начала. Например, хорошо известно, что, когда Наполеон спросил Лапласа, в чем же сказалась роль Творца в разработанной им космогонической теории образования Земли, он ответил: "Я не нуждался в такой гипотезе". Следствием подобных подходов к окружающей нас действительности явилось распространение атеизма, что привело к падению нравственности.
В России этот процесс стал особенно интенсивно развиваться во второй половине XIX в., совмещаясь, правда, с благими намерениями образованных людей просветить народ. Своего апогея эти тенденции достигли в годы советской власти. Семьдесят с лишним лет последовательной и повседневной атеистической пропаганды не могли не сыграть существенной роли в снижении духовности нашего общества. В результате, в настоящее время у людей наблюдается устойчивая инерция мышления, источником которой является классовая мораль, культивировавшаяся в советский период и разрушавшая общечеловеческие нравственные ценности. Общечеловеческие, конечно, не в том смысле, что большинство людей, живущих в настоящее время на земле, руководствуется этими моральными принципами, но в том, что в каждом человеке имеется Божественное начало, которое и определяет истинный смысл общечеловеческих ценностей и которое говорит с нами голосом нашей совести.
Однако в результате дальнейшего развития науки оказалось, что дело обстоит совсем не так просто, как это представлялось ученым конца прошлого и начала этого века.
В качестве подтверждения приведем цитату из статьи "Размышления астронома о биологии" профессора прикладной математики и астрономии Кардифского университета Чандра Викрамасингха, в которой он излагает точку зрения на мироздание, возникшую у него и у известного английского астронома Фреда Хойла на основе проведенных ими совместных исследований. Ч. Викрамасингхе писал: "При сегодняшнем уровне наших знаний о жизни и о Вселенной категорическое отрицание некоторой формы творения, как объяснения происхождения жизни означает нежелание смотреть фактам в лицо, непростительное чванство".
Этот вывод основан на математических теоретико-вероятностных расчетах, которые показывают, что:"Число перестановок, необходимых для появления жизни, на много порядков превышает число атомов во всей видимой Вселенной. Скорее ураган, проносящийся по кладбищу старых самолетов соберет новехонький суперлайнер из кусков лома, чем в результате случайных процессов возникнет из своих компонентов жизнь".
К этому добавим, что совсем недавно 53 крупных американских ученых, среди которых немало Нобелевских лауреатов в области физики, химии и биологии, опубликовали книгу "Мы верим", в которой они прямо заявили: "Бог есть".
Таким образом, развитие науки привело не к отрицанию существования Бога, а наоборот, к вере в него. Вместе с тем наука по своему характеру консервативна, поэтому не удивительно, что среди крупных ученых современности имеются и те, которые в своих философских взглядах остались на уровне воззрений ученых-атеистов XIX - начала XX вв., рассматривавших религию как одно из заблуждений человечества. Это, безусловно, тормозит развитие нравственного совершенствования общества. Еще Л.Н. Толстой писал: "Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, неприворотной нравственности" (Л.Н. Толстой "Полное собрание сочинений". В 90 т. М.;Л., 1928-1958. Т. 390. С. 26).
Общечеловеческие моральные ценности не являются относительными понятиями, как это пытались и пытаются представить апологеты коммунистической идеологии, но абсолютными, поскольку в их основе лежат понятия добра и зла, заложенные в каждом человеке. "... не может быть никакой относительной морали, если нет абсолютного учения о добре. Если нет абсолютного добра, то тогда нет, конечно, и никакого относительного добра, тогда все дозволено и незачем стараться, тогда можно делать все, что угодно, все, что тебе хочется, все, что тебе сегодня почему-либо выгодно. Вот именно такое отношение к жизни и стало сегодня, если не всеобщим, то, во всяком случае, доминирующим. И оно, прежде всего, является причиной вымирания нашего народа". (Протоиерей Владимир Воробьев "Проблемы нравственного воспитания молодого поколения и будущее России").
