Смекни!
smekni.com

Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического образования студентов (стр. 1 из 2)

И.К.Чиркова

Каждому из нас неоднократно приходилось бывать в местных и столичных музеях, знакомиться с их экспонатами, восхищаться их красотой и неповторимостью. Однако далеко не всякий знает о том, что современный музей представляет собой многопрофильное учреждение, решающее наряду с экспонированием памятников культуры, целый ряд других важных задач, без которых нормальная деятельность музея просто невозможна, таких, как научно-исследовательская работа с хранящимися ценностями, их описание и датировка, установление подлинности авторов произведений, обновление и закупка новых экспонатов, реставрационная работа, издание печатных трудов, в которых представлены целые коллекции или произведения одного мастера. Наконец, музей ведет просветительскую деятельность среди населения, предоставляя свои экспонаты для всеобщего обозрения.

В нашей статье речь пойдет преимущественно об образовательных функциях художественного музея, который включает собрания изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства. Этот тип музейного учреждения следует отличать от близкого ему по идейному замыслу историко-культурного музея, примерами которого могут служить архитектурные памятники и соборы, старинные усадьбы, заповедники, дома-музеи и т.п.; в них хранятся главным образом вещественные элементы, представляющие определенную культурную и историческую ценность.

Хотя популярность музеев во всех странах мира год от года возрастает, особую значимость художественные музеи приобретают в нашей стране в связи с актуальностью изучения отечественной культуры, обращения к исторической памяти народа, обретения национального самосознания. По нашему мнению, местные художественные музеи могут рассматриваться в качестве важнейшего элемента региональной культуры, а музейная педагогика - составной частью регионального компонента культурологического образования, в котором изучению местных художественных традиций и ценностей отводится решающая роль. В то же время любой крупный музей, как известно, содержит немало экспонатов, имеющих не только региональную, но и общенациональную значимость, является памятником национальной культуры. Это позволяет органически сочетать в образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с общенациональным.

Музейные экскурсии, беседы и лекции являются хорошо апробированным методом художественно-эстетического воспитания и образования, являющимся составной частью культурологического цикла образования. Мы активно использовали этот метод в процессе преподавания культурологии на факультетах русской филологии и культуры и на факультете иностранных языков ЯГПУ. Наш педагогический опыт свидетельствует о том, что музейная педагогика оказывается высоко эффективным воспитательным средством в том случае, если она сочетается с традиционными формами обучения - лекциями и практическими занятиями, ориентированными на изучение истории отечественной культуры в органической связи с историей культуры Ярославского края.

Рассмотрим более подробно содержательные стороны музейной педагогики: ее цели, методы, задачи и функции.

1. Цели музейной педагогики

По нашему мнению, музейные экскурсии, беседы и лекции имеют непреходящее значение для художественно-эстетического воспитания студентов на культурных традициях Ярославского края и призваны достичь следующих целей:

развивать у студентов эстетические потребности в изучении и понимании произведений искусства путем знакомства с творчеством крупнейших мастеров русского искусства XIX в., представленных в выставочных залах Ярославского художественного музея (прежде всего) и (частично) Музея истории города;

стимулировать эмоциональную сферу и воспитывать у студентов способность глубоко сопереживать произведениям искусства в процессе их восприятия;

формировать у студентов способность понимать подлинное содержание художественного произведения, проникать в его внутренний мир, постигать его историческую ценность;

развивать личную культуру художественного восприятия и накапливать эстетический опыт в ходе общения с подлинными произведениями искусства непосредственно в среде их бытования;

воспитывать у студентов элементы исторического сознания, понимания и исторической преемственности в развитии художественной культуры России на протяжении XIX в.;

формировать у студентов конкретные знания в области истории культуры Ярославского края XIX в., в процессе знакомства с произведениями ярославских художников, в том числе с картинами из коллекции Ярославского провинциального портрета XIX в.

воспитывать у студентов чувства национального самосознания и любви к истории Ярославского края, его художественным ценностям.

