В. В. Ивакина
Изучение материнства на современном этапе развития российского общества, несомненно, является одним из приоритетных направлений отечественной науки о человеке. Однако следует отметить недостаточное количество исследований, посвященных этой актуальной проблематике.
Под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений в диаде «мать - дитя» в последующий период его развития. Последние исследования материнства позволили отечественным и зарубежным психологам говорить о формировании материнства, как о сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины [1, 2, 3, 4]. Причем исследователи отмечают неоспоримую важность этапа, объединяющего период от пренатального развития самой матери и до ее беременности.
Проблема онтогенеза материнства в отечественной науке поднимается в работах С. Ю. Меще-ряковой и Г. Г. Филипповой.
С. Ю. Мещерякова выделяет наиболее существенные этапы онтогенеза материнской сферы. Такими этапами, по мнению автора, являются: 1) первые годы жизни; 2) период раннего детства; 3) период от зачатия до рождения ребенка [4].
Более детально и полно онтогенез материнской сферы отражен в работах Г. Г. Филипповой. Она считает, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Автор отмечает, что к моменту рождения ребенка у каждой матери есть некоторый «стартовый» уровень содержания материнства, причем актуальное материнство модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий для каждого конкретного ребенка [8].
Выделяются следующие онтогенетические этапы развития материнской сферы: 1) взаимо-действие с собственной матерью; 2) игровой этап и взаимодействие со сверстниками; 3) этап няньчания; 4) этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае - материнской) сфер поведения; 5) этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком; 6) завершающий этап развития материнской сферы.
Проведенный анализ теорий онтогенетического развития материнства позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данного аспекта в научной литературе, несмотря на его актуальность и прогностическую ценность.
Авторское видение онтогенеза материнства заключается в разделении данного феномена на три этапа: 1) латентное материнство, включающее весь период формирования материнской сферы женщины от пренатального периода развития и до зачатия собственного ребенка; 2) беременность - это переходный этап, характеризуемый актуализацией материнского отношения и проявлением особенностей сформировавшегося в латентный период типа материнства; 3) актуальное материнство - от родов и на протяжении всего периода взаимодействия с ребенком, вплоть до смерти одного из членов диады «мать - дитя». Отсюда следует необходимость в определении нового понятия. Латентное материнство, на наш взгляд, - это начальный этап формирования материнства, характеризующийся неосознанным присвоением матрицы материнства, свойственной женским поколениям родительской семьи и внесением в нее оригинальных особенностей собственного опыта развития.
Анализируя феномен латентного материнства, мы считаем, что этот этап формирования материнства несет в себе ряд задач, решение которых приводит в последующем к реализации адекватного типа актуального материнства. Нерешенность этих задач или их частичная реализация приводит к формированию отклоняющихся типов актуального материнства. Таким образом, в качестве критерия выделения функций латентного материнства мы определили задачи, характерные для каждого конкретного периода формирования материнства до рождения ребенка, которые были изложены выше. За основу периодизации латентного материнства нами была взята схема онтогенетического развития материнства Г. Г. Филипповой.
Пренаталъный этап развития и младенчество характеризуется следующими особенностями: 1) присвоение матрицы материнства собственной матери; 2) усвоение стиля эмоционального сопровождения взаимодействия матери и ребенка; 3) приобретение опыта эмоционального переживания ситуации взаимодействия с собственной матерью; 4) реализация гештальта младенчества; 5) собственное отношение к носителю гештальта младенчества.
Развитие материнства в игровой деятельности содержит в себе следующие задачи: 1) конкретизация содержания материнства в процессе сюжетно-ролевой игры; 2) развитие операциональных компонентов материнства в процессе сюжетно-ролевой игры; 3) освоение социальных ролей и принятие на себя роли матери в результате сюжетно-отобразительных действий; 4) закрепление гештальта младенчества на ребенке (отождествляемым с куклой); 5) формирование положительного эмоционального отношения к носителю гештальта младенчества (к кукле); 6) апробирование и модифицирование модели материнства собственной матери в процессе игры.
В период нянъчаня происходит: 1) освоение навыков и стилей взаимодействия с живым ребенком; 2) закрепление на живом младенце всех сформированных прежде компонентов материнства; 3) появление индивидуального переживания от осуществления взаимодействия с ребенком; 4) отработка особенностей эмоционального поведения будущей матери; 5) участие во взрослой деятельности; 6) формирование субъективной основы развития потребности в будущем материнстве; 7) формирование понимания и отношения к ребенку как к ценности.
Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер характеризуется: 1) конкретизацией культурной модели материнства; 2) дальнейшей конкретизацией и актуализацией всех компонентов материнства; 3) дифференциацией и закреплением соматического компонента на ситуации взаимодействия с ребенком.
Таким образом, латентный период материнства является подготовкой женщины к будущему материнству, т. е. подготовительным этапом формирования практически всех компонентов готовности к материнству (сексуального, личностного, мотивационного, социально-психологического, поведенческо-операционального и эмоционального).
Изучение латентного материнства и его диагностика на ранних этапах несет в себе прогностические возможности своевременной коррекции и предупреждения отклоняющихся форм материнства [2, 4]. Специально организованный процесс содействия в формировании адекватного типа материнства еще до рождения ребенка в свою очередь позволит предупредить возможные отклонения в личностном развитии девушки, проявляющиеся в деформации системы отношений с внешним миром и самим собой.
Список литературы
1. Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ. 1996. Т. 2. Вып. 4.
2. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. due. M., 1987.
3. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии, 2000. №5.
4. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002.