4. ИСС
Аббревиатура ИСС читается как “измененные состояния сознания”. Человека не устраивает обыденное – оно же нормальное – состояние сознания. Причина все та же: обыденность требует увязки с внешними обстоятельствами, поступательности изменений, - тяжелого, упорного труда над своим бытием.
Этот прямой путь кажется слишком длинным. Человеку мечтается, что существует волшебная дверь, открыв которую сразу окажешься в конце пути. Если нельзя в одночасье изменить мир, может быть, можно изменить себя – так, чтобы больше уже не зависеть от мира, а еще лучше, - чтобы мир стал послушен себе. Отсюда – распространенная магическая практика погружения в транс.
Разные традиции по-разному используют состояние транса. Для одних – человека, достигшего ИСС, посещают духи и начинают ему служить, для других – душа в ИСС выходит из тела и обретает новые возможности, для третьих – ИСС это очищающее состояние, избавляющее от накипи обыденной жизни... Какая бы цель ни стояла, она всегда строится на противопоставлении ИСС и каждодневной реальности.
Существует особый набор способов выхода в ИСС. Самые распространенные из них: манипуляции с дыханием (либо гипервентиляция легких – избыток кислорода, либо кислородное голодание (задержка дыхания)); ритм (вибрация) – отсюда пляски с повторяющимися и все учащающимися движениями, бубен шамана и современная рок-музыка, ритуальное использование секса (сочетание ритма с резким перепадом крайнего напряжения и расслабления организма); аутотренинг – блуждание сознания внутри себя (медитативная практика, самогипноз), в том числе с использованием соответствующих вспомогательных средств – световых эффектов, расслабляющей музыки; яды (отравляющие вещества), частично парализующие работу сознания. Общим знаменателем всех этих методик является цель – нарушение нормальной работы сознания, достигаемая, как правило, с помощью сознательно провоцируемых функциональных расстройств организма. Понятно, что при таком происхождении ИСС нет смысла говорить о новых возможностях, - эти возможности иллюзорны, реальные же возможности личности (физические и духовные) в ИСС истощаются, что приводит к разрушению и гибели человека.
Человек, конечно, идет в ИСС не за гибелью, - смерть возникает как побочный продукт, и у человека, как правило, уже не хватает сил противостоять ей, приманкой служат сомнительные дары, не выходящие за пределы сознания и потому вполне реальные – при всей иллюзорности идеологии ИСС.
Перечислим эти “дары” (они варьируются от одного ИСС к другому, но общие черты выглядят следующим образом):
Расслабление. Конфликтность бытия исчезает, трудности оказываются вне фокуса сознания и потому кажутся легко разрешимыми. Душа умиротворяется, наступает состояние покоя. Надо сказать, что данный покой получен контрабандным путем и потому ненадежен. Часто он утрачивается раньше, чем человек выходит из ИСС.
Эмоциональный подъем. – В первую очередь речь идет, конечно. О радости. В обыденной жизни истинная радость – редкая драгоценность. Мы можем надевать на себя улыбку, выходя в люди, но разве при этом поет наша душа? Радость прорастает из ощущения, что все идет хорошо (а вернее из ощущения, что лучшее – рядом). Чтобы радоваться, надо уметь видеть лучшее. Нам тяжело радоваться за других, мы чаще завидуем, чем радуемся, увидев лучшее на чужом огороде. Но ощутить, что и для тебя есть возможность изменения к лучшему, - а это и есть истинный повод для радости, тоже довольно не просто. Для этого нужно взрастить в себе готовность к изменениям, признать, что таковой, какой есть, ты еще далек от совершенства и радости не заслуживаешь.
Легко требовать изменений от других, считать, что кто-то другой должен что-то сделать. Очень тяжело согласиться, что и ты должен немало. ИСС позволяет человеку не меняться, уйти от работы над собой и при этом окунуться в радость, испытать подъем чувств, даже некоторое вдохновение.
Это – маленький парадокс. Изменение сознания требует усилий. Человек затрагивает массу энергии и средств, чтобы достичь желаемого. Все приносится в жертву иллюзии. Все – кроме одного. Иллюзия не покушается на гордость человека. Человек может продолжать гордиться собой, он может считать, что делает все, как надо. От него не требуется признания ни собственных ошибок, ни слабости, ни бессилия.
Редкий человек действительно верит в собственное совершенство. Чаще мы обманываем себя и других и подозреваем себя в этом обмане. И получается, что, сбегая от трудностей жизни в ИСС, человек ради сохранения одной иллюзии обменивает всю оставшуюся у него реальность на другую иллюзию.
