В процессе экспертного исследования возникали задачи анализа тех побудительных сил, скрытых в мотивационной сфере жертвы, которые способствовали ее виктимному поведению. Кропотливый анализ мотивационной сферы личности потерпевшей, ее потребностей во взаимодействии с ее индивидуальнопсихологическими особенностями и своеобразием ситуации способствует раскрытию истинных мотивов поведения.
Например, Марина К., 15 лет, была изнасилована группой подростков и военнослужащим в строительной бытовке, куда пришла вместе с подругой "пообщаться со знакомыми ребятами". После совместного распития спиртного с ней по очереди совершали половые акты шесть человек. О случившемся Марина никому не рассказала, а на следующий день вновь пришла в бытовку, чтобы выяснить отношения с насильниками. Подростки стали смеяться над ней, цинично отзываться о ее поведении. Это обидело девушку, и она обратилась в милицию. Психологический анализ показал, что личностные особенности Марины характеризуются противоречием и дисгармонией. Это проявлялось в психологической нестабильности, в невротическом типе реакций на ситуации конфликта. Выявлена акцентуация характера по лабильному типу, что проявлялось в неустойчивом настроении, в высокой потребности к сопереживанию. С другой стороны, у девушки отмечались желание утвердить себя любыми способами, социальная смелость, самостоятельность в решении сложных жизненных проблем. Для устранения психологического дискомфорта пострадавшая пошла на компромисс, который заключался в изменении методов действия, в постановке замещающих целей. Марина была влюблена в одного из членов этой подростковой группы, появилась в бытовке с целью увидеть возлюбленного. Но он ушел с ее подругой в другую бытовку. Экспертный анализ показал достаточно высокий уровень сексуальной просвещенности у девушки, ранее она имела половые контакты со сверстниками. Она понимала и осознавала значение совершаемых с нею действий. Однако, учитывая своеобразие ситуации, в которой оказалась (угрозы со стороны насильников, методов физического насилия), она не могла оказывать активного сопротивления насильникам.
В процессе судебно-психологической экспертизы по делам об изнасиловании эксперт-психолог должен учитывать отношение подэкспертной к случившемуся, особенности проявления психологической защиты личности. Последние определяются индивидуально-психологическими и возрастными характеристиками подэкспертной. Реакции оппозиции и негативизма со стороны жертвы на допросах и других следственных действиях часто задерживают процесс разбирательства, а иногда вводят в заблуждение судебно-следственные органы.
Например, Жанна Ш., 15 лет, подвергалась неоднократному групповому изнасилованию подростками, но в течение полугода никому не рассказывала об этом. Девушка пыталась покончить жизнь самоубийством после очередного изнасилования, но была остановлена насильниками. У подэкспертной наблюдались типичные для ее личности способы реагирования на экстремальные ситуации: уйти в себя, замкнуться, разрешить конфликт самостоятельно, без посторонней помощи. Такое поведение мы рассматривали как защитные реакции на стрессовые ситуации с целью устранения тревожности и психических травм. На этапах следствия девушка часто замыкалась, не желала раскрывать для следствия важные обстоятельства. Однако она рассказала о случившемся некоторым одноклассникам. Защитными механизмами у подэкспертной были, с одной стороны, рационализация пережитого, т. е. попытка доказать одноклассникам с целью самоутверждения, что ее поведение являлось рациональным и оправданным, с другой стороны - эмоциональная изоляция, т. е. замыкание в себе, пассивность при защите от нанесенной обиды. Такое противоречие защитных механизмов свойственно некоторым подросткам и обусловлено противоречивой структурой их личности.
Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении жертвы, способах ее защиты. Однако подросткам, как правило, плохо дается вербальное описание того, что они испытывают; учитывая это, мы для анализа ситуации использовали цветоассоциативный эксперимент. В качестве стимульного материала был выбран цветовой тест Люшера. Сначала проводится цветовой выбор по стандартной методике Люшера, а затем - анализ отношений жертвы к насильнику или другим лицам с помощью цветового теста отношений [15].
На основе цветовых выборок пострадавшей предлагалось оценить свое состояние в исследуемых ситуациях. Полученные в эксперименте цветовые маркеры поведения анализировались с точки зрения цвета, его символического значения. Определение порядкового номера соответствующего маркера в данном ряду, их объединение в группы или взаимная отдаленность дают важный материал для анализа психодинамических характеристик личности в исследуемой ситуации. Полученные данные мы используем как дополнительную информацию об активности жертвы в исследуемой ситуации, о ее отношении к насильникам, о специфике ее психического состояния (тревоге, фрустрации, стрессе, дискомфорте, напряженности и др.). Этот методический прием очень важен для структурного анализа беспомощности пострадавшей.
Экспертное разрешение психологических вопросов поведения жертвы, ее личностных особенностей, требует всестороннего комплексного анализа с выделением уровня психической адаптации, стойкости к фрустрационным воздействиям, самооценочных и мотивационных компонентов личности, а также тщательного психологического анализа ситуации. Это предъявляет к экспертупсихологу дополнительные требования: знание процессуального закона, процедуры экспертного исследования, знание специфических условий предварительного следствия и судебного разбирательства.
Список литературы
1. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации. Л., 1985.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988. 268 с.
3. Васильев В. Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних // Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 8-9.
4. Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. 5. Конышева Л. П. Теоретические и методологические вопросы судебнопсихологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.
5. Конышева Л. П.Теоретические и методические вопросы судебно-психологической экспертизы по делам об изнасиловании // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.
6. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1982.
7. Мельников В. В., Цыцарев С. В., Яковлев В. М. Основы судебнопсихологической экспертизы по уголовным делам. Л., 1987.
8. Осипова Н. Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей //Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.
9. Платонов К. К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1977. С. 148-156.
10. Рыбальская Р. Я. Методика изучения личности потерпевшего по делам о преступлении несовершеннолетних. Иркутск, 1975.
11. Степанкова В. И., Станишевская С. М. Психологическая экспертиза личности по делам о половых преступлениях // Социалистическая законность. 1976. N 11.
12. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустриругощих ситуациях // Психологические исследования познавательных процессов и личности / Отв. ред. Д. Ковач, Б. Ф. Ломов. М., 1983.
13. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977. С. 97-101.
14. Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М., 1988.
15. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации. Л., 1985.