Смекни!
smekni.com

Психосемантический анализ мотивационных детерминант благотворительной активности человека (стр. 1 из 3)

О. В. Татаренко

Представлено исследование мотивационных детерминант благотворительной активности в рамках психосемантического подхода (с позиций анализа содержания субъективных систем значений). Предложен уровневый подход к анализу проявлений благотворительной активности человека. Обозначены тенденции к связи проявлений благотворительной активности с возрастом респондентов, их личностным и социальным функционированием. Обозначены общие рекомендации к планированию благотворительных стратегий, основанные на выявленных мотивационных детерминантах благотворительной активности человека.

Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности человека явно или подспудно проявляют многие гуманитарные науки, в том числе и психология, хотя её интерес, в частности, экспериментальный, в нашей стране весьма скуден. Однако можем ли мы говорить о повышении эффективности благотворительных акций и стратегий без учета экспериментально выявленных и обоснованных психологических мотивов благотворительной активности человека? Мы полагаем, нет.

В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что уровень проявления благотворительной активности человека обуславливается спецификой содержания субъективной системы значений, определяющей внешние (социальные) и внутренние (личностные) мотивационные детерминанты. Внешние (социальные) мотивационные детерминанты раскрываются посредством значений понятий, связанных с социальным функционированием: Достижение успеха, Общение с людьми, Меценат, Личная независимость, Власть, Признание окружающими, Моё материальное благополучие, Выгода. Внутренние мотивационные детерминанты раскрываются посредством понятий, связанных с личностным функционированием: Моё прошлое, Подающий милостыню, Благотворитель, Я, Моя семья, Мой отец, Моя мать, Мои друзья.

Констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление мотивационных детерминант благотворительной деятельности человека, проводился с 2004 по 2005 год на случайной выборке из 250 человек. Возрастной состав респондентов - от 14 до 88 лет, причем нижняя граница возраста была определена нами с момента достижения дееспособности (юридический критерий). Начиная с этого возраста, человек на законных основаниях может сам зарабатывать материальные средства. К сожалению, мы не обнаружили исследовательские работы, раскрывающие отношения детей разного возраста к материальным средствам, а именно осознания ценности денег, что позволило бы нам, в свою очередь, опереться на психологический критерий при определении нижней возрастной границы выборки.

На этапе пилотажного исследования с использованием «Методики предельных смыслов», предложенной Д. А. Леонтьевым, были определены понятия, которые оценивались респондентами по шкалам в бланке методики основного эксперимента: блок «Образ Я» (Я, Личная независимость, Признание окружающими, Достижение успеха); блок «Базовые потребности» - Моё увлечение; блок «Актуальные потребности в настоящем» - Моё настоящее; блок «Отношение к прошлому» - Моё прошлое; блок «Отношение к будущему» - Моё будущее; блок «отношение к людям, занимающимся благотворительностью»

- Благотворитель; блок «Образ мецената» - Меценат; блок «Образ людей, подающих милостыню» -Подающий милостыню; блок «Значимость для респондентов родственных и дружеских отношений как показатель способности к близости с людьми» - Моя семья, Моя мать, Мой отец, Мои друзья, Общение с людьми; блок «Потребность в материальном благополучии как условие благотворительной активности»

- Моё материальное благополучие; блок «Источники стресса» - Неприятности, Неудача, Болезнь, Угроза; блок «Непосредственные мотивы благотворительной деятельности», обозначенные на этапе пилотажного исследования понятия Жалость, Выгода, Власть, Просьба о помощи [2].

К бланку опросного листа основной методики «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» прилагалась анкета, в которой каждому респонденту предлагалось отнести себя к одной из групп, различающихся по критерию уровня проявления благотворительной активности [3].

Следовательно, нами были выделены четыре группы респондентов:

1) испытывающие потребность в оказании материальной помощи людям и делающие это («хочу оказывать помощь и делаю это» - 117 человек, 46,8%) - высокий уровень проявления благотворительной активности;

2) испытывающие потребность в оказании материальной помощи людям, но не делающие этого («хочу оказывать помощь, но не делаю это» - 80 человек, 32%) - низкий уровень проявления благотворительной активности;

3) респонденты, не испытывающие потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и не делающие этого («не хочу оказывать помощь и не делаю это» - 30 человек, 12%) - отсутствие проявления благотворительной активности;

4) респонденты, не испытывающие указанной потребности, но оказывающими материальную помощь людям, выражающим в этом необходимость («не хочу оказывать помощь, но делаю это» - 23 человека, 9,2%) - средний уровень благотворительной активности.

Используемая нами методика «Психосемантической диагностики скрытой мотивации» предполагает двухступенчатую схему анализа и интерпретации полученных данных: по классическим факторам, выделенным Ч. Осгудом - Ценности, Силы, Активности и по результатам дендрограмм, полученных в процессе кластеризации данных [3].

В таблицах представлены доминирующие понятия по трем факторам в различных группах респондентов (в скобках - общий балл понятия из семи возможных).

