Смекни!
smekni.com

Зигмунд Фрейд о самоубийстве (стр. 2 из 6)

На протяжении нескольких лет после смерти отца у Фрейда отмечались частые смены настроения, тревога и подавленность. Через самоанализ и творческую деятельность он вновь проторил путь к здоровью. Не существует свидетельств, что в это время у него были суицидальные тенденции, хотя, возможно, ведущей фантазией являлась смерть и возрождение. В письме, датируемом 12 июня 1897 года, он отмечал: "У меня были некоторые невротические переживания, относившиеся к странным душевным состояниям, не поддававшимся осознанию - туманным мыслям, скрытым сомнениям, и лишь слабый луч света пробивался то здесь, то там:" Дальше в письме приводится описание нового клинического случая, девушки 19 лет, у которой застрелились два старших брата. Письмо завершается следующими словами: "Прошу меня простить, но в остальном я пуст. Думаю, что сейчас я пребываю в коконе, и только Богу известно, что за существо из него выйдет" (Freud, 1954, p. 211). Все это время Фрейду пришлось больше всего бороться с болезненными чувствами вины и соперничества с отцом и Флиссом.

Насколько мне известно, Фрейд явно проявлял суицидальные угрозы только в течение длительного периода своей помолвки, наполненного страстями и душевными бурями. В относящемся к 1885 году письме своей невесте Марте, на которой он в итоге женился, Фрейд сообщал о решении покончить с собой, если ее потеряет. В то время, кроме того, умирал один из его друзей, и он писал: "Я уже давно пришел к решению (о самоубийстве), эта мысль не причиняет мне никакой боли, и я собираюсь осуществить ее, если потеряю тебя. О том, чтобы, расставшись, мы потеряли друг друга, не может быть и речи: Ты даже не представляешь себе, как я люблю тебя, и надеюсь, мне никогда не придется это доказывать" (Jones, 1953-1957, v. 1, p. 122). Следовательно, Фрейд мог вполне осознать, что в условиях сексуальной фрустрации люди, например, турки из не пропущенного цензурой описания случая или его погибший пациент, способны обратиться к смерти. "Человек сходит с ума, когда влюблен" (Jones, 1953-1957, v. 1, p. 122).Спустя много лет Фрейд указывал, что сходство двух ситуаций - очень сильной влюбленности и самоубийства - состоит в том, что Эго оказывается переполненным объектом (v. 14, p. 247-252). В своей ранней теории он противопоставляет требования любви (либидо) и самосохранения, последовательно утверждая, что любовь является опасной (но, признавая, что ее отсутствие составляет еще большую угрозу). "Мы ведем себя, будто некие Асры, умирающие, когда умирают любимые" (v. 14, p. 289-300). (Асры - мифическое племя из арабских сказок, члены которого "умирают, когда любят".)

Истории, рассказанные психоаналитическими пациентами Фрейда, содержат многочисленные описания суицидального поведения. Например, единственная сестра наиболее известного пациента, названного "Вольфсман" (из-за наличия в детстве фобии волков), совершила самоубийство путем отравления. Странное отсутствие у него переживания горя, связанного с утратой сестры, вызывало особый интерес Фрейда, пока в ходе анализа не обнаружились сложные процессы смещения реакции скорби (v. 17, p. 21-23). Драматическое описание паранойи в случае Шребера (1911) включало упоминание о его стремлении к смерти. "Он неоднократно предпринимал попытки утопления в ванне и просил дать ему "предназначенный цианистый калий" (v. 12, p. 14).

В первом подробном описании клинического случая (1905) Фрейд привел фрагменты анализа восемнадцатилетней больной истерией, которую назвал Дорой. Она вынудила родителей пойти на лечение, написав письмо, в котором прощалась с ними, поскольку больше не могла выносить своей жизни, и оставив его на самом видном месте. Когда надежды Фрейда на успех лечения достигли высшей точки, она внезапно отказалась от дальнейшего анализа. В своей семье Дора была не первой, кто начал говорить о самоубийстве. Однажды ее отец рассказал историю, что как-то, чувствуя себя очень несчастным, он решил уйти в лес и покончить с собой, но его подруга, фрау К., сумела понять его состояние, пошла следом и уговорила остаться в живых ради семьи. Дора не верила этому рассказу. Дело в том, говорила она, что их застали в лесу во время любовного свидания, и отец придумал сказочку о самоубийстве для объяснения рандеву.

Из этого случая мы узнаем о самоубийстве как коммуникации, средстве привлечения внимания, крике о помощи, способе мести и частичной идентификации, в данном случае с отцом. Кроме того, в поведении Доры косвенно видна глубинная тема садизма и агрессии; возможно, она поступала в отношении других людей, включая Фрейда, как, по ее мнению, они вели себя с ней (порождая ложные надежды, обманывая, жестоко покидая) (v. 7, p. 3-122).

