Смекни!
smekni.com

Зигмунд Фрейд о самоубийстве (стр. 1 из 6)

Р. Литмен

Настоящий очерк, посвященный эволюции взглядов Фрейда на самоубийство, является уникальным в психологической литературе. Литмен демонстрирует, что Фрейд не только разработал теорию гнева, обращенного против собственного Я, но и обратил внимание на следующие аспекты проблемы: вину за пожелание смерти другим, отождествление с родителем, покончившим с собой, неспособность отказаться от желаемого, самоубийство как месть или бегство, самоубийство и мазохизм, а также суицид как проявление инстинкта смерти, что вызвало немало дискуссий.

В очерке осуществлен прекрасный обзор литературы, позволяющий читателю рассмотреть взгляды Фрейда в контексте других глав этой книги, в которых развиваются и разрабатываются его идеи.

"Судьбоносный для человеческого рода вопрос, по-видимому, состоит в том, насколько его культурное развитие позволит преодолеть общественные неурядицы из-за свойственного человеку инстинкта агрессии и саморазрушения". Зигмунд Фрейд

Согласно взглядам Зигмунда Фрейда, рассуждавшего в 1930 году на склоне длительной и продуктивной творческой деятельности о судьбе человека, самоубийство и война являются разными аспектами одной проблемы. Они представляют собой выражение инстинктивной агрессии и деструкции, которые в свою очередь являются взаимозаменяющими элементами инстинкта смерти. Развитие цивилизации, предоставляющее единственную возможность отсрочить гибель человечества в результате группового насилия, одновременно подрывает психическое здоровье индивидов, членов группы и угрожает каждому самоубийством (Freud, 1953-1965, v. 22, p. 110-111; v. 23, p. 148-150).

В этом очерке сделан обзор клинического опыта и теоретических взглядов Фрейда, которые привели его к различным выводам относительно самоубийства. В мою задачу входило выделить из всех работ, написанных Фрейдом, и его клинических наблюдений то, что касается темы самоубийства, и спустя несколько десятилетий оценить его вклад в понимание этой проблемы и разработку современных подходов превенции самоубийств. Читатель, которому доведется проследить мои усилия, связанные с выполнением поставленной задачи, может столкнуться с рядом трудностей, хотя я постараюсь по возможности ясно отметить основные вехи фрейдовского пути. К сожалению, он не обобщил свои взгляды на самоубийство в виде одной оформленной работы. Не существует отдельной статьи или книги, посвященной этой теме, которую можно сравнить, например, с его трактатами о войне (м. 14, p. 283-300; v. 22, p. 213-215). Множество клинических наблюдений, выводов и размышлений о различных аспектах самоубийства разбросаны по многочисленным произведениям, касающимся в основном других вопросов и отвечающих иным целям.

Этот обзор позволит проследить в общих чертах разработку проблемы самоубийства в трудах Фрейда, опубликованных с 1881 по 1939 год, с некоторыми отклонениями от строгой последовательности развития его взглядов во времени и большим вниманием к конкретным темам. Первый раздел посвящен ранним наблюдениям Фрейда, в основном личным и клиническим. Во втором разделе рассматриваются его более поздние, преимущественно теоретические произведения. В третьей части предпринята попытка обобщения и оценки изложенного материала. Во избежание излишних сложностей литературные источники ограничиваются работами Фрейда и биографией, написанной Эрнестом Джонсом.

Ранний опыт: 1881-1910

Было бы ошибкой предполагать, что интерес Фрейда к самоубийству являлся чисто теоретическим или философским. Напротив, у него был богатый клинический опыт работы с суицидентами. Почти во всех описаниях клинических случаев, опубликованных Фрейдом, за исключением истории Маленького Ганса, пятилетнего ребенка, упоминается суицидальная симптоматика.

Суицидальное поведение составляло важный аспект симптомов пациентки Йозефа Брейера, Анны О. Брейер открыл катартический метод лечения, ставший начальным этапом терапевтического подхода, позже развитого Фрейдом в психоанализ. Временами у Анны О. возникала полная диссоциация между двумя совершенно отдельными друг от друга состояниями сознания, в одном из которых она говорила только на английском языке. Суицидальные тенденции у нее появились после смерти отца. По рекомендации врача и против ее желания из-за угрозы совершения самоубийства Анну О. перевезли (в июне 1881 года) в дом, расположенный в сельской местности вблизи Вены. После переезда она трое суток не спала, полностью отказавшись от приема пищи и предприняла несколько суицидальных попыток, разбивая окна и пытаясь порезаться стеклом или прибегая к другим способам. Затем она несколько успокоилась и даже добровольно принимала на ночь хлорал в качестве успокоительного средства (v. 2, p. 2-8).

Фрейд описывал этот случай много раз, но не акцентировал внимание на суицидальных элементах. Однако почти с самого начала психоаналитической практики он проникся важностью вины, вызванной враждебными чувствами в отношении родителей, для возникновения болезненных симптомов, особенно после их смерти. В мае 1897 года в письме Вильгельму Флиссу Фрейд писал: "Враждебные импульсы против родителей (желание их смерти) также являются существенной частью неврозов.... Они вытесняются, когда преобладает жалость к родителям - во время их болезни или смерти. В этих случаях одним из проявлений скорби становится самообвинение в их смерти... " (Freud, 1954, p. 207).

