Метод "Девиз" и его эмоциональная основа в системе занятий изобразительным искусством на факультете начальных классов
Н.Н.Русаков, В.И.Петров
В данной статье мы затронем некоторые психолого-педагогические вопросы начального этапа обучения изобразительному искусству студентов на эмоциональной основе. Мы исходим из контингента студентов, степени их готовности к художественной деятельности, возраста, психологических особенностей. Рассмотрим теоретические аспекты проблемы.
Весь начальный период обучения изобразительному искусству является фундаментом, на котором будет держаться всё последующее художественное развитие студента и который необходимо будет построить в чрезвычайно короткие сроки учебного времени. На этом этапе педагогическая работа должна быть нацелена на осознание студентами своей художественно-творческой продуктивности в эстетической деятельности.
В настоящее время современная педагогика отстаивает единство методов обучения и методов развития художественно-творческих способностей, обусловливающих выразительность, в основе которой лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому, определяющее активность восприятия и воображения.
Успешному решению художественно-творческих задач способствует активизация психических свойств, относящихся к эмоционально-интеллектуальной структуре личности. Эти свойства имеют непосредственное отношение к обучению изобразительному искусству и взаимосвязаны с творческими способностями и уровнем их развития. Развитие творческих способностей студентов может осуществляться в творческой деятельности, организуемой преподавателем во время обучения.
Согласно концепции детерминированности психического развития личности, все внешние воздействия на мышление определяют результаты мыслительного процесса, лишь преломляясь через внутренние его условия, через психическое состояние личности, через его эмоции и чувства (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский).
Во время обучения эмоциональные качества личности студентов являются необходимым условием развития их исследовательской активности, рождения новых потребностей, заинтересованности. Отдельные эмоции и эмоциональный фон в целом имеют важное значение во время формирования художественного сознания и приобретения новых умений и навыков.
Психологами доказано, что при наличии эмоций сокращается время, необходимое на формирование умений и навыков. Особую роль здесь играют положительные эмоции. Различные эмоции возникают в результате прямого воздействия раздражителей на головной мозг, то есть на непосредственно отражательном уровне. Если активно воздействовать на одно из полушарий, ответственное за интуицию, образное мышление и некоторые виды творческой деятельности словом, цветом, музыкой, то можно обнаружить, что эмоциональное управление является основной формой психического реагирования, а вдохновение, интуиция, образное мышление становятся похожими на те, что возникают при интенсивном творческом процессе.
При воздействии на оба полушария избирательной стимуляцией можно помочь студенту расслабиться, отвлечься от мешающих занятию различных проблем или отрицательных эмоций. Можно активизировать работу одного из полушарий или заставить их работать синхронно, гармонично.
При эмоциональном настрое студентов, применяя индивидуальный или фронтальный подход, необходимо добиваться, чтобы на любом уровне чувственного познания, наряду с отражательным актом, совершался и отражательно-оценочный акт, важно "сделать эмоцию необходимым элементом эстетического и собственно художественного восприятия" (С.Х.Раппорт).
Становится совершенно очевидным, что на самых первых занятиях, обучая студентов, например, технике работы с красками, необходимо ознакомить их с историей эстетического освоения пространства, различными направлениями, художниками, поставить перед ними посильные творческие задачи и на этой основе обучать их технике акварельной живописи. Методическая литература при обучении технике работы акварельными красками просто рекомендует раскрасить прямоугольники способом "отмывки", "растяжки" и т.п. Такая работа-самоцель девушками в возрасте 19-20 лет выполняется неохотно, без должного интереса.
Если вместо этого предложить студентам нарисовать простой пейзаж, тот же прямоугольник большего размера, разделить его линией горизонта, то вверху будет небо, а внизу - земля. Вдалеке можно изобразить узкую полоску леса и способом "отмывки", "растяжек", "смешанной техники" написать этот пейзаж. Перед работой необходимо показать несколько слайдов или репродукций пейзажной живописи в стиле барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма, реализма, рассказать студентам, что пейзаж в живописи есть не что иное, как художественное отражение понимания человеком природы, способ её познания, средство выражения эстетических, нравственных и философских идей. Далее следует подвести студентов к собственному пониманию пейзажа, к пониманию и освоению пространства через творчество любимого художника, через вживание в его образ.
