Воспитательная функция - одна из важнейших функций семьи. По большому счету, согласно мнению Э. Эриксона, практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. Однако в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает следующие особенности семьи: тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственную атмосферу жизни семьи, ее уклад, стиль, социальные установки, систему ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое [25].
Как справедливо отмечал А. В. Петровский, в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Семейное воспитание рядом авторов трактуется не только как целенаправленная система воздействия родителей на ребенка, но и как характер обращения с ним (А. И. Захаров) [9]. При обозначении различных систем воздействия и способов обращения родителей с ребенком используются различные термины: тактика воспитания, стиль воспитания, тип воспитания и др. Кроме того, исследователи выделяют ряд понятий: родительское отношение (А. Я. Варга), родительская позиция (А. С. Спиваковская), которые часто используются как синонимы «типа воспитания» [5, 18].
В основе сложившегося типа стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Данный феномен определяется исследователями как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. При этом отмечается, что родительское отношение
- это многомерное образование, включающее в себя, по крайней мере, три структурные единицы: интегральное принятие или отвержение ребенка; межличностную дистанцию, т. е. степень близости к ребенку; форму и направление контроля за поведением ребенка. Причем каждое из трех измерений представляет собой сочетание в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношения (А. Я. Варга) [5].
Выделять три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий «внутри» общения родителей с детьми в отечественной психологии принято вслед за В. Н. Мясищевым [20].
Представления родителей о ребенке (когнитивный компонент) могут быть адекватными и неадекватными (В. И. Гарбузов) [6]. Адекватное представление - это наиболее полное и объективное знание психических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия. Неадекватное представление родителей, как показывают клинические наблюдения, может выступать в виде недооценки психофизических особенностей ребенка, приписывании болезненности (инвалидизация), беспомощности, невозможности существования без родителей, прежде всего без матери (инфантилизация), тревоги о будущем.
Эмоционально-ценностное отношение родителей к ребенку (иначе - эмоциональный компонент) не одномерно. В. В. Столин выделяет три оси эмоционально-ценностного отношения: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - отдаленность. П. Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка в семье (не обращают внимание, чрезмерное восхищение, искренняя любовь и уважение, постоянное недовольство, удовлетворение всех прихотей, позиция при влиянии низкого уровня жизни) [10].
Рассматривая поведенческий аспект родительского (или семейного) воспитания (т. е. система воздействий на ребенка), чаще всего выделяют такие факторы, как: доминирование - подчинение; зависимость - независимость; сотрудничество - конкуренция.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей: подкрепление, идентификация, понимание [18].
Итак, рассматривая детско-родительские отношения, можно выделить несколько параметров, определяющих их характер: степень понимания и удовлетворения родителем потребностей ребенка (К. Хорни, А. Мас-лоу, К. Роджерс, Э. Г. Эйдемиллер и др.);
принятие (расположение, доброжелательность, эмоциональная поддержка) или отвержение (непринятие) родителем ребенка (Д. Баумринд, А. РОЭ, М. Сегелмэн, А. И. Захаров, Д. И. Исаев, А. Я.
Варга, И. М. Марковская, В. Н. Дружинин, Е. А. Воробьева и др.);
степень дистанции в отношениях родителя с ребенком (Э. Г. Эйдемиллер и др.); степень эмоциональной близости, привязанности, согласие между ребенком и родителем (Дж. Боулби, В. Шутц, Г. Т. Хоментаускас, И. М. Марковская и др.);
контроль (сдерживание) или автономия (терпимость, самостоятельность, свобода) со стороны родителя (Д. Баумринд, Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, С. Броуди, Е. Е. Маккоби, В. Шутц, G. H. Elder, И. М. Марковская, В. Н. Дружинин, Е. А. Воробьева и др.);
требовательность (требование зрелости) (Д. Баумринд, Е. Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер, И. М. Марковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.); строгость (Е. Е. Маккоби, П. Слатер, И. М. Марковская и др.);
непоследовательность - последовательность (С. Броуди, Е. Е. Маккоби, У. X. Севелл, А. И. Захаров, И. М. Марковская и др.);
дисциплинарные воздействия родителя (Э. Г. Эйдемиллер и др.) [11, 17].