Не все перечисленные выше цели музейной педагогики имеют прямое отношение к региональному компоненту культурологического образования, в основном это первые и последние. Однако мы считаем, что глубокое постижение и усвоение ценностей “малой родины” - художественных ценностей Ярославского края XIX в. - в принципе не может состояться, если у студента хотя бы на элементарном уровне не сформировались способности понимать и переживать художественное произведение, проникать в его внутренний мир. Стало быть, внедрение регионального компонента в культурологическое образование предполагает формирование у студента определенных навыков в сфере эстетической культуры. Отсюда особая значимость теоретического знания, получаемого в процессе изучения русской отечественной культуры и специальных курсов по истории культуры Ярославского края, которые изучают студенты перед посещением музея.

2. Методы музейной педагогики и ее задачи

При посещении музеев г.Ярославля, проведения в них лекций и бесед мы опираемся на методы музейной педагогики, разработанные в нашей стране известным ученом-искусствоведом А.Б.Бакушинским и получившие дальнейшее развитие в ряде специальных исследований [3,4].

Важно отметить, что основные принципы музейной педагогики, какими их видел сам А.Б.Бакушинский, очень тесно соприкасаются с современными задачами художественно-эстетического воспитания, призванного раскрыть духовный творческий потенциал личности студента. Он выступал против поверхностного, иллюстративного подхода к рассмотрению произведений искусства в стенах музеев и полагал, что сопереживание зрителя художественному произведению способствует пробуждению в нем творческих начал. Социальная ценность и значимость искусства, по его словам, заключается как раз в “творческом переживании”, а основная задача художественного воспитания, осуществляемого в ходе музейных экскурсий, бесед и лекций, заключается в том, чтобы “раскрыть произведение искусства до его предельной глубины, открыть непосредственную связь между ним и зрителем через историческое переживание его как части чего-то живого, как художественного организма” [1. С.68].

Особую роль он отводил методике работы с экскурсионными группами в музее, предъявляя к преподавателю - экскурсоводу следующие требования: уметь самому возможно глубже переживать произведения искусства, хорошо его знать, иметь психологический подход к группе, т.е. понимать психологию зрителей, уровень их художественных потребностей.

Исходя из нашего многолетнего опыта музейных экскурсий со студентами различных курсов, мы полагаем, что музейная педагогика играет уникальную роль в художественно-эстетическом воспитании и образовании молодежи, развивая у студентов культуру восприятия, понимания и оценивания произведений искусства, т.к. здесь имеет место непосредственное общение зрителя с художественным произведением, возможность его непосредственного созерцания и переживания. Наши выводы подтверждаются результатами анкетных опросов студентов, регулярно проводимых нами после циклов музейных экскурсий и лекций. Предлагаемая студентам анкета “Мои впечатления о музее” содержит следующий набор вопросов. 1) Какие музеи г. Ярославля и других городов Вы посетили? 2) Существует ли у Вас интерес к посещению музеев? Предлагались альтернативные ответы: “да”, “нет”, “не знаю”) 3) Какие, на Ваш взгляд, личные качества, способности и умения формируются в процессе посещения музея и проведения там занятий с преподавателем? Предлагалось на выбор пять различных вариантов ответов. 4) Какие у Вас возникали трудности в понимании произведений искусства при посещении музея? 5) Какие работы русских художников XIX в. запомнились Вам больше всего при посещении музея? 6) Какие работы ярославских художников XIX в. Вам запомнились больше всего при посещении музея? 7) Как вы считаете, способствует ли посещение музеев развитию потребности в изучении произведений мастеров русского искусства и художников Ярославского края?

Ответы студентов на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что у значительного большинства из них существует устойчивый интерес к посещению музеев. Около 90% опрашиваемых студентов положительно ответили на 2-й вопрос. Примерно 70% студентов согласились с тем, что посещение музеев и проведение в них занятий с преподавателем “расширяют и обогащают знания о культуре и истории Ярославского края”, “развивают культуру восприятия художественных произведений, формируют эстетический вкус”. Примерно половина опрашиваемых утвердительно ответили на вопросы о том, что музейные экскурсии развивают способность к пониманию внутреннего содержания художественного произведения, формируют способность переживать и сопереживать произведение искусства в процессе его непосредственного восприятия. Отрадно отметить, что значительная часть студентов (95%) считает, что посещение музеев г. Ярославля развивает потребность в изучении произведений мастеров русского искусства, в том числе и произведений ярославских провинциальных живописцев.