«В подвале дома было совершено нападение на талантливую бегунью Наталью Горелову. Ее били по ногам железными прутьями. Жестоко, по-русски». Да, в последнее время в международный лексикон мы привнесли понятия (а с ним и соответственный имидж) «русской мафии», «русских бандитов», «русского пьянства» и «русского разгильдяйства». Нужно понимать, что прикрепление эпитета «русский» ко всем негативным проявлениям касается не только русских по национальности, а и всех выходцев из СССР, СНГ, к которым принадлежим и мы с вами.
Как много нужно трудиться над собой, искореняя проявления недомыслия и лицемерия (своего и тех, кто во имя своей выгоды окружает нас стенами лжи), чтобы могла быть приближена мечта Н.Я. Данилевского о том, что славянский культурно-исторический тип будет тем, к кому с духовной жаждой обратятся за помощью другие народы.
Имидж бизснемена. Корпоративный имидж
Расскажу для начала притчу.
Человек, впавший в глубокую депрессию, пришел в храм. «Отец мой, — обратился он к настоятелю, — уже долгое время я нахожусь в угнетенном, подавленном настроении. Мой глаз не радует природа, которая прежде врачевала мою душу, меня раздражают дети, которых я раньше любил, а женщины, которыми я восхищался, вызывают досаду. Я боюсь впасть в страшный грех — отчаяние. Что мне делать?» «Отчаяние, действительно, большой грех. Твои страдания облегчат молитвы, а исцелят впечатления, привносящие в твою жизнь радость и веселье. Пойди на площадь, там уже неделю выступает Рыжий клоун. Его искрящееся жизнеутверждающее мастерство столь велико, а шутливые проделки столь забавны, что облегчили страдания многих людей и заставили поверить, что их жизнь полна веселья и радости». «Отец мой, но Рыжий клоун, о котором ты говоришь, — это я».
Да, бизнесмену бывает порой труднее, чем актеру или манекенщице, создавать и воплощать свой имидж. Во-первых, время, которое деловой человек пребывает в своем «образе» при взаимодействии с партнерами, «на арене публичности», намного продолжительнее того ограниченного несколькими часами, когда артист или манекенщица находятся на глазах у зрителей.
Во-вторых, тщательно срежиссированные обстоятельства и заданность пространства, в которых «работает» имидж лицедея (при всей его готовности на экспромт), практически исключают возможность возникновения различных нестандартных ситуаций. Тогда как сфера деятельности делового человека – это всякий раз конкретная ситуация с необходимостью выбора манеры поведения, адекватно отражающей его позицию и удовлетворяющей участников общения, когда приходится реализовывать свои потенциальные возможности и добиваться успеха.
Поэтому не только артисты эстрады, но и деловые люди нуждаются в имиджмейкерах. Они должны профессионально формировать в нужном направлении свой образ, по которому можно составить впечатление об уровне его компетентности и предприимчивости. Кстати, «имиджем» называют не только создаваемый образ, но и впечатление, которое мы производим.
Психолог М. Лебедева отмечает: «Ваш внешний вид – излишний вес или расхлябанная походка – не только ваше личное дело. Это еще и показатель ваших волевых качеств, умения организовать свою жизнь, разработать принципы поведения и следовать им, что особенно важно для делового человека. У вашего руководства да и у вашего партнера может возникнуть бессознательное опасение, что уж если вы не в состоянии держаться в форме, то не сумеете достойно выйти из сложной ситуации, оперативно принять четкое решение. По вашей неосведомленности в мелочах более опытный партнер имеет право полагать, что вы плохо знакомы с правилами коммерческой игры, а значит с вами можно не церемониться и даже применять «запрещенные приемы».
Правда, с некоторых пор кое-кто из отечественных бизнесменов занялись приведением своего внешнего вида в соответствие с ролью, которую они намереваются играть. Жаль только, что еще не все поняли, что невнятная дикция или откровенное косноязычие стали серьезным тормозом на пути к успеху. Слишком яркого галстука порой оказывается достаточно для того, чтобы потерять доверие партнера. Неудачно выбранный костюм может сорвать у вполне благополучного коммерсанта крупную сделку. Поэтому мощная индустрия бизнеса, небезразличная к рецептам эффективного управления, изучает пути и способы влияния в условиях жесткого социального отбора. По тому, как вы одеты, как вступаете в контакт, как ведете себя в процессе общения, партнер составляет впечатление, изменить которое в дальнейшем весьма сложно. Будь то «раскрепощенный менеджер» или рядовой сотрудник – это живая реклама фирмы, и каждый, хочет того или нет, дает о ней информацию и формирует имидж всей организации.