Таблица 1 - Сопоставительная таблица доминирующих понятий по факторам Оценка, Сила, Активность у респондентов с высоким уровнем проявления благотворительной активности (первая группа)

Фактор Оценка Фактор Сила Фактор Активность
Мое прошлое (6,57) Угроза (6,67) Я (6, 17)
Моя семья (6,43) Власть (6,33) Достижение успеха (6,17)

Таблица 2 - Сопоставительная таблица доминирующих понятий по факторам Оценка, Сила, Активность у респондентов с низким уровнем проявления благотворительной активности (вторая группа)

Фактор Оценка Фактор Сила Фактор Активность
Достижение успеха (6,29) Власть (6,17) Мое увлечение (6,50)
Моя мать (6,14) Угроза (5,83) Моя семья (6,00)

Таблица 3 - Сопоставительная таблица доминирующих понятий по факторам Оценка, Сила, Активность у респондентов с отсутствием проявления благотворительной активности (третья группа)

Фактор Оценка Фактор Сила Фактор Активность
Достижение успеха (5,86) Личная независимость (6,17) Личная независимость (6,17)
Мои друзья (5,71) Власть (6,00) Мое будущее (5,17)

Таблица 4 - Сопоставительная таблица доминирующих понятий по факторам Оценка, Сила, Активность у респондентов со средним уровнем проявления благотворительной активности (четвертая группа)

Фактор Оценка Фактор Сила Фактор Активность
Мои друзья (6,57) Болезнь (5,83) Мои друзья (6,00)
Личная независимость (6,43) Угроза (5,50) Мое настоящее (5,83)

Интерпретация результатов исследования по классическим факторам Оценка (Ценность), Сила, Активность.

Респонденты с высоким уровнем проявления благотворительной активности (первая группа -«хочу оказывать материальную помощь нуждающимся и делаю это»).

Прошлый опыт, значимый и ценный для данных респондентов, ассоциируется прежде всего с близкородственными эмоциональными отношениями, которые постоянно ими осмысливаются или же неосознанно создают напряжение (фактор Ценности). Нам представляется, что наибольшей ценностью для любого человека является то, что, во-первых, позволяет ему функционировать на субъективно приемлемом уровне, второе - представляет угрозу потери и третье - является дефецитарным (как некоторая «дыра») и требующим постоянного или периодического «восполнения». В таком случае оказание материальной помощи людям, выражающим в этом необходимость, для данной группы скорее позволяет заполнить «дыры» в близких эмоциональных отношениях, образовавшиеся в прошлом опыте (прежде всего детско-родительских отношениях) респондентов. Подобные представления согласуются с представлениями о мотивах деятельности людей, занимающихся «помогающими» профессиями: психологов, социальных работников и др. о том, что доминирующим является стремление к близким эмоциональным отношениям, переживаниям, восполняющим такого рода дефицит в прошлых семейных (детско-родительских) отношениях.

Понятия «Угроза» и «Власть» (фактор Сила), если трактовать их субъективную значимость как стремление к избеганию от провоцирующих ситуаций, в контексте анализа понятий являющих ценность для респондентов, позволяют предположить тип этих ситуаций: представляющие вероятность разрыва близких эмоциональных отношений. В этом же контексте становится понятным представление о динамичности образа «Я» (фактор Активность) респондентов с высоким уровнем проявления благотворительной активности, отражающим общую динамичность эмоциональных отношений. Кроме того, у данных респондентов эмоциональное принятие/непринятие близкими и другими значимыми людьми определяет субъективное ощущение возможности достижения успеха (фактор Активность).

Респонденты с низким уровнем проявления благотворительной активности (вторая группа -«хочу оказывать материальную помощь нуждающимся, но не делаю это»).

Для респондентов данной группы стремление к достижению успеха и ценность близких эмоциональных отношений с людьми (фактор Ценности) -два явных пути, «часто используемых в нашей культуре для получения успокоения от тревожности», следуя представлениям Карен Хорни [4]. Они стремятся достичь успеха, скорее чтобы чувствовать себя патентными, независимыми, значимыми, эмоционально принимаемыми близкими людьми. Власть, понимаемая как способ преодоления ощущения беспомощности, имеет для них большое значение (фактор Сила), но при этом они также сильно опасаются угрозы разрыва близких эмоциональных отношений (фактор Сила). Указанная двойственность находит отражение и в представлениях о субъективно переживаемой динамичности объектов: с одной стороны, собственных актуальных потребностей, во многом связанных с возможностью достичь успеха и, с другой стороны, близких эмоциональных отношениях со значимыми родными. В итоге вполне закономерное, на наш взгляд, поведение в ситуации оказания материальной помощи другим людям: респонденты хотят оказывать эту помощь (то есть стремятся к некоторой эмоциональной близости с нуждающимися, выражающейся, например, в искреннем сочувствии), но не делают этого в силу несообразности с субъективными представлениями о достижении успеха, престиже, власти и т. п.