Смекни!
smekni.com

Особенности наркозависимой личности (стр. 8 из 8)

Выше мы уже отмечали, что деятельностный подход при психокоррекции наркозависимости основывается на смысловых установках личности, которая является лишь составляющей в системе мотиваций личности, а другие составляющие, такие как : желания, интересы, стремления, эмоциогенные тенденции [Шакуров Р. Х., 1998] и др., не учитываются.

Кроме того, деятельностный подход в качестве главной психологической единицы наркозависимой личности выбрал смысловую установку. Смысловая установка, по своей ёмкости, понятие соизмеримое характеру личности. А характер слишком широкое психологическое явление, чтобы брать его в качестве психологической единицы.

Как показали наши исследования, условием успешной психокоррекции наркозависимой личности является реализация ценностной парадигмы смыслообразования [Р.Х. Шакуров,2000, Гарифуллин Р.Р., 2000]. Согласно этому подходу, для человека личностный смысл приобретают все объекты (в том числе деятельность, жизнь в целом), имеющие значение в сохранении и приращении привлекательных для него ценностей. Жизнь и деятельность обретают смысл для личности при условии, если они выступают для неё как источники позитивных ценностей, приносящих радости, удовлетворение, доброе настроение, минимизацию страдания. Значит истоки смысла заключены в ценностях. Если жизнь и деятельности выступают для субъекта как источники привлекательных ценностей, то они обретают для него смысл.

Когда говорят о направленности сознания, в частности об установках, основываются на потребностях субъекта, хотя известно, что личность - это не только субъект потребления т.е. не только потребляет, но и нуждается в том, чтобы «её саму потребляли». Иными словами, личность находит смысл не только в том, чтобы брать чего то от жизни, но и отдавать. Таким образом, установки личности формируются не только на основании потребностей. Некоторые читатели могут возразить, сказав, что просто имеет место потребность отдавать и она всё равно входит в потребности. В действительности это не так, если вы взглянете на все теории личности, разработанные в рамках психологии. Исключение составляют лишь философские и богословские работы, которые учитывают эту особенность личности. Среди психологов, пожалуй, только Виктор Франкл [ В. Франкл, 1990 ] учёл эту особенность. Без учёта этого фактора проблема суицидных депрессий и смысла жизни практически не разрешима. Виктор Франкл выделил основным источником наполнения смысла жизни ответственность и нужность другим людям. По нашим наблюдениям, если в личности начинают актуализироваться смысловые установки на ответственность и нужность, которые противостоят вышеприведённым деструктивным установкам наркозависимой личности, эффективность психокоррекции значительно возрастает (Такая актуализация хорошо достигается с помощью метода пограничного анализа, разработанного в данной работе см. главу 4).

Бездуховно-деятельностно-материалистическое понимание мира, несмотря на то, что способствовало развитию науки и техники, привело к беспокойствам и экзистенциальным неврозам людей планеты. Это в свою очередь инициировало поиск оперативных иллюзорно-компенсаторных методов снятия этих состояний и развитие наркотизации.

Традиционная теория субъект-объектного восприятия - это «приборное», вульгарно-материалистическое представление о личности и её месте в мире. На наш взгляд, такой подход, который привёл к деятельностному подходу решения многих задач, не имеет перспектив с точки зрения эффективной психокоррекции наркозависимой личности, если не учитываются особенности наркозависимости. Именно в этом, пожалуй, одна из причин неразрешения проблемы окончательного выздоровления наркоманов и алкоголиков.

Вместо «приборного» подхода необходимо развивать «соборный» подход к личности, не противопоставляющий субъекту окружающиий мир, соединяющий субъекта и объекта воедино. «Приборность» динамической системы субъект-объект, которая лежит в основе деятельностного подхода, никогда не приведёт к стиранию границы между объектом и субъектом. «Соборный» же подход, будучи исторически оправдан, на наш взгляд имеет большие перспективы в разрешении проблем наркозависимости. Подтверждение этому, служит то факт, что во многих восточных странах (Япония, Китай и др.) население генетически воспитанное на восточных философиях успешно противостоит развитию алкоголизму и наркомании и поэтому процент наркозависимых личностей в этих странах значительно ниже, чем на Западе и у нас. К сожалению в силу архетипов и других факторов, население нашей страны не может резко изменить своё материалистическое восприятие, но именно в этом заключён один из залогов успеха в избавлении от наркозависимости.

