Понятийный компонент учебной дисциплины "Этнология" в педагогическом вузе
Е.Н.Селищев
В последние десятилетия этническая проблематика стала одним из самых актуальных вопросов в мире, повсеместно обсуждаемых на всех уровнях массового сознания. Эти явления следует считать естественными, поскольку всплеск общественного интереса к этническим проблемам напрямую связан с полиэтничностью мирового сообщества, процессом становления новых суверенных государств путём обретения независимости.
Указанные проблемы не обошли стороной и Россию. Современная этническая ситуация в нашей стране имеет ряд специфических особенностей. В частности, повсеместно наблюдается "мозаичность" расселения народов и этнических групп. В едином обществе сосуществуют представители самых разных этносов и этнических групп. Различные населённые пункты могут быть очагами самых причудливых, несхожих стереотипов поведения, наглядным воплощением разнообразных национальных традиций. Серьёзное отрицательное влияние на все стороны жизни государства оказывают перманентно возникающие территориальные конфликты, часто имеющие этническую окраску. Тем не менее, "мир этносов" страны един. Всем нам необходимо осознать, что найти общий язык с другими этносами можно и нужно. Следует только в общении с ними быть искренними, доброжелательными, уважать, считать естественным своеобразие их обычаев и традиций.
Представляется закономерным, что вузовские естественные и гуманитарные научные дисциплины в современном понимании должны заниматься комплексным всесторонним изучением мира человека. Поэтому не только, как отмечает К.Иваничка [5], экологизация, социализация, гуманизация есть основные направления изменения в преподавании вузовских естественных и гуманитарных наук в последние годы. Приоритетными в наши дни следует считать также этнологизацию процесса обучения, изучение пространственных проблем современной естественной и социальной организации наций (т.е. этносов), перспектив их развития в будущем. Следовательно, чтобы воспринимать этнические особенности адекватно и естественно, необходимо хорошо владеть вопросами этнической проблематики, которые сегодня актуальны и всегда вызывают повышенный интерес со стороны студентов высших учебных заведений.
Этносы и этнические процессы всегда находились в поле зрения вузовских, преимущественно гуманитарных дисциплин в связи с тем, что знания о сущности этносов, механизмах их формирования и пространственном размещении помогают глубже и конкретнее осознать роль этнических вопросов в современной жизни. Поэтому в разработанном Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию образовательном стандарте высшего профессионального образования становится обязательным введение в процесс обучения педагогов новой учебной дисциплины "Этнология".
В указанном государственном образовательном стандарте этнология рассматривается как учебная дисциплина, наполненная культурологическим содержанием [2]. По этому поводу следует заметить, что этнология понимается нами как наука о генезисе, формировании и развитии этносов, сущности этнических процессов в противовес традиционной этнографии - описательной научной дисциплине, изучающей культурную самобытность, традиции, язык народов (хотя некоторые авторы, например, В.И.Козлов [9], ставят между этнологией и этнографией знак равенства). Поскольку в основе любой традиционной культуры лежит принцип её зависимости от этнических черт личности, от понимания самого термина "этнос", а так же его размещения в пределах определённой территории, именно последние (понятийный и территориальный компоненты) получили недостаточное подтверждение в государственном образовательном стандарте новой учебной дисциплины. В настоящей работе мы попытались заполнить данный пробел и подробнее остановиться на дидактическом содержании понятийного компонента (хотя и проблемы размещения народов по территории нашей страны не остались без определенного внимания).
Отмеченный компонент преследует определённые цели: развитие познавательного интереса к происхождению, истории и размещению народов России; формирование устойчивых представлений о закономерностях исторических и географических составляющих этнических процессов. На их основе можно решать конкретные задачи: анализ комплекса понятий и терминов этнической проблематики; изучение признаков, составляющих сущность этноса; расселение народов по территории России и его изучение; рассмотрение внешних и внутренних черт народов в современных условиях.
Предлагаемый вариант содержания понятийного компонента состоит из четырёх основных блоков совместной деятельности педагога и студентов, каждый из которых в свою очередь делится на один или несколько структурных элементов (табл. 1).