"Вживание в образ" подготавливает студента к одному из источников творчества, которым является "девиз". "Девизом" можно задать смысловое эмоциональное содержание, "девиз" является своеобразным материалом для решения пластики пейзажа, становится стилеобразующим фактором в декоративном искусстве, источником творчества в композиции. "Девиз" - это концентрация, сгусток мыслей, взятых от определённого художника или жизненного явления. Каждый "девиз" своеобразно преломляется и ассоциируется, обогащая представления и ориентации в момент созерцания и изображения.
Вживание в образ художника помогает решить задачу, быстрее и глубже понять значение изображения с различными культурными и жизненными представлениями. Оно же помогает относительно разные изображения, получившиеся у студентов, соотнести с собственно художественным решением, обобщить вызванные этими изображениями ассоциации в целостный образ. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, обучение и эстетическое воспитание будет действенным, если оно "обратится к глубинному внутреннему миру личности, его индивидуальным особенностям и склонностям, навыкам и ожиданиям в отношении искусства, то есть тогда, когда оно будет говорить с каждым на его собственном языке" [1. C.69].
Л.С.Выготский отмечал важную особенность художественно-эмоционального воздействия в том, что оно пробуждает чрезвычайно сильные чувства, которые отличаются от обычных тем, что "разрешаются чрезвычайно усиленной деятельностью фантазии". Далее он указывает, что задержка наружного проявления является отличительным симптомом художественной эмоции при сохранении её необычайной силы [2. C.201]. Существенную роль в характере возникающей эмоции играет психофизиологический фон, на который падает то или иное раздражение. Неблагоприятные состояния, усталость, вечернее время "тормозят возникновение художественных эмоций и искажают эстетическую оценку" [3. C.231].
При определённых условиях "художе-ственные эмоции могут образовываться подобно представлениям" (Л.С.Выготский), а это означает, что интеллект способен репродуцировать такие эмоции, которые никогда ещё не испытывал студент. Через художественные эмоции интеллект способен подвести студента к глубокому самопознанию и самооценкам. Если обыденные эмоции могут быть и положительными, и отрицательными, то художественные эмоции могут быть только положительными. Художественные эмоции "представляют собой в высшей степени обобщённый, концентрированный, систематический опыт отношений человека к действительности и отвечающие ему ценностные ориентиры-установки, обращённые ко множеству разнообразных явлений" (Выготский).
Многие психологи подчёркивают, что формирование художественных эмоций требует напряжённой мыслительной работы. Творческий процесс - это не прямое отражение студентом своих переживаний, своих наблюдений, а творческое вдохновение - не состояние возбуждения или аффекта, в котором легче что-то выразить или создать. Творчество - это своеобразная деятельность, процесс, имеющий сложное течение, определённую динамику, фазы, поиски, эксперименты, завершение.
Любая изобразительная деятельность, имеющая в своей основе изобразительный характер, представляет собой комплексную практическую реализацию различных приёмов, умений и навыков в рисунке, живописи, композиции. Соответственно великое множество накопленных человечеством художественных форм и образов создаёт ситуацию самостоятельного выбора, которая на фоне человеческой индивидуальности, при твёрдой методической основе реалистического искусства, в тесной связи с независимостью выражения является одним из решающих условий развития творческих способностей студентов в процессе овладения ими основами изобразительной грамоты.
Студенческие годы относятся ко времени важнейшего этапа эволюции человека, который в человеческой жизни является периодом расцвета физических и духовных сил, определяющих высокую трудовую продуктивность.
В этом возрастном периоде, по данным многочисленных исследований (Б.Г.Ананьев, В.С.Кузин и др.), наблюдается достаточно высокая развитость некоторых психофизиологических потенциалов деятельности. Может наблюдаться повышенный объём зрения, увеличенное дифференцированное узнавание, высокий уровень функций внимания, памяти, мышления. Также установлено, что доминирующим является логический фактор. Необходимо заметить, что при развитом интеллекте можно удивительно часто наблюдать, как удовлетворение от общения с искусством строится на примитивных эмоциях, чаще всего психофизиологических. При работе со студентами возможность опоры на развитый интеллект позволяет дать большое количество изобразительно-выразительной информации, которая за короткий срок может быть усвоена и будет способна обогатить эмоционально-образную сферу интеллекта студента, причём чем быстрее студент проникается силой выразительности, тем острее он осознаёт потребность освоения изобразительных форм, изобразительной грамоты, чувствуя неразрывную связь отображения и выражения, приобщаясь к художественному видению одного через другое.