К сожалению, изложенное выше многим неизвестно, и в нашем общем и профессиональном образовании, как правило, игнорируется. Вместе с тем знакомство с истинной основой нравственных принципов, как мне представляется, стимулировало бы интерес к духовной стороне человеческой сущности и тем самым в определенной мере способствовало бы духовному возрождению народа.
Вопрос этот очень трудный и сложный прежде всего потому, что процесс воспитания, в результате которого человек обретает духовность, еще менее алогаритмичен, чем процесс воспитания нравственности, и не может быть успешным без искреннего стремления самого человека обрести духовность. Что же понимается под духовностью?
Личность человека имеет пять составляющих: физическую, биологическую, психическую, нравственную и духовную, причем каждая из предшествующих является более простой по своей организации и подчинена последующей. Физический мир более примитивен по своей структуре, чем биологический; психический (мышление, чувство, воля) - в степени, присущей уже только человеку, позволяет ему преодолевать препятствия, возникающие в силу физических и биологических законов в окружающей нас среде.
Нравственная составляющая в личности человека определяется тем, в какой мере он следует общечеловеческим нравственным принципам, его моралью, т.е. нравственными правилами, которых он придерживается в своей повседневной жизни.
Самой высокой составляющей личности человека является его духовность. Можно, соблюдая моральный кодекс, быть нравственным человеком, но вместе с тем быть лишенным духовности. Духовность человека определяется по его устремлениям, жизненным целям, его идеалам и отношением к людям. Духовность составляют чистота помыслов человека, бескорыстная любовь к людям, милосердное к ним отношение, познание самого себя как ничтожной частицы и вместе с тем частью Вселенной. Вершиной духовности является восприятие своей жизни, как величайшего Божия дара, самоотвержение ради Господа Бога, осознание необходимости этого, что только и может породить истинное чувство личного смирения, сочувствия другим людям и высокую нравственность.
Пробуждение духовного начала в человеке и развитие духовности неразрывно связано с религиозным воспитанием и является в основном прерогативой Церкви. Важно отметить, что светское образование вне всякого сомнения должно быть так организовано, чтобы оно содействовало повышению и духовного уровня общества.
Еще в XIX в. великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал: "... мы считаем удобным выразить желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным... Оставляя в стороне чисто религиозное значение православия, и глядя на него только со стороны жизни земной, общественной, мы видим в нем единственную религию, которая, сохраняя нерушимо не только общие основные истины христианства, но и свои древние формы, может стать религией великого и образованного народа, быстро и неуклонно идущего по пути общей европейской цивилизации" (К.Д. Ушинский "О нравственном элементе в русском воспитании").
А вот что писал по этому вопросу всемирно известный физик, наш современник, лаураеат Нобелевской премии Макс Борн: "Человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении... Сколь ни привлекательно для ученого было бы абстрактное мышление, какое бы оно не приносило ему удовлетворение, какие бы ценные результаты оно ни давало для материальных аспектов нашей цивилизации, чрезвычайно опасно применять эти методы там, где они теряют силу, - в религии, этике, искусстве, литературе и других гуманитарных сферах человеческой деятельности".
Далее он писал: "Следующей задачей должна стать стабилизация мира путем укрепления морально-этических принципов, которые лишь одни могут обеспечить мирное существование людей. Христос учил, как человек должен относиться к человеку".
Попутно заметим, что доказать отсутствие Бога нельзя в принципе, так как в любой момент времени наши знания ограничены какими-то рамками и невозможно опровергнуть предположение о нахождении Бога за границами наших знаний в данный момент времени.
Часто люди, получившие атеистическое воспитание и неверующие в Бога, умудренные жизненным опытом, приближаясь к концу своей земной жизни, задумываются о ее смысле и приходят к мысли о Боге. Чем дольше живет человек на земле, тем, как правило, чаще ему приходит мысль о сущности бытия, об удивительной, таинственной и непостижимой гармонии окружающей его природы. Такие мысли приводят осознанию того, что появление этого чудесного мира невозможно без существования его разумного Творца.