Вероятно, наиболее близкое личное соприкосновение Фрейда с самоубийством произошло в августе 1898 года. "Один из моих пациентов, на лечение которого я потратил много труда, покончил с собой вследствие неисцелимой половой болезни". Этот суицид, отмечал Фрейд, породил у него некоторые болезненные фантазии, связанные со смертью и сексуальностью, которые он более или менее успешно вытеснил. Несколько недель спустя, находясь под влиянием этих бессознательных фантазий, Фрейд не мог вспомнить фамилию Синьорелли, создателя изумительных фресок на темы "Четырех последних сущностей"- Смерти, Страшного Суда, Ада и Неба. (Лука Синьорелли (1445/50-1523) - итальянский живописец Раннего Возрождения, ученик Пьетро делла Франческо, представитель умбро-флорентийской школы. Речь идет о его фресках в капелле Сан-Брицио собора в Орвието.) Пытаясь визуализировать фрески и вспомнить фамилию художника, Фрейд почувствовал неадекватность своих ассоциаций как источник внутренних страданий. С огромным трудом ему удалось реконструировать беседу с попутчиком, случившуюся непосредственно перед тем, как он забыл фамилию художника. Ее темой были обычаи других народов. В частности, речь шла о нравах боснийских турок, их глубоком доверии к врачам, покорности, с которой они преклоняются перед судьбой и даже смертью. Фрейду пришло на ум рассказать один случай: "Эти турки ценят выше всего на свете половое наслаждение и в случаях заболеваний, делающих его невозможным, впадают в отчаяние, резко контрастирующее с их фаталистическим равнодушием к смерти".

Однажды один из пациентов коллеги Фрейда сказал: "Ты знаешь, господин (Herr), если лишиться этого, то жизнь теряет всякую цену". Почувствовав внезапную неловкость, Фрейд отказался от желания рассказать случай; преднамеренно отвлекая свои мысли от смерти и сексуальности, он изменил тему беседы, переведя ее на знаменитые фрески. Однако в бессознательных усилиях не вспоминать о случившемся самоубийстве, теперь Фрейд забыл фамилию художника, присоединившуюся к вытесненным и хранившимся в бессознательном воспоминаниям о самоубийстве. Ее правильно назвал попутчик, Фрейд сразу узнал фамилию и использовал для восстановления в памяти вытесненных фантазий и реконструкции механизма забывания. Об этом эпизоде он немедленно сообщил своему другу, Флиссу (Freud, 1954, p. 264-265), а через несколько месяцев опубликовал статью (v. 3, p. 290-296), не упомянув, однако, в этих сообщениях, что особо неприятной новостью, усилившей процесс забывания, было самоубийство пациента. Позже, когда в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901) Фрейд вернулся к изложению этого материала в качестве первой иллюстрации, он включил упоминание о самоубийстве (v. 6, p. 1-6). (См. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М.: Современные проблемы, 1926. - С.3-14.)

Этот случай Эрнест Джонс комментирует следующим образом: "Я надеюсь изложить в переработанном издании первого тома настоящей биографии важный эпизод, видимо, сыгравший значительную роль в процессе самоанализа Фрейда" (Jones, 1953-1957, v. 2, p. 333-334). К сожалению, Джонс умер, не успев переработать свой труд, и оставил нам интригующую биографическую тайну и важную научную проблему. И, естественно, вопросы. Кем был этот пациент? Что произошло во время его анализа? Описывал ли Фрейд фрагменты этого случая по крайней мере скрыто где-либо в своих произведениях? Или история этого пациента осталась полностью вытесненной из истории науки? Почему Джонс, подробно описывавший деятельность Фрейда и его пациентов, предпочел отложить освещение данного случая самоубийства? Важная научная проблема состоит в следующем: является ли табу на самоубийство столь категоричным, что даже психоаналитики неохотно раскрывают подобные материалы о пациентах и свой личный опыт в этой области? Однако здесь, как и во многих дальнейших случаях, мне стоит ограничить отступления, а то очерк превратится в монографию.

Будем надеяться, что другие биографы опишут недостающий эпизод, пропущенный Джонсом. Я думаю, что он имеет отношение к Вильгельму Флиссу, близкому другу Фрейда 1890-х годов. Систематическим самоанализом Фрейд занялся в июле 1897 года. Почему именно тогда? Почти десять лет он уже выслушивал пациентов, развивая и совершенствуя умение толковать сновидения и свободные ассоциации, включая свои собственные. Из собранного материала напрашивались некоторые странные и беспокоившие его выводы. Данные, полученные от пациентов, неоднократно и последовательно свидетельствовали, что причиной их заболевания являлось сексуальное насилие со стороны отца. Он постепенно убеждался в печальной реальности существования в семьях вражды, пожеланий смерти и случаев инцеста. Кроме того, Фрейда глубоко потрясла смерть его престарелого отца (23 октября 1896 года). "Смерть близкого может всколыхнуть в человеке все прошлое. Сейчас я чувствую себя так, будто меня с корнями вырвали из земли" (Freud, 1954, p. 170-171). Сновидения Фрейда обнаружили враждебность и связанные с ней чувства вины наряду с восхищением отцом. По-видимому, его некоторые бессознательные реакции на отца перенеслись на Флисса. К своему другу Фрейд нередко стал чувствовать раздражение. Его сновидения и ассоциации соединяли Флисса с Италией, путешествиями и итальянским искусством (Freud, 1954, p. 193-195).