Мы живем, мы находимся в мире. То, что нас окружает, - это наша реальность. Если реальность полностью нас устраивает, это означает, что душа наша спит. Человеку свойственно недовольство сложившимся порядком вещей. Более того – это недовольство спасительно, поскольку побуждает его к действиям, к развитию.
Любое развитие есть своего рода бунт против реальности. Человек не хочет быть таким и жить так, как он живет сегодня. Он меняет сегодняшний день на завтрашний, желая остаться в плюсе.
Но слово “реальность” означает не только “существующий порядок вещей”. Она и то, что действительно существует.
Когда человек отказывается от своей реальности, желая себе изменений, этот отказ может быть продуктивным только в том случае, если желаемое само по себе реально, т.е. действительно может составить новое бытие человека. Это называется “соотноситься с реальностью”. – Условие жесткое и сковывающее свободу человека. Подчинение ему требует известной самодисциплины.
Дело осложняется еще и тем, что, подняв бунт против текущего положения вещей, человек в итоге должен считаться с этими вещами, находить их слабину и продвигаться мало-помалу, а такой минимализм не свойственен бунту. Бунт ширится и пытается подчинить себе человека. Вопрос в том, хватит ли у человека воли не подчиниться бунту, оставить за реальностью право диктовать себе условия и жить, соизмеряясь с этими условиями, т.е. жить в реальном мире. В противном случае логика бунта уносит человека в мир иллюзий, а поскольку жизнь все-таки реальна, она упрямо возвращает человека на почву реальности. И единственный выход, видящийся бунтующему человеку, позволяющий раз и навсегда истребить реальность как таковую, это смерть. Иллюзии и смерть против жизни – вот расклад сил, вскрывающийся при первом взгляде, бросаемом на человека.
Рассмотрим подробнее типы иллюзий, владеющих современным человечеством, и попытаемся понять их природу.
1. Мечты
Может ли человек не мечтать? С непривычки это кажется невозможным. В мечтах мы задаем себе программу действий в легкой, почти игровой форме. Причина этой легкости – в безответственности. Мечты потому и мечты, что не требуют исполнения. Это как бы примерка общего плана, - насколько такая ситуация, такое будущее мне подходит. Считается, что мечты способствуют творчеству, ведь они уже сами по себе наши творения…
Однако склонность к мечтам, мечтательность – характеристика не укорененного в реальности человека. Мечты приятны, реальность – сурова. В мечтах ты – всегда победитель, жизнь неумолимо ставит себя на свое место. Обстоятельства жизни, заставляющие нас подстраиваться под себя, кажутся бременем, незаслуженно придавившим наши легкие крылья. Под бременем тяжко, душа хочет легкости и простора. Душа хочет мечты, которая – вот она – стоит только на минуту отрешиться от непрерывного труда бытия.
Но мы имеем дело с иллюзиями. Мечта не облегчает жизни, а лишь усугубляет ее неустройство. Тут действует эффект спирали. Уделив время мечте, ты вычеркиваешь его из реальности. Одержав воображаемую победу, ты тратишь свои силы впустую, отобрав их у решения жизненно важных задач. Шаг в мечте оборачивается приращением дискомфорта в реальной жизни. Если человек верен своей привычке мечтать, снимать этот негатив он будет новым полетом мечты. Ему придется все больше и больше отгораживаться от настоящего и замыкаться в воображаемом. И, в конце концов, если у него не достанет душевных сил преодолеть это движение по спирали, он или погибнет, или сойдет с ума.
Мечта поражает способность мышления, она подменяет собою мысль. Там, где от человека требуется рассуждение, он начинает воображать. Перед внутренним взором человека мелькают картинки – возможные варианты событий. Участники этих событий произносят слова. Если привычка жить воображаемым достаточно пустила корни, эти реплики звучат сами по себе, конструируемые без участия сознания. Очнувшись, иной раз не сразу поймешь, было или не было в действительности то, что только что стояло перед глазами. И в то же время слово, прозвучавшее в грезе, продолжает жить. Воображая реакцию собеседников, приписывая им те или иные слова, мы уже не можем отделаться от ощущения, что они действительно это сказали. И начинаем соответственно выстраивать наши отношения с этими людьми уже в реальном мире.
Путь в мечту видится следующим образом: если сначала справедливо высказывание “человек мечтает”, то впоследствии, когда мечтать стало привычкой, его приходится заменить на другое – “человеку мечтается”. Мечта захватывает человека, сковывает его волю и начинает им управлять.
2. Сны
Испокон веков состояние сна привлекало внимание человека. Сон может быть более ярким, чем реальность. Переживания и восприятия, приходящие к человеку во сне, для спящего не менее достоверны, чем для бодрствующего его сознательные переживания и восприятия.
