Смекни!
smekni.com

Принципы руководства творческими упражнениями учащихся в методических системах педагогов-словесников (стр. 2 из 3)

Для успеха в сочинении, по мнению М.Ф. Архангельского, А.П. Смирнова и других педагогов, требуется постоянное внимание к развитию способностей, необходимых для литературного творчества. К таким способностям или "дарованиям" М.Ф. Архангельский относил воображение, фантазию, наблюдательность, память, рассудок, чувство изящного. "При надлежащем развитии этих способностей, - писал педагог, - человек со здравым умом, теплым чувством и доброю нравственностью может быть писателем, конечно не художественным, но тем не менее дельным и полезным" [1. C.5]. Необходимым условием развития литературных способностей является: "чтение книг, изучение теоретических правил словесности, собственные упражнения в сочинениях". Таким образом, принцип "триединства" в обучении сочинению связан со вторым важным принципом - развития творческих способностей.

Третий принцип - это принцип системности. "Упражнения бывают тогда лишь полезны, - писал И.В. Гаврилов, - когда будут производиться не без плана и случайно, но следовать одно за другим в правильной последовательности и в связи с тем, в чем ученики приобрели уже достаточный навык" [5. C.29].

Постепенное нарастание самостоятельности и усложнение формы сочинений должно производиться следующим образом. Практические упражнения начинаются с заданий репродуктивного характера, когда от учеников требуется изложить готовое содержание без изменения формы. Затем ученики выполняют упражнения, требующие некоторой самостоятельности, например, извлечения, расположения. Следующее упражнение - сопоставление статей, подобных по содержанию или по форме, - требует уже исследовательской деятельности учеников. Заключительным видом упражнений являются свободные, самостоятельные сочинения, в которых ученики излагают собственные мысли в форме, ими самими избранной, извне назначается лишь тема. "Так, шаг за шагом, сначала воспроизводя образец, затем сознательно отступая от него, ученик перейдет к подражанию форме образца в изложении близких, но иных мыслей", - писал Л.И. Поливанов.

В рамках этой системы существовало большое разнообразие видов практических упражнений, многие из которых сегодня забыты. Назовем некоторые упражнения творческого характера, которые возможно вернуть в практику современного преподавания. Это:

переложение, под которым понимается: а) перевод каких-либо сочинений на правильный современный русский язык с древнерусского языка; б) выражение мыслей, содержащихся в поэтическом произведении, правильным прозаическим языком;

извлечения: а) извлечение выражений, состоящее в выписывании лучших слов и оборотов речи; б) извлечение содержания, то есть сжатый пересказ основного содержания произведения;

распространение (амплификация), когда от ученика требуется развить данные слова в предложение или период, а затем в целый рассказ;

подражание, то есть такое литературное упражнение, которое составляется по образцу;

парафраза - замена одних слов или оборотов речи другими;

описание воображаемого путешествия по местам, известным ученику из уроков географии и чтения литературных произведений;

сочинение в форме диалога.

Разрабатывая систему упражнений, некоторые педагоги предусматривали возможность выбора учениками тем и заданий в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов. Принцип дифференциации и вариативности тем сочинений особенно ярко выражен в пособиях А.П. Смирнова и Ю.Н. Верещагина.

А.П. Смирнов предлагал в своем пособии более трехсот тем сочинений, при том, что в рамках одной темы могли быть даны от трех до четырнадцати вариантов. Например, тренируясь в сочинении-описании, ученик начинает с простых, хорошо известных вещей: предметов домашнего обихода, растений, домашних животных и птиц; затем переходит к описанию произведений искусства: живописи, архитектуры, скульптуры и, наконец, к описанию явлений природы: грозы, бури, наводнения и т.п. Упражняясь в каждом виде описания, ученик может выбрать тему из ряда однотипных. Так, для описания растения предлагаются темы: "Роза", "Георгин", "Астра", "Лилия", "Одуванчик" и т.д., для описания животного - "Собака", "Голубь", "Овца" и т.п. Для описания памятника архитектуры ученик может выбрать из следующего ряда: Кремль, Пашков дом, Петропавловская крепость, Зимний дворец. Из явлений природы предлагаются: "Гроза в деревне", "Утренняя и вечерняя заря", "Берег реки", "Облака", "Степь" и т.д.

То же самое происходит при обучении повествованию и рассуждению. Обучение повествованию начинается с близкого пересказу рассказа об известных исторических лицах, причем тему ученик может выбрать как из русской, так и из мировой истории: "Владимир Мономах", "Дмитрий Донской", "Петр Великий", "Александр Великий", "Аннибал", "Наполеон" и др. Затем школьники учатся писать рассказ по пословице или какой-либо моральной сентеции, которых также приводится достаточное количество: "Что посеешь, то и пожнешь", "Пустой колос всегда поднимает вверх голову", "Кто другому копает яму, тот сам в нее и попадет" и др. Следующий вид повествовательного сочинения требует проявления творческого воображения учащихся - это рассказ от лица неодушевленного предмета, растения или животного: "История кольца (рассказанная им самим)", "История серебряного рубля", "Превращение льна", "Путешествие ласточки".

