Фрейд дал несколько рекомендаций и обществу. Возможно, рассуждал он, самоубийств стало бы меньше, если бы общество позволило своим членам большую свободу в проявлениях сексуальности и агрессии, хотя в этом трудно быть уверенным. Он полагал, что полезным могло бы оказаться предоставление периодической возможности массового освобождения подавленных инстинктов как, например, во время карнавалов или древних сатурналий. Единственную надежду человечества Фрейд, конечно, видел в нашей современной цивилизации и ее дальнейшем развитии.
"Цивилизация представляет собой процесс, находящийся на службе Эроса, его цели состоят в объединении отдельных индивидов, семей, рас, народностей и наций в одно великое единство - человечество. Мы не знаем, почему он должен происходить. Работа Эроса состоит в следующем: сообщества людей должно связывать друг с другом либидо. Одна необходимость, преимущества совместного труда не удержат их вместе, поскольку естественный агрессивный инстинкт человека, враждебность каждого в отношении всех и всех в отношении каждого противостоит программе развития цивилизации. Я полагаю, что сегодня смысл эволюции цивилизации больше не скрыт от нас. Его выражает борьба между эросом и смертью, инстинктами жизни и разрушения в тех формах, которые наблюдаются у человека. В этой борьбе состоит любая жизнь, и, таким образом, эволюцию цивилизации можно назвать борьбой за жизнь человеческого вида" (v. 22, p. 213-215).
Эта философия воссоединения и получения наслаждения друг от друга, по-моему, сыграла важную роль для создания атмосферы в Центре превенции самоубийств. В свою очередь групповой дух способствовал огромной конструктивной энергии, необходимой для продолжения эффективной работы в этой области, чреватой деструктивными отношениями и фатальными исходами. Травматическое воздействие на суицидента разлуки и отчуждения от других, любящих людей упоминалось, но не подчеркивалось Фрейдом. Наша практика показывает, что, помогая ему в переживании кризиса, терапевты часто прибегают к сотрудничеству многих людей. Цель состоит в уменьшении замкнутости и самоуглубленности пациента, новом вовлечении в естественные житейские взаимодействия.
В повседневной терапии суицидального кризиса мы уделяем мало внимания теории, в частности, таким глубинным абстракциям, как инстинкт смерти. Однако в минуты размышлений мы задаем вопрос, не являлось ли роковым прозрением зловещее соответствие, установленное Фрейдом между самоубийством и войной. Что, если ядерная война будет развязана не в результате трагической случайности или политики, а из-за действий суицидента, возжелавшего захватить с собой "других"? В нашем Центре мы нередко сталкиваемся с потенциальными разрушителями своих миров. Мы заботимся, чтобы дверь была открытой, и не запираем их в наших стенах. В неотложных случаях мы работаем не исходя из теории, а пользуясь интуицией и здравым смыслом, находя слова, жесты или действия, способствующие уменьшению эмоционального напряжения и установлению контакта. Ключевыми могут стать понимающий взгляд, разделенное чувство, предложенная чашка кофе.
Фрейд прекрасно понимал различие между философскими размышлениями об общих причинах человеческих страданий и требованиями практической жизни, связанными с осуществлением определенных действий для их облегчения. В письме Эйнштейну (1933), посвященному вопросу предотвращения войны, он отметил: "Как Вы видите, результаты оказываются не слишком плодотворными, если отрешенного от жизни теоретика приглашают на консультацию по поводу неотложной практической проблемы. Лучший выход состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае посвящать себя предотвращению грозящей опасности с помощью тех средств, которые есть под рукой" (Freud, 1963). Тому же совету Фрейд следовал в своей клинической практике. В 1926 году, обсуждая одного молодого пациента, он писал: "В его случае для меня наибольшее значение имеет убеждение, что, если результат лечения не будет благоприятным, дела окажутся очень плохи; я имею в виду, что он без колебаний может совершить самоубийство. Поэтому я сделаю все, что в моих силах, для предотвращения подобного исхода" (Freud, 1963). Это замечание могло бы стать девизом Центра превенции самоубийств.
Список литературы
Freud S. (1953-1965) Standard Edition of the Complete Psychological Works. London: Hogarth Press. Ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием в скобках тома и страницы.
Freud S. (1954) The Origins of Psycho-Analysis. New York: Basic Books, p. 207, 170-171.
Jones E. The Life and Work of Sigmund Freud. New York: Basic Books, 1953 1957, vol. 2, p. 333-334.
Freud S. (1963)Psychoanalysis and Faith. New York: Basic Books, p. 101-102.