Б.Г.Ананьев на основе большого экспериментального материала подошёл к утверждению того, что "не сами по себе форма, величина, цвет материала и средства деятельности, а их значение для данной деятельности и решения практических задач определяет их сохранение в представлениях" [4. C.294].
Здесь значения должны быть органично слитны, неотделимы, и познавательные и ценностно-ориентационные начала, т.е. научные и художественные, будут выступать как некий синтез. В практике художественного освоения на самой начальной стадии, с самых первых дней работы со студентами значения должны быть показателями важности данного предмета. Например, при иллюстрировании сказочной композиции содержание и форма могут оставаться на наивном уровне, приближаться к абстрактной композиции, выходить за рамки привычного, а отображение может носить плоскостно-декоративный характер, предметная часть композиции может напоминать детский рисунок и т.д. Главная цель - добиться сказочности, необычности в обязательном единстве формы и содержания на своём определённом уровне.
При рисовании с натуры перед студентами обычно не ставится другой задачи, кроме "правильного", "грамотного" изображения, где рисующий старается сделать рисунок "похожим" на натуру. Но даже весь этот "нетворческий процесс" может быть пронизан творческими актами на всех стадиях работы, от выбора формата до конечного исполнения, если техника изображения не навязывается, работа выполняется не по принуждению, а для выбранной композиции. В каждом обучающемся живёт творец, каждый имеет своё собственное представление создаваемого художественного образа, связанного с определённой организацией, техникой, фактурой, цветом, мотивом. Цель всякого искусства- а мы главной целью ставим художественное воспитание через искусство - стремление путём анализа жизни понять её законы. Ещё Л.Н.Толстой сказал, что "сущность всякого искусства состоит в том, чтобы представить самых разнообразных по характерам и положениям людей и выдвинуть перед ними, поставить их всех в необходимость решения жизненного не решённого ещё людьми вопроса и заставить их действовать, посмотреть, чтоб узнать, как решится этот вопрос" [3. Т.52. C.78].
В учебной деятельности студент представляет собой прежде всего деятельную, эмоциональную личность, движимую определёнными мотивами. Активизаторами деятельности являются мотивы как внешние, так и внутренние; они несут в себе различные характеристики и связаны с потребностями, где внешние мотивы неотделимы от эмоционально-социальной сферы, а внутренние - непосредственно связаны с объектом деятельности.
Любая творческая деятельность состоит из ориентации, исполнения и контроля. Правильная ориентация определяет верность выбранных технических и выразительных средств, быстроту исполнения, конечный результат и др. Ориентировочную основу при работе методом "девиза" составляет научение самостоятельно выделять задачи и условия их выполнения при максимальной наглядности. Само собой разумеется, конечной целью является формирование художественного образа, который сперва выступает в начальной форме и лишь затем образно материализуется. Учебная деятельность направлена на формирование идеальных образов, которые и управляют изобразительными действиями.
В плане художественной ориентации уместно подвести студентов к пониманию художественного восприятия. Вербальным методом и методом предпочтения можно обнаружить, к какому типу восприятия и понимания изобразительного искусства, в зависимости от приоритета типообразующих ориентаций они относятся, носителями какого образа-символа являются. Мы в своей работе с помощью специально подобранных факсимильных репродукций и открыток определяем зрительный тип восприятия каждого студента, например, "натуралист", "символист", "квазихудожественный" тип восприятия и др. [3. C.61]. Такая типизация помогает определиться студенту как зрителю, а также оказывает помощь в выборе задания при работе под "девизом". "Натуралисту", например, который при встрече с произведением искусства занимается инвентаризацией жизненных прообразов и утверждает, что в искусстве всё должно быть "как в жизни", мы даём задания-упражнения на ассоциативной основе, добиваемся понимания у него выразительности линий, пятна, цвета, формы. Чтоб "утвердить" свой тип восприятия, "натуралист" делает много натурных зарисовок, быстро осваивает метод от "общего к частному", линейную перспективу, предметный и видимый цвет. Так, "ознакомившись" со своим собственным языком и творчеством своих товарищей, он расширяет свои представления и своё художественное восприятие.