Дополнительные открытия появляются в описании клинического случая пациента с тяжелым обсессивным неврозом (1909), которого из-за драматического симптома, особой фантазии, связанной с крысами, Фрейд иногда называет "Раттенман". Многие его симптомы включали побуждения и навязчивые императивные мысли, связанные с самоубийством. Их идентифицировали как наказание за ярость и ревность в отношении соперников. Фрейд отмечал: "Мы видим, что при неврозе побуждения к самоубийству, как правило, оказываются самонаказанием за пожелания смерти другому человеку" (v. 10, p. 153-318; v. 13, p. 154). Однако, Фрейд хорошо понимал, что при обсессивном неврозе риск самоубийства невелик. Пациент говорил, что мог бы покончить с собой в разные моменты жизни, если бы не думал о реакции матери и сестры. Кстати, как-то в молодости сестра сказала ему, что в случае его смерти она пошла бы на самоубийство. Он понимал, что смерть причинит ужасное горе его матери, поскольку полтора года назад его двоюродный брат покончил с собой из-за несчастной любви, и его мать, тетя пациента, еще тяжело переживала его смерть (v. 6, p. 178-185).

В книге "Психопатология обыденной жизни" (1901) Фрейд приводит многочисленные клинические наблюдения, которые убедили его в важной роли инстинкта саморазрушения для психической жизни человека.

Не следует полагать, что саморазрушение является редким явлением, в определенной степени эта тенденция присутствует у гораздо большего числа людей по сравнению с теми, кто воплощает ее в жизнь. Как правило, нанесение самоповреждений представляет собой компромисс между этим инстинктом и противодействующими силами и в случае осуществления самоубийства оказывается, что суицидальная склонность присутствовала уже давно, проявляясь с меньшей силой или в виде бессознательной и вытесняемой тенденции. ... Даже осознанное намерение совершить самоубийство осуществляется не сразу, а после выбора времени, способа и возможности; кроме того, бессознательное намерение не приводится в исполнение до его провокации усугубляющим фактором, играющим роль причины, отвлекающим на себя защитные механизмы человека и освобождающим намерение от их давления (v. 6, p. 178-185).

В число клинических примеров входит случай офицера, страдавшего депрессией после смерти любимой матери: во время участия в кавалерийских скачках он упал с лошади и получил тяжелую травму. Мужчина после перенесенного унижения "нечаянно" выстреливший себе в голову, когда его против желания уволили из армии и бросила девушка. Женщина, нанесшая себе ранение из-за вины за аборт и почувствовавшая себя после этого в достаточной мере наказанной (v. 6, p. 178-185).

Однако, несмотря на значительное число наблюдений, касавшихся самоубийства, Фрейду не удалось систематизировать их и органически встроить в теорию инстинктов. Теме самоубийства были посвящены 20 и 27 апреля 1910 года заседания Венского Психоаналитического общества, когда Адлер и Штекель выступили с обстоятельными докладами, подчеркивавшими агрессивные аспекты суицида. Фрейд ограничился лишь кратким сообщением со следующим заключением:

"У меня сложилось впечатление, что, несмотря на всю ценность материала, представленного на этих встречах, мы не пришли к единому решению по интересующей нас проблеме. Больше всего мы хотим знать, каким образом преодолевается необычайно сильный инстинкт жизни; в состоянии ли это произойти лишь с помощью неудовлетворенного либидо, или Эго может оказаться от самосохранения в силу своих Эгоистических мотивов. Возможно, нам не удалось ответить на этот психологический вопрос, поскольку мы не обладаем способом, позволяющим подойти к его решению. Мне кажется, что в качестве исходной точки нам следовало бы взять клинически хорошо известное состояние меланхолии и сравнить его с аффектом печали, скорби. Однако аффективный процесс при меланхолии и превратности, которым подвергается либидо в этом состоянии, остаются совершенно неизвестными. Нам не удалось прийти и к психоаналитическому пониманию хронического аффекта печали. Поэтому давайте отложим окончательное решение до тех пор, пока опыт не поможет нам найти решения этой задачи" (v. 11, p. 232).

На самом деле к 1910 году Фрейд уже знал о самоубийстве довольно много. Он выделил ряд важных клинических особенностей: (1) чувства вины за пожелания смерти другим людям, особенно, родителям; (2) отождествление с суицидальным родителем; (3) утрата либидинозного удовлетворения, точнее, отказ от принятия утраты либидинозного удовлетворения; (4) акт мести, особенно за утрату удовлетворения; (5) бегство от унижения; (6) сообщение, крик о помощи; и, наконец, (7) Фрейд признал наличие тесной связи между смертью и сексуальностью. Со всей очевидностью, глубинные корни самоубийства он видел в садизме и мазохизме. Однако не мог решить, как столь сильный садизм и мазохизм совмещаются с его теоретическими конструкциями. По Фрейду, все формы человеческого поведения в конечном счете обусловливаются потребностью удовлетворения инстинктивных влечений. В его ранних теориях основными конфликтующими влечениями были либидо (чувственность, сексуальность) и самосохранение (голод, агрессивное обладание). Открытым оставался вопрос: каким образом самоубийство могло удовлетворять потребности сексуальности или самосохранения?