Когда в 1925 г. приступила к деятельности учебно-плановая комиссия при Правлении 2-го МГУ, одним из первых обсуждался вопрос о результатах деятельности педагогического факультета. Было признано, что "Президиумом Агропедфака была произведена большая организационная работа, — особенно если принять во внимание исключительно неблагоприятную обстановку, в которой должна была производиться эта работа и которая обуславливалась крайней недостаточностью средств, ассигнуемых на его содержание, и полным отсутствием средств на его оборудование, несмотря на то, что в 1921 г. факультет был открыт без достаточной материальной базы для своего нормального развития. Тем не менее, в результате означенной работы Президиума, положение Агропедфака в данный момент должно быть признано удовлетворительным".
К 1926 г. педфак становится самым большим и быстроразвивающимся факультетом университета. Если общее число студентов педфака за 1921/22 гг. было 363 человека, то всего четыре года спустя на нем обучалось уже более 3 тыс. студентов (на химическом факультете — 896; на медицинском — 2108).
В 1925 г. состоялся первый выпуск студентов педфака 2-го МГУ. Многие выпускники стали в дальнейшим видными представителями отечественной науки и высшей школы. Значительная часть их долгие годы проработала в стенах своего родного университета, обучая уже новые поколения студентам основам нелегкого учительского ремесла. Среди первых выпускников литературного отделения был Александр Иванович Ревякин, позже возглавлявший кафедру русской литературы в МГПИ им. В.И. Ленина. На кафедре советской литературы проходил трудовой путь Прохора Демьяновича Краевского. Возглавил кафедру психопатологии и логопедии Сергей Семенович Ляпидевский — выпускник дефектологического факультета. Среди первых выпускников дошкольного отделения педагогики были Дебора Владимировна Менджерицкая и Фаина Соломоновна Левин-Щирина, впоследствии видные представители дошкольной педагогики, авторы первого учебника по дошкольной педагогике для педагогических училищ. Среди первых выпускников была и известная советская писательница Мария Павловна Прилежаева. Кроме книг об основателях советского государства ("Начало", Удивительный город", Зеленая ветка мая", "Всего несколько дней"), она известна произведениями, посвященными школе, учителям, детям.
Данные о количестве студентов, окончивших отделения педагогического факультета в 1925/26 учебном году позволяют судить о структуре и масштабах деятельности отдельных подразделения педфака и всего факультета в целом. Среди них школьное отделение окончило 12 человек; дошкольное — 28; физико-техническое — 14; общественно-экономическое — 31; педологическое — 25; биологическое — 47; и литературно-лингвистическое по секциям: русская секция — 22 человека, западная секция, французский язык — 22 человека, западная секция, английский язык — 17 человек, западная секция, немецкий язык — 9 человек. Среди выпускников этого года можно назвать К. Алпатова, Е. Гиндлевскую, С. Шифрину, А. Богоявленского, Г. Вольского, Н. Дрезеземейер, Б. Фишер, А. Рафаилович и др. По разному сложилась их судьба, но все они получили на факультете первую проверку своих знаний, способностей и твердости жизненной позиции.
Вместе с ростом численного состава студенчества, в нем происходили и серьезные социальные перемены. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные. На 1 января 1923 г. среди обучавшихся на педфаке выходцев из рабочих семей было только 117 человек, а представителей сельской молодежи 212, что составляло не многим более четверти, а вместе с коммунистами и комсомольцами примерно треть студентов. Но уже в середине 1920-х гг. из 3 тыс. студентов педфака было 289 коммунистов (9%), 611 комсомольцев (20 %), более половины, были командированы на учебу различного рода общественными организациями (прежде всего комсомолом и профсоюзами), еще 248 человек до поступления на педфак 2-го МГУ окончили рабфак. Только 154 человека, как тогда говорили, были выходцами из "нетрудовых элементов".
Такие разительные перемены, правда, не были следствием реального соотношения между количеством желающих поступить в высшие учебные заведения и количеством поступающих в различных социальных прослойках тогдашнего российского общества. "Классовая" политика в области высшего образования приводила к тому, что наиболее подготовленные в обучению в вузах абитуриенты, но не принадлежащие к "трудящимся классам" почти автоматически лишались возможности получить высшее образование. К примеру, на самом педфаке, сразу после его образования возникает и комиссия, состоявшая из представителей партии, комсомола, профсоюзов, а так же представителей администрации. Ее задачей было изучение социального происхождения поступающих, их материального положения. При этом предпочтение отдавалось не наиболее подготовленным, а наиболее материально ущемленным, что безусловно правильным в любых ситуациях признано быть не может. Кроме того, многие из поступавших на факультет принимались по разверстке губернских органов народного образования, а то и просто по рекомендациям партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Существенные льготы имели и окончившие рабфаки — они не сдавали вступительные экзамены. Меры, оправданные в условиях гражданской войны, в условиях НЭПа теряли свой смысл.