Некорректно выглядят рассуждения некоторых авторов деятельностного подхода в психокоррекции алкоголизма [К.Г.Сурнов,1982 ; Б. С. Братусь, 1982], о бесполезности, с точки зрения психокоррекции наркозависимости, различных религиозных организаций, занимающихся наркозависимыми личностями через вовлечение их в лоно церкви /У.Джеймс, 1910/. С их точки зрения, в этих случаях происходит лишь замещение наркотического средства другим мотивом, в данном случае - Богом, обращение к которому не преодолевает наркоманический дефект личности и установку к воображаемому удовлетворению потребностей, а закрепляет этот дефект и эту установку, как его частное проявление, на новой основе - с помощью нового мотива и новой деятельности. То что, религия и наркозависимость чем-то схожи в своей иллюзорно-компенсаторной функции, ещё не говорит о бесполезности религии в психокоррекции. Религиозный процесс - это более сложный процесс, охватывающий глубинно-смысловые установки личности и не сводим лишь к иллюзорно-компенсаторным процессам. Более того, личность в религиозном процессе не пассивна как в наркотическом опьянении (Исключение составляют лишь деструктивные и криминальные секты). Поэтому говорить о том, что религия наркозависимых - это наркотическое средство и разница состоит лишь во внешнем оформлении храмов, некорректно. Если придерживаться такой антирелигиозной точки зрения, то в конце концов можно прийти к выводу, что религия воспитывает наркотические установки. Наши наблюдения показывают, что из религии к наркозависимости практически никто не приходит, в то время как из наркозависимости к религии приходят многие

Несмотря на то, что религия действительно в чём-то замещает наркотическую деятельность, говорить, что она актуализирует деструктивные установки и поэтому не может способствовать эффективной психокоррекции, на наш взгляд, неверно.

Согласно нашим исследованиям и наблюдениям, успешное удовлетворение актуальных потребностей в ходе сформированных деятельностей, мотивы которых актуализируют смысловые установки и ценности [ К. Г. Сурнов, 1982 ], противостоящие смысловым установкам наркозависимой личности, является лишь добавочным условием успешной психокоррекции наркозависимости. Согласно этим исследованиям, проблема психореабилитации наркозависимой личности сводится к созданию новых мотивов-ценностей, которые бы противостояли мотивам-ценностям наркозависимости. С нашей точки зрения, этого недостаточно, так как наркозависимая личность погружается в мир наркотических иллюзий не только из-за того, чтобы удовлетворить свои потребности с помощью реализации каких-то ценностей, но и реализовать свой смысл жизни, который в большинстве случаев не осознаваем и не выражаем в трезвом состоянии. Иллюзия полноты смысла, некий квазисмысл жизни приходит в виде наполненности восприятия, открытия неких неизвестных для трезвого состояния ощущений, когда субъект погружается в виртуальный мир наркотических иллюзий. Наполнить этот смысл жизни в трезвой жизни до виртуального уровня, является трудной и часто не досягаемой задачей. Такой подход [ К. Г. Сурнов, 1982 ] может сформировать смысловую установку против наркотических средств в высшем смысле, и личность будет действительно убеждена, что пьянствовать не имеет смысла (уволят с работы, жена и дети, болезни и т. д.) Но то, что не потреблять не интересно - этого такой подход без вспомогательных методов, направленных на замещение наркотического опъянения, реализовать не может. Смысл «не потреблять » может быть только в том случае, если есть безвредная, альтернативная, позитивная, виртуальная реальность. Если её нет, то все остальные смыслы, благодаря которым личность не потребляет, не глубокие и в конце концов приводят к рецидивам. Поэтому необходимым условием эффективной психокоррекции является то, что, нарколичность должна зациклиться на новых установках и ценностях с такой же интенсивностью и частотой, как это бывало в состоянии опьянения. По сути своей взамен алко или наркомании должны прийти безвредные мании : любовная мания, книгомания, непатологическая мания тщеславия и самоактуализации и другие мании, способствующие духовной и творческой деятельности. Иными словами, одним противостоянием установок не обойтись, необходимо их замещение. Простое противостояние установок не уничтожает (не аннигилирует) деструктивные установки, а вот их замещение, по видимому, делает наркотические установки малопривлекательными. Подтверждением вышеизложенных выводов о том, что возлагать большие надежды только на работу со смысловыми установками личности, не всегда полезно, является то, что эти рассуждения в конце концов приводят к противоречивому и абсурдному выводу о том, что наркозависимость на второй стадии должна излечиваться легче, чем на первой, благодаря сформировавшимся антинаркотическим смысловым установкам, вызванными последствиями потребления. По нашим наблюдениям, это не так и диалектика здесь ни причём. Рецидивы в наших исследованиях возникали и при наличии сильных антинаркотических смысловых установок.