Особую проблему всегда представлял стиль женщин-политиков. Наиболее известный вариант решения — "властный стиль" ("power look"). Чтобы подчеркнуть деловые и интеллектуальные качества женщины, имиджмейкеры советуют своим клиенткам носить ансамбли из пиджака и юбки серых или темно-синих тонов с освежающими блузками. Более "сильный" вариант властного стиля достигается за счет использования ярких тонов в костюме — красного (был любимым цветом Нэнси Рейган), интенсивно-синего, бордового, что помогает лидеру сразу выделяться среди окружения. Подражание вкусам президентской семьи периодически даже порождало новую моду. Дочка президента Теодора Рузвельта Алиса предпочитала голубой цвет, и вскоре по всей Америке стали продаваться голубые ткани под названием "Alice blue". Когда же появилась песенка "Голубое платье моей крошки Алисы", этот оттенок вошел в историю. Точно так же вслед за Жаклин Кеннеди женщины стали носить плоские шапочки-пилотки и делать стрижку а-ля Джеки. Жаль, что выдержанный и элегантный имидж Раисы Горбачевой не стал эталоном для наших женщин-политиков. Они предпочитают одеваться как маркитантки или героини японских комиксов.
Одна из модификаций "power look" была использована в имидже Маргарет Тэтчер. Ее консультанты из фирмы "Саачи энд Саачи" посоветовали ей придерживаться темных костюмов с подложенными плечами, и остальные элементы ее облика – прическа "шлем", скрепленная лаком, крупные бусы из жемчуга, квадратная сумка с короткими ручками – также создавали впечатление уверенной в себе женщины на вершине власти. Знаменательно, что именно такой образ импонировал большинству избирателей среднего класса, поскольку базировался на незаметной, но умелой корректировке традиционного вида работающей женщины.
«Нам, простым людям, не до имиджей!»
«Не нужно нам никаких имиджмейкеров, не нужно народ обманывать!» — заявила однажды участница телевизионного ток-шоу, и многие с ней согласились. Как ни странно, специалисты, присутствовавшие в студии, не объяснили, что имидж — это не обман. У всех есть положительные и отрицательные черты (нравственные и внешние), и каждый из нас хочет показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои преимущества, продуктивно общаться. (Я не принимаю во внимание браваду ущербных людей, которые своим шокирующим поведением и видом компенсируют комплекс неполноценности, — это проблемы психиатрии.) А сознательное отношение к своим поступкам, к своей внешности, к окружающему миру, умелая расстановка акцентов на позитивном и коррекция негативного — это и есть создание имиджа. Разница лишь в том, что мы сами делаем это дилетантски (хотя порой достаточно умело), а имиджмейкеры — профессионально. Но, на мой взгляд, даже попытки самим создавать благоприятный имидж — это способ самовоспитания, осознание своих возможностей. Разве это плохо? На Западе это считают основой психогигиены: занимаясь собой, вы учитесь разумно контактировать с окружающими, вовлекать людей в свои идеалы, воздействовать и изменять мир.
«Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры. И каждый не одну играет роль», — эти слова Шекспира говорят о необходимости всякий раз создавать имидж. «Вот это уж точно обман и лицемерие!» — скажете вы. Вовсе нет! Если я на работе, то моя природная порывистость, спонтанность (а у кого-то застенчивость и робость) совершенно не к месту. Я стараюсь быть собранным, сосредоточенным, рассудительным, сдержанным, порой даже педантичным. Но эти черты характера будут некстати в компании друзей, когда мы отдыхаем: сидим в застолье, загораем на пляже, развлекаемся в аквапарке. Не буду я там отягощать их и своими проблемами или плохим настроением, унылой миной или нездоровьем.
«Нам, простым людям, не до имиджей. Нужно быть всегда самим собой!» — слышу я от обывателей. А правда, мои призывы к созданию имиджа не противоречат ли советам наших психологов?