Когда мы говорим о корпоративном имидже или корпоративной культуре, то чаще представляются массовые мероприятия, крупномасштабные кампании и многолюдные акции. Да, именно на приемах, презентациях, выставках всегда ощущается атмосфера, царящая в фирме: то ли подчеркнуто-строгая, то ли демократично-официозная, а то и вовсе с криминальным душком. Складывается эта система отношений обычно спонтанно, часто противореча идее выпускаемого товара или предлагаемой услуги, а то и вовсе мешая их продвижению. Объясняется это тем, что эпоха административного варварства и волюнтаризма миновала, а значения Public Relations мы еще так и не осознали. А ведь деятельность по созданию и продвижению имиджа это и есть Public Relations. Службы PR разрабатывают и осознанно формируют единый, гармоничный образ (имидж) фирмы, учитывая специфику товара-услуги (порошковая металлургия или шоу–бизнес, образование или модельный бизнес); соотносят задуманный имидж с потребителем и с особенностями восприятия. Исходя из этого создается не только рекламный образ товара–услуги, но планируются соответствующие мероприятия по их продвижению и продаже, продумывается интерьер представительских помещений и офисов, одежда и внешний вид персонала, корректируется система межличностных отношений, формируются определенные требования к манере поведения с партнерами и посетителями (а они должны быть различными в ресторане и в больнице, в банке и в туристическом агентстве).
Взять хотя бы интерьер. Его так подгоняют под безликий «евродизайн», что если бы вас с завязанными глазами ввели в парадные двери, а затем дали осмотреться в помещении, вряд ли бы удалось определить, попали вы в ЗАГС, страховую компанию или косметический салон.
Жаль, что патриотический призыв «Купуйте українське!» не имеет еще достаточной убедительности для нашего потребителя и мы не всегда, подобно французам и англичанам, переполнены гордостью за изготовленный нами товар. Однако, понятие «корпоративного имиджа», если хотите, обязывает офис мебельной фабрики обставить отечественной, а не итальянской мебелью. И как бы хозяин кабинета ни пытался придать «национальный колорит» с помощью гипсового бюста Т.Г. Шевченко и вышитого рушника — все равно это, на мой взгляд, не только отступление от имиджа фирмы, но и предательство ее интересов. Или эти атрибуты стали наряду со скоропостижной сменой мировоззрения необходимой заменой портретов Ильича, полного собрания его сочинений на полках и Устава КПСС на столе? А члены индийского правительства и законодатели, не столь, кстати, склонные к ура–патриотическим стенаниям, как их украинские коллеги, ездят исключительно на отечественных автомашинах. По-моему, такой имидж вызывает доверие и уважение не только к продукции, произведенной в своей стране, но и к власть предержащим.
Имидж политика
Я не боюсь потерять голову
я опасаюсь потерять лицо.
Технология создания образа очень широко используется и в политике. Так, в период предвыборных кампаний создатели «имиджа» американских президентов активно используют результаты опроса общественного мнения. Они ориентируются на систему ожиданий, существующих в обществе на момент очередных выборов. Позднее уже по ней планируются и редактируются выступления президента по радио и телевидению. В Америке последних десятилетий просматривается явственное различие в официальных костюмах республиканцев и демократов. Республиканские деятели всегда одевались подчеркнуто консервативно, богато, элегантно. Помнится, на приеме в честь инаугурации Рейгана даже рухнула вешалка под тяжестью меховых манто республиканских дам. Напротив, в среде демократов приняты более функциональные, "популистские" вещи – вспомним скромный, простой стиль президента Картера, его домашние куртки и вязаные свитера.
В свое время перед британскими «конструкторами имиджа» также стояла поистине трудная задача – создать соответствующий облик премьер-министра Джона Мейджора. Главный консультант по имиджу в партии тори после долгого совещания с экспертами заявил, что прежде всего будущему премьеру необходимо кардинально изменить прическу, черепаховую оправу очков сменить на светло–серебряную, а стекла должны быть такими, чтобы через них хорошо просматривалось выражение глаз. Что касается костюма, то Мейджору был необходим двубортный пиджак, кремовая или бежевая рубашка, а также галстук смелой расцветки. Кроме того, новый премьер должен был незамедлительно заняться ораторским искусством.
Известно, что ливийский лидер Муамар Каддафи считается довольно экстравагантной личностью, а его манера одеваться часто становится мишенью для карикатуристов. Желая переломить общественное мнение, полковник Каддафи заключил годовой контракт с американской компанией, призванной улучшить его имидж за границей, что обойдется ливийскому лидеру в 1,2 миллиона долларов.
Бывает, правда, что за имидж приходится платить не только деньгами, но и должностью. Так, Евгений Марчук, внешность которого выгодно выделяется на фоне украинского «политического бомонда», был в свое время отправлен в отставку с должности премьер-министра с формулировкой: «За формирование собственного имиджа»… No comment.