Количество и разнообразие жанров и тем сочинений делает пособие А.П. Смирнова уникальным в 1860-е годы. Им же впервые была предложена дифференциация тем сочинений в зависимости от будущей профессиональной деятельности учащихся. Ученикам, готовящимся к гражданской службе, предлагались такие темы:

Историческое развитие русского делового слога.

Составление всякого рода деловых бумаг.

О прежних собраниях законов. - Русская правда. Уложение Иоанна III. Судебник IV. Наказ Екатерины II.

Для готовящихся к военной службе актуальной была такая тематика:

Описание военных орудий, снарядов. - Пистолет. Пушка. Корабль.

Рассказы о военных подвигах знаменитых полководцев. - Кутузова. Суворова. Румянцева. Святослава. Олега. Наполеона. Александра Македонского.

Военная история. - Куликовская битва. Бородинская битва. Аустерлицкое сражение. Сражение при Ватерлоо.

Флот. Военные действия на море.

Русские корабельные верфи.

Замечательные русские крепости.

Жизнь солдата и офицера в мирное и военное время.

Составление деловых бумаг, относящихся к военной службе.

Для выпускников реального курса полезными с точки зрения будущей профессии являлись следующие темы:

Изобразить занятия ремесленника. - Мельник. Кожевенник. Ткач. Парикмахер. Портной и т.п.

Перечислить различные сорта какого-либо товара и показать их достоинства и недостатки.

Описание орудий, машин, хозяйственных помещений. - Типография. Бумажная фабрика. Стекольный завод.

История промышленности и торговли в различные эпохи у разных народов.

Составление деловых бумаг, относящихся к промышленности и торговле.

Будущим работникам сельскохозяйственного производства предлагалось:

Изобразить занятия плотника, кузнеца, столяра, слесаря.

Описать сельскохозяйственные орудия, машины, помещения. - Конный двор. Пчельник. Ветряная мельница. Водяная мельница. Оранжерея.

Описать какое-либо растение в ботаническом, сельскохозяйственном, медицинском отношениях.

Описать земледельческие занятия во время весны, лета, осени, зимы.

Рассказать о сельских промыслах.

Составление деловых бумаг, необходимых в сельскохозяйственном производстве.

Думается, что опыт дифференциации тем творческих работ учащихся в зависимости от будущей профессиональной деятельности сегодня может быть востребован альтернативными учебными заведениями, которые осуществляют в современных условиях технологии трудового и политического образования, соединения обучения с производственным трудом или с военной подготовкой (кадетские классы).

Наряду с принципом дифференциации в руководстве творческими упражнениями существовал принцип интеграции с другими предметами школьного курса. Педагоги-словесники считали, что идеи, знания, представления, вынесенные из уроков словесности, могут обогащать курс истории, географии, иностранных языков. "Ассоциация представлений, доставленных уму учащегося в классах нескольких родственных предметов, есть необходимое условие развития, без которого учение не может действовать образовательно", - писал Л.И. Поливанов [7. C.XII]. Покажем, как эта мысль воплощалась педагогом на практике. Разбираемые в классе картины Кавказа из стихотворения "Кавказ", поэмы "Кавказский пленник" А.С. Пушкина, из романа "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова могут послужить материалом для краткого описания природы Кавказа. Сопоставление картин Кавказа с описанием В.А. Жуковского "В Саксонской Швейцарии" даст материал для обобщения на тему "Горная страна".

Убедиться в том, что принцип интеграции обобщает знания и представления учащихся как по литературе, так и, например, по природоведению, можно с помощью такого простого, но эффективного задания, как ведение дневников наблюдений в 5-м классе. Но если по природоведению наблюдения ведутся в форме строгой, точной фиксации температуры, направления ветра, осадков и т.д., то учитель литературы предлагает вести их в словесной форме. В результате в дневниках наблюдений появляются следующие записи: "10 марта. Сегодня тепло. Снег стал серый, грязный, а на дороге он и вовсе коричневого, а то и черного цвета. Во дворе сугробы стали ниже, как будто присели. На солнечной стороне домов висят длинные, острые сосульки, с них постоянно капает вода. Дует нехолодный, приятный ветер". Сочинения на тему весны, написанные после таких длительных наблюдений, будут намного интереснее, конкретнее, без традиционных штампов и общих мест, а с другой стороны, богаче станут и знания по природоведению.