В ИСС человек может быть очень энергичным и деятельным. Нужно спросить – откуда берется эта энергия? Расходуется внутренний потенциал человека, при этом восполнения ресурсов не происходит, - человек буквально расточает себя. Чем более активен человек, будучи в измененном сознании, тем более он апатичен и вял, возвращаясь к нормальной жизни. Организму не хватает энергии, потерянной понапрасну. Если ИСС становится частой практикой, организм начинает разрушаться физически, что сопровождается душевными нарушениями.
Видения. Если расслабление и эмоциональный подъем привлекают многих, то видения образуют цель для более узкого круга любителей ИСС. Исходной посылкой служит противопоставление себя основной массе: я - не такой как они. Это противопоставление нужно на чем-то основывать. Вообще, пьедестал гордыни можно сложить из чего угодно, но, - скажем, чтобы чувствовать себя непризнанным гением, нужно хотя бы уметь писать стихи, тому, кто гордится своей силой, приходится ходить в “качалку” и накачивать мускулы. ИСС не требует от человека никакого умения и никакого труда. Оно легко обеспечивает видения, и вот, пожалуйста, - можно считать себя новым пророком, можно общаться с духами, можно выходить в параллельный мир. Человек чувствует свою особенность; это чувство тем более остро, что никто из окружающих его в обыденной жизни людей не может оказаться рядом, увидеть те же видения, оказаться вместе в иллюзорном мире. Человек одинок, но он не осознает своего одиночества, - у него есть духи, с другой стороны, обособленность просто необходима, если хочешь считать себя выше других.
Когда мы говорим об ИСС, надо иметь в виду два фундаментальных момента:
Первый. – ИСС, как правило, не сваливается на человека само по себе. Его ищут. Его достигают. Таким образом, человек сам притягивает свою беду.
Второй. – Если человек один раз озаботился достижением ИСС, он сделает это снова. Причины, толкнувшие его на бегство от реальности, не изживаются иначе, чем путем долгой и кропотливой работы над собой, а единожды испробованное ИСС привлекает легкостью получения эффекта и сладостью отрешения от проблем. И если человек не пугается первых своих шагов к пропасти, он оказывается в ней: достаточно небольшой практики ИСС, чтобы тяга к нему стала хронической. Человек перерождается, и часто возвращение назад, к прежней жизни становится невозможным.
Рассмотрим несколько типов хронических состояний.
1). Безумие.
Не случайно бытует фраза “сойти с ума”. Она отражает ситуацию, когда человек, давая себе все больше и больше поблажек, сам уходит от адекватного восприятия мира. Психоанализ использует термин “бегство в болезнь”, и это действительно справедливо. Люди сбегают, не выдержав обстоятельств реальной жизни, они перестают их замечать, наконец, они придумывают себе свои обстоятельства, полностью соответствующие их ожиданиям, а потому не требующие труда по их освоению.
Если сначала человек осознает свои странности, хотя и оправдывает их, то, продолжая позволять себе отворачиваться от реальности, он начинает воспринимать их как норму. А поскольку человек – сложная психофизическая система, изменения психики отражаются и на соматическом (телесном) уровне. Неадекватные смысловые связи закрепляются в виде мозговых нарушений. Болезнь становится необратимой. Лечением можно снять какие-то острые формы, но вернуть сошедшему с ума человеку душевное здоровье уже невозможно. В лучшем случае болезнь подавляется, сознание выдавливает ложные смысловые связи, усвоенные болезнью, на периферию, но это – хрупкое состояние. Новое потрясение, новый конфликт с реальностью, - и болезнь прорывается снова.
(Здесь говорится лишь о психических нарушениях определенного толка, реальное поле психиатрии гораздо шире).
2). Алкоголизм.
Вино – напиток священный. Для христиан это связано с тем, что в таинстве причастия под видом вина преподается Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Кровь и вино – не только похожи по цвету, их объединяет более глубокая, сущностная и даже мистическая связь.
Между тем, священным напитком вино было и в язычестве. С помощью неразбавленного вина (в быту пили, в основном, разбавленное) жрец доводил себя до измененного состояния сознания (ИСС), в результате чего начинал пророчествовать, общался с духами, впадал в транс.
Потихоньку низводя священное до обыденного, человечество либерализировало культовою жреческую практику, - привычка упиваться вином перестала быть прерогативой избранных и стала общечеловеческим достоянием. Мистическая составляющая оказалась выхолощенной, но эффект ИСС по-прежнему имеет место.