Представьте женщину, которая к концу рабочего дня устала, выслушала выговоры начальника (может, и справедливые, но все равно обидно!). Пошла в магазин, поругалась там с теткой, которая лезла без очереди. В троллейбусе мало, что ей наступили на ногу, так еще и пуговицу в давке оторвали. В доме опять не работает лифт, на девятый этаж — пешком с полными сумками. Подходя к седьмому этажу, вспомнила, что не купила хлеб. А еще забыла зайти в аптеку. Раздраженная, уставшая, недовольная собой и жизнью, заходит в квартиру. Ей навстречу — шестилетний сын с сияющей от восторга мордашкой: "Мама, мамочка, посмотри, что я нарисовал!" — "Отойди от меня, дай порог переступить! Отстань, я устала! Ты почему карандаши на полу разбросал?"
Милая, несчастная женщина, ты заслуживаешь сочувствия, но какое ты имеешь право быть собой и выплескивать все свое негодование на ребенка, уродовать его психику и незаслуженно обижать? Создай искусственный образ — имидж — приветливой, справедливой, выдержанной, рассудительной! Такой тебя будут любить и жалеть. Но ты решила быть собой, и на твою несдержанность тебе ответят грубостью. Придет с работы муж, тоже уставший и раздосадованный тем, что у него в автобусе вытащили кошелек. Забыв, что и для него она должна создать имидж доброжелательной и понимающей спутницы жизни, такой, как была в дозагсовом периоде, она набрасывается на него: "Ты купил молоко ребенку? В аптеку зайти не догадался, все на меня рассчитываешь, вот уж с паразитом связалась!" Так она ведет себя, будучи собой, а когда узнает, что муж еще и кошелек потерял, то тут уж, наверняка, выйдет из себя, и будет в который раз вспомянута вся неприкрашенная история их супружества. Удрученный родитель, потерпевший от судьбы и от жены, также выместит свое негодование на юном художнике. Да, часто желая быть самим собой, мы утрачиваем человеческий облик!
Предполагаю ваши возражения: "Если все время так превозмогать себя, можно и с ума сойти!" Но неужели вы считаете, что идя на поводу у эмоций и ведя себя бесконтрольно, несдержанно, вы вполне проявляете здравомыслие? Учитесь властвовать собой! Считайте недостойным вести себя примитивно реактивно: он мне нагрубил — а я ему! Учитесь проактивному поведению: проиграйте ситуацию на несколько ходов вперед, просчитайте возможные действия оппонента и в зависимости от этого спланируйте свое поведение; задумывайтесь, каким будет результат того или иного вашего поступка, и старайтесь повлиять на ход конфликта, а не становитесь его объектом. Часто это бывает нелегко, и понадобятся немалые усилия воли. И романтически-печальное «Всегда быть в маске — судьба моя!» в жизни обернется большим трудом над собой, преодолениями своей слабости и усталости и никем не оцененными жертвами.
Но если вы исповедуете принципы любви и терпения истинно, а не на словах и не для обрядовой показухи, то ум с сердцем будет в ладу. Если же вы не столь совершенны нравственно, то не нужно было идти в ЗАГС, обзаводиться семьей, страдать самой и обрекать ближних на постоянные издевательства и унижения.
Задумайтесь и о том, всегда ли вы опрятны и привлекательны внешне, когда находитесь дома? Оправдывает ли ваш муж надежды и ожидания, которые были у вас до свадьбы? Или этот в прошлом подтянутый, дышащий свежестью балагур превратился в неулыбчивого обывателя с брюшком енота; он последние десять лет увлекается спортом только по телевизору и ненавидит рекламу, потому что не может купить вам модные духи. Почему он, который собирался сделать вашу жизнь красивой и радостной, опустился, утратил привлекательность и уважение к себе? Так, может, стоит приложить душевные силы, соскрести ржавчину с еще не осуществленных надежд, снять паутину со своих прежних устремлений, и создать обновленный, одухотворенный образ и как достойную награду за труд по самосовершенствованию заслужить понимание, симпатии и расположение окружающих