При соответствующем эмоциональном настрое, эмоциональном фоне методы организованного, эмоционального восприятия натуры дают возможность увидеть всё многообразие окружающей действительности, помогут приблизить студента к художественному восприятию. Весь процесс художественного образования и воспитания должен быть пронизан и эстетическими эмоциями. Они придают целостность процессу наблюдения, раздумий, различных идей, оценок и установок на каждом этапе учебного процесса.
Мы ранее отметили особую роль художественных эмоций в формировании интеллекта студента и их влияние на усвоение учебного материала. На занятиях изобразительным искусством у студентов в процессе обсуждения работ, в процессе постижения создаваемых образов, в процессе знакомства с произведениями искусства возникают эстетические эмоции, особые эстетические переживания, где даже простые, примитивные формы представляют собой эстетический объект, который способен вызвать эстетическое восприятие и переживание, поэтому необходимо очень серьёзно и вдумчиво подходить к заданиям, которые предлагаются студентам на занятиях, начиная от техники работы красками до сложной сюжетной композиции.
Эстетические эмоции ведут в сознании студента не только к формированию отражательной, но и постижению образной формы произведения. Они наполняют художественное восприятие особой радостью, приносят глубокое удовлетворение, общий духовный подъём. Эта радость рождает тягу к искусству, личную потребность в нём, что так необходимо студенту - будущему школьному учителю.
Эмоциональное развитие студента является составной частью его общего развития. Художественные эмоции обогащают качество эстетического восприятия, вкуса, идеала, художественно-образного мышления, эстетических чувств, потребностей, умений и навыков.
Продуктивность процесса эстетического восприятия предметов, явлений действительности, произведений искусства и продуктивность самого процесса обучения по предмету во многом определяется участием эстетических чувств и эмоций.
Эстетические чувства, наряду с морально-политическими и интеллектуальными, составляют сферу высших чувств человека и характеризуются активной свободой, непринуждённой игрой сил человека, которая проявляется в ассоциативных представлениях, активизирующих духовную жизнь человека и побуждающих его к деятельности по законам красоты.
Различные натурные предметы быта, природа, произведения искусства, являющиеся необходимым материалом для учебного рисования, могут одновременно быть и источником образности при решении самой простой композиционной задачи при использовании метода "девиза". Учитывая, что этот метод применяется нами на самой начальной стадии обучения, необходимо иметь в виду, что в студенческих работах будет присутствовать различная степень законченности и многоликость образности, опосредованная жизненным опытом и уровнем художественного развития. Известно, что в несформированном процессе невозможно выяснить его функции, поэтому решаемый студентами художественный образ может выражаться определённой недосказанностью, неполнотой и наивностью формы и содержания, но такая образность содержит в себе и пути дальнейшего развития.
Студент, работая при определённой ориентации, под тем или другим девизом, уже самостоятельно может передать изображаемое не столько информативно, сколько необычно, интересно, образно, конечно, при определённых умениях и навыках. Учитывая, что даже "элементарно-эстетические раздражители могут воздействовать на эмоциональный фон человека и вызвать определённые переживания" [3. C.70], студент, рисуя, например, цветок с натуры, воспринимает полученное изображение как эстетический объект и в том случае, при котором изображение лишь объективно похоже на натуру. В данном случае в элементарно-эстетических переживаниях изображаемого у студентов констатируются безассоциативные представления.
При решении той же учебной задачи, т.е. рисование цветка с натуры, но с помощью метода "девиз", мы используем нарисованный цветок в качестве этюда к быстрому решению композиции. В отдельных случаях может создаваться композиция, а потом задаваться девиз. Второй вариант, на первый взгляд кажущийся лёгким, мы применяем на более позднем этапе обучения. Девизы для творческих композиций могут быть самые разные: "каменный цветок", "фантазия", "воспоминание" и т.д.
Эти занятия проходят интересно, с увлечением, а в творческом решении своих работ и эстетических оценках студенты обнаруживают достаточную индивидуальную стабильность. Здесь каждый говорит на своём языке, изображаемое подчиняется эмоциональной задаче, а своеобразие в том, что в её решении непременно участвует, внося своё содержательное значение и условные знаки языка искусства, и предметная форма изображаемого.