Пряжников Н., доктор педагогических наук
Уход от ответственности
В такой ситуации выпускник школы ищет для себя и часто находит довольно замысловатые пути избежать ответственности за профессиональное и личностное самоопределение. В этом случае возможны такие варианты поведения. Обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к более авторитетным (значимым) сверстникам и четкое следование этим советам. К сожалению, советы часто строятся на существующих предрассудках о том, что есть «лучше» и что «явно неприемлемо». В результате подростки почти поголовно выбирают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, визажист и т.п. Обращение за советом к учителям и школьным психологам (профконсультантам), которые часто тоже ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки, при этом подыгрывают своим ученикам, предлагая им престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы (по принципу: проще посоветовать что-то банальное, но зато общепринятое...).
Обращение подростков за советом к родным и близким. Нередко и эти советы бывают ориентированы на существующие (или существовавшие ранее) предрассудки о том, что более «престижно» и «перспективно», а что менее. Их представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Подростки могут ориентироваться в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации (СМИ) — молодежную прессу, теле- и радиопрограммы и т.п. Нередко СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте человек выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия — всего лишь «средство» достижения желаемого. Проблема здесь в том, что культивируемый (а точнее — пропагандируемый) образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый (многократно тиражируемый), ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка.
Из сказанного видно, что реально подросток в большинстве случаев опирается на мнение близких и значимых для себя людей. Но способен ли он, в силу социальной незрелости, быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора? Не слишком ли многого мы требуем от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о самоопределении и призываем к тому, что ответственность за важный жизненный выбор он должен брать на себя? То, что самоопределяющийся подросток пытается найти дополнительную опору в своем важном жизненном выборе, — это нормально и психолог должен относиться к этому с пониманием. Подросток волнуется, неопределенность перед будущим действительно пугает его, и у него срабатывают защитные механизмы — механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к их реализации. Но в этом случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и нужно согласиться с тем, что подросток не самоопределяется, а его «определяют».
Основательно и постепенно
Если профориентационная работа проводится полноценно, то схема примерно следующая. Еще в младших и средних классах учеников постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). В идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда (примерно так, как это делается в «профессиональных пробах» в известной японской системе «Фукуяма-тест»).
Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности.
В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Общая логика такой подготовки примерно следующая: сначала на специально подготовленных примерах (ситуациях) психолог-профконсультант (школьный психолог) показывает, как можно было бы выбирать профессию и реализовывать этот выбор. Далее на других примерах старшекласснику уже самому предлагается дать рекомендацию воображаемому сверстнику. В этом случае пример преобразуется в учебную задачу, где постепенно и формируется готовность самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях профессионального самоопределения. Наконец, уже сформированное умение ориентироваться в профориентационных ситуациях старшеклассник использует в своем выборе, а роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и «подстраховывать» самоопределяющегося молодого человека.
По личной инициативе
В школе возможна такая ситуация, что со школьником полноценной профориентационной работы не проводится, но добросовестный педагог (психолог) считает, что профориентационная помощь необходима. Администрация обычно не поощряет инициативного педагога (психолога), поэтому на эту работу практически не остается времени (в школе много других «важных» дел...), часто сам педагог (психолог) не имеет достаточной квалификации и опыта для оказания профконсультационной помощи. И все-таки помощь может быть оказана. Во-первых, сам факт обсуждения с подростком или с его родителями проблемы профессионального выбора уже многого стоит.
Во-вторых, существует набор довольно доступных и несложных профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения подростка (например, «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности — модифицированный» (ОПГ-м), опросники «За и против», «Перекресток» и др.).
В-третьих, возможен такой вариант организации работы, когда психолог работает с микрогруппой (в 3—4 человека), где поочередно обсуждаются проблемы каждого ученика. В этом случае можно даже организовать игру в «профконсультацию», где сверстники будут давать друг другу советы, что позволит им ориентироваться в разнообразных (а не только в своих собственных) ситуациях выбора.
В-четвертых, педагог может просто «вселить» в сознание консультируемого подростка чувство уверенности и оптимизма по отношению к своему будущему. При этом сам оптимизм — это не просто инфантильная надежда на то, что «все будет хорошо», а уверенность, что даже в сложных ситуациях подросток не растеряется и сделает достойный выбор (но для этого важно разобраться, что такое вообще достойный выбор, в отличие, например, от стандартного или пошлого).
Помогите школьнику самоопределиться
В условиях школы обращение к проблеме профессионального и личностного самоопределения возможно не только в рамках специально отведенных для этого часов и профконсультаций, но и на всех уроках. Каждый учитель и каждый психолог при проведении самых разных занятий-мероприятий всегда может затронуть те или иные аспекты профессионального и личностного выбора. Психолог А.Г. Асмолов отмечает, главная задача школы — не передача знаний, а формирование у школьников смысловой картины мира, того мира, где они собираются жить и самоопределяться.
В цивилизованных западных странах идея карьеры является доминирующей, центральной не только для образовательных учреждений, но и для всего общества, то есть все общество помогает молодому человеку сделать карьеру. В наших «родных» российских условиях можно только мечтать о том, чтобы на уровне конкретной школы усилия педагогов, психологов и администрации интегрировались в совместной помощи учащемуся в профессиональном и личностном самоопределении. При этом идеальным итогом такой совместной помощи должно стать формирование у выпускника школы готовности к самостоятельному (уже без совместной помощи педагогов и психологов) решению своих проблем, то есть готовности к настоящему самоопределению.