Следующим цветом спектра является зеленый. Этот цвет всегда ассоциируется с травой и зеленью. Зеленый цвет – символ плодородия и символизирует создание ситуаций, пробуждающих сознание, то есть мужское начало. «Зеленый змий» и «тоска зеленая» тоже скорее мужские признаки, нежели женские. В Древнем Египте зелень олицетворяла бога Осириса, в Древней Греции Дионис (Вакх) был увит плющом и зелеными виноградными лозами.
Однако есть и признаки «обоеполости» зеленого: в латинском языке vir – «мужчина», viridis – «зеленый», «могучий», virilis – «мужской», но в то же время virgo – «девушка».
Ярославский педагогический вестник. 2004. No 1-2 (38-39) И все же мужского в зеленом цвете больше. Зеленый цвет военной формы, помимо его маскировочных свойств, характеризует его мужские черты. Есть мнение, что женщины, предпочитающие зеленые оттенки, как правило, обладают «мужским» сознанием и характером [7. С.53].
Зеленый цвет является архетипом ислама, который, как известно, «мужская» религия. Он сублимирует мужское сознание в нормальных условиях и женское – в экстремальных [7. С.85].
Голубой цвет ассоциируется с чистым небом и водой. В традициях Древнего Египта цвет богини неба был канонически голубым. Голубым же был священный лотос как символ женственноземного лона. Танцовщицы изображались в прозрачных голубых одеждах.
Одежда иудейских первосвященников была окрашена в голубой и золотой цвета. Здесь необходимо помнить, что первыми жрицами практически всех древних религий были женщины, так что мужчины, наследовавшие им, наследовали и их цвета.
По своим психологическим характеристикам голубой – цвет спокойный и устойчивый, то есть и здесь скорее женский, чем мужской, предпочитающий действие, активность и даже агрессивность. Выясняется, что женщины в возрасте, особенно обладающие избыточным весом, предпочитают глубокие синие цвета как средство достижения максимального комфорта, ибо этот цвет дает ощущение чего-то нежного и сладкого [7. С. 94].
Предпочитают голубой цвет и гомосексуалисты, у которых женское начало превалирует над мужским.
Иногда голубой цвет считается несколько беспокойным и тревожащим, наводящим на мысли о печали. По мнению психологов, женщины больше тревожны, чем мужчины, что опять-таки свидетельствует в пользу женского характера, окрашенного в голубой цвет.
Однако если брать голубой в его насыщенном варианте, то есть как синий, и особенно темно-синий, в нем можно обнаружить и мужское начало. Таким образом, слабая форма синего – голубой – является женским цветом в нормальных условиях и мужским в экстремальных. Сам же синий является обоеполым цветом, передающим эстетику творчества и восприятия, то есть чувственнообразную логику подсознания, единую для обоих полов.
В современном российском обществе общеизвестна традиция ассоциировать младенца мужского пола голубой\синей лентой, а младенца женского пола – розовой\красной. Таким образом, эти цвета выступают детерминантами принадлежности к тому или иному полу.
В Древнем Китае вечернее небо характеризовалось мужским началом («ян») и обозначалось фиолетовым цветом, ассоциирующимся со смирением, рассудительностью, жизненным опытом, страданием, покаянием, мистическими знаниями и жертвенностью [7. С. 55]. Женщины предпочитают этот цвет во время беременности. Это является признаком неуравновешенной нервной системы и нарушения функций щитовидной железы, а также свойственного женщине больше, чем мужчине, интровертного типа взаимоотношений с обществом [7. С. 96]. Вполне вероятно, что именно по этой же причине фиолетовый и синий цвета предпочитаются и геями. Возникающая при этом половоконфликтная ситуация, возможно, и приводит к тому, что процент творческих личностей среди гомосексуалистов превышает количественную их пропорцию в обществе.
Таким образом, можно констатировать, что фиолетовый сублимирует мужское бессознательное в нормальных условиях и женское – в экстремальных.
Пурпурный цвет ассоциируется с одеждами императоров Римской империи и с королевским достоинством. Однако в иудаизме пурпурные одежды носили женщины. Ср.: «Дочери Израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу!» (II Царств 1,24; Иер. 4,30; Пр.31,22) [2].
Конфуцианство символизировало пурпурным цветом добродетель, ассоциирующуюся с женщиной. В христианстве пурпур с белым символизирует Бога-Отца и Богоматерь, в пурпурных одеждах изображается Дева Мария и св. Анна.
Выше уже отмечался интересный факт перенимания одним полом цветопредпочтений другого. Особенно хорошо это продемонстрировать на примере заимствования женщинами предпочтений сильного пола. По мнению американских психологов, высшее образование, ставшее доступным женщинам, наряду (и как следствие) с приобретением независимости может привести к известной потере женственности [10. С. 212]. Так, женщины, задействованные в бизнесе, при выборе делового костюма предпочитают «мужские» цвета, особенно серый. Здесь вполне можно говорить об известной маскулинизации женщины.
Таким образом, анализ нескольких цветов спектра дает основание утверждать, что цветовосприятие и цветопредпочтение в значительной степени могут обладать гендерными различиями, причем нормальное и экстремальное состояние человеческой психики может вносить в эти различия существенные коррективы.
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Символ// Краткая литературная энциклопедия. М., 1971. С.826-831.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета: Минск: Белорусский дом печати, 1992. С. 1281.
3. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&К, 2002. 212с.
4. Гете И.В. Учение о цветах// Лихтенштадт В.О.Гете. СПб.: Гос. изд-во, 1920. С.201-286.
5. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.
6. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека// Проблема цвета в психологии/ Отв.ред. А.А.Митькин, Н.Н. Корж. М.: Наука, 1993.
7. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. М.: Речь, 2001. 255с.
8. Серов Н.В. Цвет как время, пространство и эмоции / Петербургский рекламист. 1996. No11.
9. Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 1983.
10. Фридат Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, 1994. 495с.
11. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998. 397с.
12. Эйзенштейн С.М. О нем. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры, М., 1999. 911 с.
13. http/:libword.by.ru/Zarubeznaya/Dvadcaty_vek/Cveig_S/