Смекни!
smekni.com

Иллюзии и мы (стр. 2 из 7)

Но реальность, хотя она и выигрывает нас у сна, все же страдает. Жизнь человека, которому так мила подушка, идет наперекосяк. У него ни на что не хватает времени – это время приносится в жертву сну. Ослабляется воля: во сне все дается легко, поэтому первые же препятствия реальной жизни ставят в тупик. Все валится из рук, теряется, мешается под ногами, - сон не требует от человека организованности, ведь он лишен логики.

Наконец, человек разучивается думать. Мышление выходит из-под контроля сознания и становится спонтанным. Оно строится по законам сна: сразу о многом и ни о чем конкретно. Результат складывается сам собой, помимо логики – как реализация заведомых ожиданий. Иногда такое мышление поражает своей интуитивной точностью, но чаще всего оно адекватно.

3. Сны наяву

Если люди хотят видеть сны и страдают оттого, что сон уходит, как только они встают с постели, в наше время удовлетворения желаний естественно найдутся и люди и средства реализовать мечту о снах наяву. Здесь имеются в виду, прежде всего Интернет, компьютерные игры и телевидение.

Что предлагает человеку программа телевидения?

1). Фильмы.

Это наиболее близкий аналог сна. Яркая картинка; интригующие события; плотность событий в фильме (как и во сне) гораздо выше, чем в обыденной жизни, - это дополнительный стимул.

Прообразом кино можно считать театр, но… И этих “но” достаточно много.

Театр имеет жесткую территориально-временную привязку. Такой-то спектакль можно увидеть только тогда-то и там-то. Одна и та же пьеса, поставленная в разных театрах, суть разные произведения. Уже кинопоказ в кинотеатрах теряет эту специфику – на разных площадках может идти один и тот же фильм. Можно выбирать удобное тебе время и место. Видеотехника предельно упростила эту процедуру. Место – твой дом, время – любое. Есть лишь проблема в том, что смотреть. Современный человек не хочет тратить время на поиски развлечений, - ему удобно жить так, чтобы они были всегда под рукой. И вот телевидение идет навстречу – множество каналов создает иллюзию выбора: почти всегда можно найти какой-нибудь фильм. А ведь есть каналы, где крутятся только фильмы…

Далее, спектакль ограничен по времени. Средний человек не может высидеть в зале более 3-4 часов: он утомляется и вместо удовольствия получает усталость. В тоже время жалко расставаться с героями, на которых люди хотят смотреть. Говоря современным языком, то, что “раскручено”, надо использовать до конца.

Решением этой проблемы на телевидении стал сериал. Его герои не исчезают с окончанием серии, новая серия воскрешает их снова; и если промежуток между сериями невелик (не более суток, может быть, двух), герои сериала получают виртуальную жизнь – о них спрашивают, разговаривают, их ждут. Виртуальная жизнь ставится в параллель нашей обыденной жизни; при этом, конечно. Обыденная жизнь проигрывает: она менее красочна, менее эмоциональна, менее событийна. Сериал перетягивает на себя ожидания и становится как бы образцом “как следует жить”.

Т.о. сериал можно определить как инструмент девальвации реальности. Реальная жизнь теряет для человека свою цену, поскольку не похожа на сказку – любимый сериал.

Телетрансляция идет круглосуточно. Фильмов требуется много. И это сказывается на их качестве. Нельзя крутить только лучшие – примелькаются и надоедят. Также нельзя выпекать шедевры в необходимом количестве – гениев не хватает. Телевидение идет по линии упрощения: вместо хорошего оно использует зрелищное кино.

Существует несколько стандартных приемов обеспечения зрелищности.

А). Антураж – красивые люди, красивая обстановка. Яркий пейзаж, возможно – экзотика. Грамотная работа оператора, умеющего держать красивый кадр. Такой фильм приятно смотреть, каким бы примитивным не было его содержание.

Б). Действие – на экране все время должно что-то происходить. Один ракурс сменяет другой. Зритель переносится с точки на точку. Герои кричат, бегают, дерутся. Часто при этом нарушаются логические связи, но никто и не думает о логике. Содержание не имеет значения, главное – удержать внимание зрителя. Это кино требует трюков. Оно легко перерастает в сериал, - для этого достаточно один и тот же контекст наполнять новыми ситуациями и трюками.

В). Эпатаж. – Какое содержание может привлечь современного искушенного зрителя? Ему надо предложить что-то, резко отличающееся от повседневности, подчиняющейся многочисленным правилам (государственные законы, нормы приличия, обычаи и привычки, наконец, - научные законы и законы логики).

Фильмы можно различать в зависимости от того, какие правила-регуляторы они отбрасывают.