…И вот человек проснулся, и мир сна исчез. Сразу возникает масса вопросов. – А был ли этот мир? Может быть, реальность сна все-таки существует и строится каким-нибудь параллельным образом с нашей повседневной реальностью? А с другой стороны, на каком основании можно утверждать, что ты действительно проснулся? – Разве не бывает во сне так, что, просыпаясь, оказываешься не в настоящем мире, а еще в одном сне? Где гарантия, что то, что мы считаем подлинным бытием, не есть такой сон? И даже больше: у Льюиса Кэрролла в “Зазеркалье” Черного Короля будить не следует, - а вдруг происходящие события – лишь его сон, и если его разбудить – все исчезнет?
Все эти игры ума основываются на следующей аналогии: спящий человек не подозревает, что он спит, и не сомневается в реальности происходящего. Так же и бодрствующий не сомневается, что происходящее с ним реально. С точки зрения “уединенного” сознания (а каждое сознание – уединено, оно располагает непосредственной информацией лишь о себе, а все остальное воспринимает в субъективном преломлении) эти две позиции принципиально не отличаются друг от друга.
На эту тему можно рассуждать красиво и долго. Но жизнь такова, что мы с уверенностью отличаем сон от бодрствования и даже противопоставляем эти состояния друг другу.
Путаница между сновидениями и реальностью – не более чем литературный сюжет. Прообразом его (а вернее посылкой к его возникновению) можно считать восклицание: “не сон ли это?!”. Интересно проследить, в каких ситуациях может быть произнесена эта фраза. Основной контекст: человеку вдруг выпадает редкая удача. Аналогичным образом выстраивается контекст фразы “прошло как страшный сон”, - череда неблагоприятных обстоятельств обрывается, человек возвращается к нормальной жизни и уже не понимает, почему ему было плохо. И в том и в другом случае сон противопоставляется реальности. О сне вспоминают, когда происходит что-то, отклоняющееся от нормального порядка вещей.
События нашей жизни имеют свою логику. Одно следует за другим. Ребенка сначала учат читать, потом он понимает написанное. Чтобы заварить чай, следует нагреть воду, и т.п. Когда нам кажется, что происходит что-то, нарушающее эту логику, мы удивляемся.
Во сне логика обыденной жизни не действует. Сейчас мы видим перед собой близкого друга, а в следующий момент – уже совершенно незнакомого нам человека. Войдя в комнату, мы закрываем за собой дверь, и вот уже нет ни двери, ни комнаты.
Можно было бы сказать, что сны имеют свою логику, но это будут только слова, так как логика сна несказуема – в ней нет правил. Нет и неизбежности последствий, т.е. нельзя предсказать, что случится в следующее мгновение времени.
К тому же, сон короток. Мы переходим из сна в сон, из одного контекста в другой, и очень редко, когда сталкиваемся с повторениями. А потом просыпаемся и попадаем в длительный контекст реальной жизни. Какими бы ни были наши сны, реальность всегда одинакова. Это – устойчиво повторяющийся, длительный и логически закономерный контекст. Поэтому он всеми всегда легко узнаваем.
Постепенность реальных событий, их будничность резко контрастирует с сумбуром сна, яркостью и насыщенностью неожиданностями, часто напоминающим сказку. Сон интересен, тогда как реальная жизнь бывает скучна. Сон может вывести из любой ситуации. Одарить любым чудом. В жизни. Чтобы изменить ситуацию надо приложить труд, иной раз немалый.
Иными словами, тот, кто видит легкие и яркие сны, оказывается перед искушением уделять им больше внимания, чем они заслуживают. Мы рассказываем друг другу о своих снах, не замечая, что мы говорим ни о чем, - ведь того, о чем говорится, в действительности не было, а пережитый опыт никуда не годится, его нельзя использовать даже во сне, поскольку у каждого сна своя логика.
Мы вспоминаем содержание наших снов. Они откладываются в нашей памяти наравне с реально происходившими событиями. И если сон обладал чертами, похожими на реальность, спустя несколько лет мы можем извлечь его из памяти с полной уверенностью, что вспоминаем о том, что действительно было. Сны искажают восприятия нашего прошлого.
Сны также искушают нас. Они представляют нам поступки, до которых в сознании мы не допускаем себя, как уже совершенные. Во снах муж и жена изменяют друг другу, друзья предают, честный человек ворует, - чего только не происходит! И может закрасться мысль: а так ли уж страшно то, что я запрещаю себе? Сны постепенно приучают нас к иной возможной модели нашего поведения.
Наконец, зрелищность снов интригует. Закрывая глаза, мы ждем, “что нам покажут?”. Тот, кому редко снятся комары, любит поспать. На дне его сознания таится вопрос: что лучше – будничная повседневность, которая часто – за нашим неумением внести в нее более яркие тона – кажется нам серой, или карнавальная пестрота снов?
Предпочтение оказывается снам; единственное, что им мешает воцариться над нами, это то, что каждый из нас – живой организм, который требует реальных действий по своему жизнеобеспечению. “Ах, если бы сон был явью!” - вздыхаем мы и идем на кухню готовить еду.