Первый блок - понятийно-терминоло-гический. Для его успешной реализации необходимо рассмотреть понятие "этнос" и другие производные от него понятия и термины. Следует признать, что до сих пор в науке нет общепринятого определения этноса. Наиболее распространённым является следующее: "Этнос... исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании..." [1]. Данное определение неполно, так как оно охватывает лишь часть многообразия этого сложного естественно-социального явления. На наш взгляд, точнее других его трактовал Л.Н.Гумилёв [3, 4], который считал наиболее важными отличительными чертами этноса формирование последнего в условиях определённого ландшафта и своеобразие поведения его представителей. С понятием "этнос" тесно связаны и другие понятия: "племя", "народность", "нация", "народ", "субэтнос", "этническая общность". Их понимание в науке также неоднозначно. Но игнорировать данные понятия — значит поступать неправильно как с научной, так и с дидактической точек зрения.
При реализации второго блока происходит знакомство с характерными признаками (чертами) этнической самобытности народов. Названные признаки (стереотипы поведения, общность территории и ландшафта, расовые и антропологические признаки, эндогамия, элементы духовной и материальной культуры, их устойчивость во времени) — крайне важны. Однако было бы ошибкой абсолютизировать какие-то одни черты, поскольку они "работают" только в комплексе, подчиняясь общим закономерностям и в то же время индивидуализируются для каждого отдельного народа. Взяв любой из них в качестве фундаментального, легко прийти к искажённому представлению об этногенезе в прошлом и настоящем. Даже отдельные компоненты, выделенные Л.Н.Гумилёвым, взятые автономно, неверно определяют отличия одного народа от другого. Например, в Дагестане проживают более 30 различных народов. Многие из них рассредоточены по близлежащим горным селениям. Неужели родственные народы горной республики могут иметь различные ландшафты и разнообразие поведенческих характеристик? В этом случае на помощь приходит осознание комплиментарности или подсознательного ощущения взаимной общности людей (по Л.Н.Гуми-лёву).
Небезразличны для этноса элементы материальной и духовной культуры: особенности питания, одежды, народные промыслы, песни, танцы, обряды, праздники, семейные традиции и т.п.
Изучая третий блок, рекомендуем уделить серьёзное внимание пространственным аспектам расселения отдельных народов России. Здесь же целесообразно найти место и время для характеристики отдельных народов нашей страны по следующему плану:
1. Численность этнофоров (представи-телей этноса).
2. Территории компактного проживания.
3. Характер "родных" (в широком понимании) ландшафтов.
4. Этнические общности и субэтнические группы.
5. История формирования народа.
6. Распространённые религии.
7. Традиционные хозяйственные занятия основной части населения.
8. Особенности материальной и духовной культуры.
9. Черты самосознания и стереотипы поведения.
Здесь наряду с крупнейшими и известными этносами целесообразно не упустить из поля зрения и отдельные малочисленные народы, которых особенно много в Сибири и на Дальнем Востоке.
Вопросы территориальной и культурной автономии, а также периодически возникающие региональные конфликты могут стать основной задачей четвёртого блока. Здесь студенты должны усвоить, что не всегда этнические общности по разным причинам могут иметь свою территорию (обладать территориальной автономией). Иногда им приходится довольствоваться правами культурной автономии. Такое положение типично для крупнейших городов (Москва, Санкт-Петербург и др.), где многие народы имеют свои общины. Конечно, культурная автономия это вынужденная мера, но она позволяет представителям этноса жить и работать среди других народов, сохраняя черты своей национальной самобытности.
На рис. 1. представлены основные пути и способы организации совместной учебной деятельности по предлагаемому курсу "Этнология". Практика показывает, что объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы недостаточно эффективны, хотя полностью отказываться от них не стоит. Для успешной реализации поставленных целей и задач в изучении предмета наиболее подходят проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы с упором на самостоятельную работу студентов. Например, понятийный аппарат этнической проблематики рекомендуется изучить с помощью семинарского занятия по теме: "Этнос - как природное и социальное явление: основные подходы к определению", где рассмотреть вопросы:
1. Первое системное определение этноса в работе С.М.Широкогорова "Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений (биологизаторское направление)".