Фильмы ужасов не в ладах с наукой. К тому же их можно рассматривать как визуализацию бреда, т.е. они строятся на противопоставлении содержания и процедуры нормального мышления. То, что называется эротикой, обходится без нравственных норм. Целый ряд фильмов построен как глумление над святыней. Бывают более тонкие отрицания, когда зритель чувствует, что картина выходит за рамки, но не всегда может сказать, где именно.

В целом принцип эпатажа можно сформулировать так: нам дают на экране то, что невозможно допустить в реальной жизни. И все-таки нам предлагают это – налицо искушение как элемент жанра.

Наибольшим успехом пользуются фильмы, сочетающие приемы эпатажа, действия и антуража.

2). Новости (информационные программы).

Новости сами по себе в значительной степени иллюзорны. Если попытаться оценить. Что действительно затрагивает мою жизнь из только что предложенного моему вниманию выпуска новостей, то окажется, что это, прежде всего – сводка погоды. Иногда к ней можно добавить что-то еще, например, какое-нибудь решение органов власти. И всё. Основная масса новостей рассказывает о том, что происходит не с нами и нас непосредственным образом, а то и вообще не касается.

Один из лозунгов современного общества – свободный доступ к информации. На примере телевидения мы видим, что он на практике не работает. Человек действительно нуждается в информации. Своевременное и точное информирование позволяет принимать более правильные решения. К сожалению, не мы решаем, о чем нам следует сообщить.

Во-первых, событие, чтобы попасть в выпуск новостей, должно находиться в информационном поле выпускающей компании. Или рядом должен оказаться собственный корреспондент, или событие должно засветиться в каких-либо официальных сводках, или инициатор события должен специально обратиться в СМИ (в нашем случае – на телевидение), или информация заимствуется из чужого источника (у информационного агентства, предоставляется чужими корреспондентами и т.п.), при этом первичные источники не меняются. То, что происходит в глубинке или в глубине, в новости не попадает.

Во-вторых, предметом новостей являются именно события. Т.е. должно произойти что-то выделяющееся из контекста, не рутинное, отличающееся от обыденности. Именно в той мере, в которой данное событие есть нечто неординарное, оно может быть интересно людям, которые в это событие напрямую не вовлечены. Поэтому чем больше неординарность события, тем вернее оно попадет в сводку новостей. И наоборот. Если произошло что-то, что случается повседневно, об этом ничего не скажут.

Между тем, как раз то, что происходит изо дня в день, в конечном счете, и дает какие-то результаты. Вода по капле камень точит. Эта постепенность и заурядность оставляет такие процессы вне информационного поля современного человека. Поэтому, когда эффект накапливается и происходит зримый, подчас катастрофический сдвиг, общество удивляется. Нам, скормленным новостями, кажется, что это случилось “вдруг”. Иногда, правда, в новости попадает доклад какого-нибудь чиновника или аналитика с разбором тенденций, но чаще всего это проходит незамеченным: восприятие доклада требует интеллектуальных усилий, а современному человеку думать скучно, он привык, что думают за него.

Новости – это как раз одна из форм делегированного мышления. Один человек рассказывает другому о том, что произошло. Таким образом, к событию добавляются слова, его интерпретирующие. Интерпретация присутствует всегда – осознано или не осознанно, - уже в силу того, что используется именно этот, а не другой набор слов. Даже если слов нет, а есть только видеоряд, - он тоже может быть различным. А, следовательно, то, что режиссер предлагают нам именно эти кадры, а не другие, - интерпретация.

Интерпретация, поскольку ее автор – человек, неизбежно передает позицию автора. Если же автор - недобросовестен, то интерпретация может содержать встроенную программу восприятия. Зритель провоцируется воспринимать предлагаемые его вниманию события определенным образом. Это называется “подача новостей”. Профессионально “поданные”

новости – один из самых эффективных инструментов манипуляции общественным мнением.

Когда программа новостей верстается “под эффект”, происходит селекция первичного материала. Что-то в происходящих событиях – возможно и сущностное – опускается, а что-то – то, что может быть интерпретировано в нужном ключе, - сдвигается в центр внимания, выпячивается.

Т.о. новости – не только интерпретированные, но еще и акцентированные события. Это искусство позволяет творить новости буквально из ничего. Неслучайно журналисты взяли себе горделивое прозвище “ньюсмейкеры” (т.е. создатели новостей).

Новость можно создать практически из любого материала, главное – найти ту выигрышную точку, на которой надо сделать акцент. Примером новостей на пустом месте является светская хроника.

Если превратить человека в знаковую фигуру, любое событие из его жизни автоматически становится новостью. Люди интересуются личной жизнью кинозвезд, политиков, удачливых бизнесменов. Они готовы день за днем глядеть в замочную скважину на тех, кто добился успеха. Светская хроника – это новости, превращенные в сериал, демонстрация реальности, имеющей признаки сказки.