В организации семейного воспитания также важна роль родительского авторитета (А.
С. Макаренко, С. П. Ковалев И. М. Марковская) и степень удовлетворенности родителя процессом взаимодействия с ребенком (И. М. Марковская) [11].
В формировании воспитательной системы в конкретной семье также важна роль того, как родители понимают и как они удовлетворяют потребности ребенка (потребность в безусловном позитивном внимании, потребность в принадлежности и любви, потребность в безопасности и защите, потребность к общению) (3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, К. Хорни, А. Маслоу, Л. Ковар и др.) [26].
Таким образом, этиологию нарушенного поведения ребенка следует искать в нарушении не только поведенческого, но и когнитивного и эмоционального компонентов отношений между ним и родителем. Все три вышеуказанных компонента (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) имеют равное значение для выработки определенного типа воспитания, и между ними существует тесная взаимосвязь. При этом когнитивный (представления) и эмоциональный (отношение) компоненты составляют внутреннюю основу определенного типа родительского воспитания, который внешне проявляется в воспитательных воздействиях и способах обращения родителей с ребенком (G. H. Elder, А. В. Петровский, Э. Г. Эйдемиллер, Д. Баумринд) [7, 16].
Реализация семьёй воспитательной функции зависит также от структуры, т.е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее членами. При оценке воспитательного потенциала семьи нужно учитывать ролевую структуру семьи, которой может определяться тип воспитания в семье (принятие родителями по отношению к детям той или иной роли) (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.) [9].
Важно также учитывать психологический микроклимат семьи. Рассматривая семью как сложную систему, в которой взаимодействуют как минимум два поколения, отношения «ребенок - родители» не могут изучаться обособленно от других отношений. Вычленяют два основных фактора, влияющие на ребенка: особенности личности родителей и характер супружеских отношений (А. И. Захаров, Н. Н.Обозов, Г.
Т. Хоментаускас) [9, 14, 21]. Большое влияние на развитие личности ребенка оказывают отношения между отцом и матерью (А. Адлер, А. И. Захаров и др.).
Как один из неблагоприятных факторов семейного воспитания исследователи отмечают состав семьи (неполная семья, многодетная семья) (С. А. Беличева и др.) [1, 2, 4, 19]. По мнению Biller H. В., Blum H. M., Bouie М. N., Offord D. R. и др. неполная родительская семья, т. е. семья с нарушенной структурой, играет большую роль в предрасположении к нарушениям поведения ребенка [7].
Отклоняющееся поведение ребенка или подростка может быть следствием феномена, который в целом ряде работ обозначен «патологизирующие роли в семье» (Ph. Barker, H.-E. Richter, Э. Г. Эйде-миллер, В. В. Юстицкис и др.) [24]. Речь идет о межличностных ролях (например, «козел отпущения»), которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. А. И.Захаров причину появления отклоняющихся стилей воспитания также видит в «извращенной» ролевой структуре семьи.
Ряд авторов связывают невыполнение родительских функций родителями с наличием у них личностных расстройств (К. Нортон, Б. Долан, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Но в существующей литературе вопрос о влиянии личностных расстройств на воспитание затрагивается лишь косвенно. Задачу воспитания можно понимать как ряд фактических и символических сепарации, и в оптимальном случае необходимо, чтобы диапазон реакций родителей был гибким и менялся в зависимости от этапа развития ребенка. У индивидов, страдающих личностными расстройствами, привычные стратегии преодоления трудностей и связанные с ними защитные механизмы (О. Кернберг) содержат ограниченный набор эмоциональных реакций и способов поведенческой экспрессии. Это одна из причин того, что такие родители плохо приспособлены для удовлетворения потребностей своего ребенка, которые меняются как от момента к моменту, так и при переходе от одного этапа развития к другому. Поэтому на некоторых этапах развития (напр., в подростничестве и юности) возникает особенно много проблем [27].