С точки зрения социологии чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование и получают профессию) является размещение людей по различным социальным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого механизма осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Другая важная сторона этого процесса заключается в том, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, включение человека в профессиональную деятельность, особенно в крупной организации, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, переход в более престижный социальный слой. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества “синдром достижения”, когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ибо его будущая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Заметим, что уровень образования, наряду с доходом и престижностью профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.
4. Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, проводимых в стенах вузов. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью, характерных для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений [5. С.33]. В то же время интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию образовательного процесса, так как новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебные программы, способствуя повышению качества подготовки специалистов.
Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годы становятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность образования.
Особенно велика роль школы в тех странах, которые претерпевают процесс модернизации, находятся в состоянии перехода от традиционного общества к современному индустриальному. Система образования, источник знаний и просвещения, является одним из главных инструментов в борьбе с различными пережитками, консервативными традициями, тормозящими общественный прогресс. В нашей стране, переживающей трудный процесс перехода от тоталитарного режима к демократическому общественному устройству, институту образования также принадлежит весьма важная роль, так как он призван сформировать новый тип личности, нового гражданина, лишенного догматических стереотипов коммунистической идеологии, способного быть активным участником социально-экономических и политических преобразований.
Обратимся теперь к анализу внутренней организации и структуры системы образования. В социологии система образования и ее главные компоненты - школы и вузы - рассматриваются как типы сложной формальной организации. Такой подход, на первый взгляд, кажется надуманным, искусственным: ведь, казалось бы, невозможно ставить в один ряд школу и промышленную фирму, являющуюся, как известно, образцовой моделью формальной организации. И тем не менее, есть ряд веских оснований для того, чтобы рассматривать систему образования в качестве формальной организации. Во-первых, в ней, как и в любой формальной сложно организованной системе, существует иерархическая система управления, высшим звеном которой является аппарат министерства. Второй этап управленческой иерархии представлен департаментами образования областных административных органов, направляющих и координирующих деятельность школ и профтехучилищ региона. На нижних ступенях управленческой лестницы находятся ректоры и деканы вузов, директора школ и завучи. Во-вторых, системе образования присуща специализация различных видов деятельности, что является обязательным компонентом формальной организации. Учителя, также как и преподаватели вузов, различаются по изучаемым предметам, основным или вспомогательным дисциплинам. Вузы и колледжи и в меньшей степени школы специализируются по своим образовательным и профессиональным программам. Кроме того, в вузе существует четкая статусная иерархия преподавательских должностей и званий: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Здесь, как и в любой сложной формальной организации, существуют возможности для профессиональной карьеры, занятия более высокой социальной позиции.
Третий момент, сближающий образование с формальной организацией, заключается в стандартизации учебного процесса: в каждом учебном заведении имеются типовые (обязательные) учебные планы по различным дисциплинам, процесс обучения разделен по семестрам и учебным годам, каждый учебный день имеет свой график занятий. Деятельности преподавателя в значительной мере присущи элементы административного руководства, так как он организует и направляет учебный процесс в группе. Наконец, в образовательных учреждениях, как в организациях формального типа, важную роль играют неформальные интимно-доверительные отношения (как среди преподавателей, так и среди учащихся), оказывающие заметное влияние на учебно-воспитательный процесс.
Формирование системы образования по принципам сложной формальной организации имеет ряд несомненных достоинств, среди которых следует отметить такие, как повышение эффективности ее функционирования за счет узкой специализации преподавателей и координации различных типов педагогической деятельности; дифференцированная и интегрированная система социальных позиций, четко определяющая объем полномочий и обязанностей администрации, преподавателей и учащихся и т.п. Другим позитивным моментом формальной организации образования является координация и взаимосвязь различных этажей управления, что позволяет весьма эффективно реализовать проводимую государством политику в области образования.
В то же время реальная практика деятельности школ и вузов свидетельствует о том, что им присущи свои уникальные черты, отличающие их от формальных организаций традиционного типа. Так, управление высшей школой предполагает наличие “академических свобод”, верховная “законодательная власть” здесь принадлежит ученому совету, который избирает ректора, присуждает ученые степени и звания, осуществляет процесс конкурсного отбора на преподавательские должности.
Другая важная особенность системы образования заключается в том, что процесс социального взаимодействия двух основных фигур - учителя и ученика не может быть плодотворным и эффективным, если он протекает в рамках формально трактуемых нормативных требований к этим социальным ролям. Здесь важное место принадлежит “субъективному фактору”, способности учителя к эмфатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентаций и др. [6. С.56].
Одной из традиционных проблем социологического анализа образования является изучение ее взаимодействия с социальной структурой общества, системой социальной стратификации. Исследования западных социологов свидетельствуют о том, что положение класса в системе социальной стратификации весьма существенно воздействует на образовательные ориентации и мотивацию детей и их родителей. У представителей низших классов, куда обычно относят социальные группы малоквалифицированных рабочих, ценностные ориентации на получение образования гораздо менее выражены, чем у представителей средних классов. Первые менее обеспокоены учебой детей в школе, перспективой поступления в вуз. Дети, выходцы из нижних социальных слоев, имеют невысокий уровень притязаний, их мало волнует профессиональная карьера и “путь наверх”. Напротив, дети, принадлежащие к среднему классу, имеют высокий уровень притязаний, им присущ “синдром достижения”, т.е. сознательная ориентация на достижения, карьеру, успех в жизни [7. С.52].
Сходная картина отношения к образованию различных социальных слоев наблюдается и в нашей стране. Зависимость образовательного статуса детей от социальной позиции родителей была обнаружена отечественными социологами еще в 70-80-е гг. Известный специалист в области социологии образования Ф.Р. Филиппов отмечал, что социальный состав школьников, остающийся почти неизменным за время учебы с 1 по 8 классы, существенно меняется к моменту окончания школы: доля детей выходцев из среды рабочих и крестьян значительно уменьшается, доля детей служащих остается прежней, а вот доля детей специалистов, имеющих, как правило, высшее образование, возрастает на 35-40%. Еще более заметным является социальное неравенство в стенах вузов: в наиболее престижные учебные заведения выходцы из семей интеллигенции поступают гораздо чаще, чем дети рабочих и крестьян [8. С.133].