Результатом такой "селекции" на вступительных экзаменах порой становилось общее снижение образовательного уровня и дисциплины в студенческой среде. Например, такой важный показатель, как посещаемость, на педфаке никогда даже не приближался к 90—100 %. В лучшем случае по отдельным предметам он колебался в районе 60—80 процентов. Были предметы, которые посещало всего около 10—30% студентов. Невысокая посещаемость вела к снижению уровня знаний. Имеющиеся данные по остальным факультетам, позволяют говорить, что снижение успеваемости — общая тенденция. К примеру, руководство медицинским факультетом в 1924/25 учебном году подвело итоги положению дел с успеваемостью на факультете. Как отмечалось в специально составленном отчете, "академическая успеваемость по медфаку все же недостаточно удовлетворительная. По сравнению с прошлым имеется даже некоторое снижение...".
Борьба за дисциплину и повышение успеваемости становится одной из главных забор руководства университета. Наибольшего положительного результата удавалось достичь тогда, когда предпринимаемые меры шли в русле повышения ответственности и углубления творческого характера труда студентов. С этой целью, например, в 1926 г. была введена норма подготовки студентами последних курсов квалификационных (дипломных) работ. Только на педфаке университета в 1926—1927 гг. было заслушано 162 работы, из которых — 115 работ по специальным дисциплинам, 25 — по вопросам педагогики и методики обучения, 22 — по вопросам организации народного образования на местах, причем лишь одна из работ не получила положительной оценки. В 1928/29 учебном году было защищено 126 дипломов, на этот раз не было уже ни одной отрицательной оценки. Однако первая попытка введение квалификационных дипломных работ не прижилась и в декабре 1929 г. постановлением СНК РСФСР они были отменены (22).
Существенно повышало ответственность студентов, а следовательно, и успеваемость, вовлечение их в научную работу на факультете, а так же в деятельность по налаживанию внутривузовского самоуправления. После окончания гражданской войны положительные сдвиги наметились и в этой важной сфере. Результатом становится решение общего собрания студентов 2-го МГУ 12 октября 1922 г. об уставе Вузов и вовлечении студенчества в управление высшей школой. В своем решении, принятом подавляющим большинством голосов при 59 голосах против, студенты университета поддержали участие своих представителей в органах университетского самоуправления, а также в предметных комиссиях. В целом по -2-му МГУ в 1922 г. 155 студентов были членами предметных комиссий. В 1923/24 учебном году только на педфака в предметных комиссиях работало около 80 студентов. Все студенты — члены предметных комиссий факультета объединялись в академическую секцию во главе с президиумом.
Положительных результатов в деле повышения дисциплины и успеваемости помогали достичь и созданные в 1928 г. студенческие отряды "легкой кавалерии". Посты "легкой кавалерии" проверяли посещаемость и дисциплину на лекциях, в лабораториях и клиниках 2-го МГУ. В ходе одной из дневных проверок, когда удалось проконтролировать 64% всех учебных занятий, удалось выявить, что на педфаке только 21% начались вовремя, остальные же с опозданием от 5 до 30 минут, на лекциях присутствовало менее 50% потока, на семинарах — лишь 70% студентов. Материалы этого рейда были освещены не только в стенной печати, но и в университетской газете. На факультетах были вывешены списки лодырей и прогульщиков. В 1929 г. начался следующий "академический поход" сотни студентов-комсомольцев под девизом "организовать самоконтроль над собственной работой". В том же году по инициативе комсомольцев общественно-экономического факультета развертывается, как тогда называли, социалистическое соревнование групп, курсов и факультетов 2-го МГУ. В своем обращении, появившемся на страницах многотиражки, они писали о том, что приняли решение "Выступить в поход против прогулов на нашем "производстве", против безалаберности, недобросовестности в работе. В 1929 г. начинается соревнование между студентами педфака 2-го МГУ и студентами Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. В октябре 1929 г. группа студентов общественно-экономического факультета в рамках развернувшегося почина решила досрочно закончить университет. В январе 1930 г. взятые на себя обязательства были ими выполнены, а к маю 1930 г. досрочно выполнили учебные планы все студенты ряда гуманитарных отделений. К июлю того же года о выполнении учебных планов и досрочном окончании университета заявили студенты III курса общественно-экономического отделения. Все студенты, окончившие вуз досрочно, выехали на работу в те края и области страны, в которых ощущалась наибольшая нехватка высоко квалифицированных кадров.