.
Александр фон Бреннер
История либерализма началась еще в древности с проповедей пророков, учения древнегреческих философов, нагорной проповеди Иисуса Христа, которые подчеркивали важность человеческой индивидуальности, важность освобождения человека от полного подчинения интересам общества. Однако, свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей до сих пор по плечу немногим, многие не желают следовать свободе, многие бегут от нее.
Нежелание принять свободу приводит к деструктивности, в предумышленном отказе человека от самого себя, от собственной уникальности зарождается разрушительность, агрессивность. Несвобода опасна, несвобода порождает феномен человеческой безответственности, бесцельности [Фромм Э., 1998].
Свобода является необходимым условием морали, добродетели и счастья. Свобода не в смысле возможности делать произвольный выбор и не в смысле свободы от необходимости, а свобода реализовать то, что потенциально заключено в человеке, свобода проявлять истинную природу человека согласно законам его существования, свобода сохранять собственную цельность перед лицом противостоящих сил.
Человек пред лицом противостоящих, угрожающих ему сил может стать беспомощным и испуганным, если это происходит, то наносит вред его уму, его действия становятся судорожными или парализуются вовсе. Парализующее воздействие противостоящей силы покоится не только на страхе, ею порождаемом, но и на скрытом обещании, что те, кто обладают силой, могут защитить и позаботиться о «слабых», освободить человека от бремени неуверенности и ответственности за самого себя, гарантируя порядок и отводя человеку в этом порядке место, дающее ему чувство безопасности.
Подчинение человека этой комбинации угрозы и обещания защиты означает его «падение». Подчиняясь чужой силе, он лишается своей силы использовать все свои способности. Он даже за истину принимает то, что властвующие над ним называют истиной. Он лишается своей силы любить, т.к. его чувства взяты в оковы теми, от кого он зависит. Он лишается своего морального чувства, т.к. невозможность подвергать сомнению и критиковать «сильных» сделала бессмысленной его моральную оценку кого бы то ни было и чего бы то ни было. Его собственный голос не может призвать его вернуть себе свободу, поскольку он перестал слышать его, поглощенный слушанием голосов тех, кто имеет над ним власть. Такой человек не осмеливается доверять своим оценкам, а пустота и бездумность индивидуальной жизни, отсутствие плодотворности и, как ее следствие, отсутствие веры в себя и в человечество, в Бога, обретя затяжной характер, ведут к психическим нарушениям.
Да, человек находится в определенной зависимости от детерминирующих его сил, но зависимости не фатальной и неминуемо все подчиняющей, и человек понимает это. Возможность этого понимания дает человеку присущая его природе совесть, которая позволяет ему осознать цели своей жизни и нормы, необходимые для достижения этих целей. Совесть позволяет человеку, в той или иной степени, знать направление, в котором происходит его совершенствование, и направление, в котором происходит его деградация. Совесть побуждает человека противостоять влияниям, направляющим его в сторону деградации.
Сразу же отметим, что кроме индивидуальной совести присущей природе человека есть еще и социальная совесть, присущая ему как члену социума, о ней речь впереди. Индивидуальная и социальная совесть не являются взаимоисключаемыми. Напротив, реально каждый человек обладает обоими типами совести, поскольку социальная совесть привита к индивидуальной совести.
Совесть человека неразрывно связана с его характером, т.е. системой влечений, обусловливающих его поведение. Действия, чувства и мысли личности в большей степени обусловлены особенностями ее характера, а не являются результатом рациональных ответов на реальные ситуации. Черты характера являются источником сил, о которых личность может даже не подозревать и, следовательно, не осознавать своих возможностей.
В процессе жизни человек вступает в различные отношения с другими людьми: он может любить или ненавидеть, сотрудничать или соперничать, может построить социальную систему, основанную на равенстве или авторитете, на свободе или насилии, но так или иначе он должен вступить в отношения, и форма этих отношений зависит от характера человека. Характер выполняет задачу проводника человеческой энергии в процессе взаимодействия человека и мира, характер управляет адаптацией человека в мире. Человек приобретает такой характер, который вынуждает его хотеть того, что он должен делать.
Те свойства характера, которые человек приобретает во взаимодействии с социоэкономической структурой общества, к которому он принадлежит, называют социальным характером. Единство социального и индивидуального характеров – это и есть характер человека. Социальный характер имеет сходные свойства у большинства представителей одного типа общества, одной и той же культуры, в противоположность индивидуальному характеру, отличающему друг от друга людей, принадлежащих к одной культуре. Социоэкономическая структура общества формирует социальный характер своих членов таким образом, что им хочется делать то, что они должны делать [Фромм Э., 1997]. С социальным характером неразрывно связана социальная совесть.
Социальный характер оказывает влияние на социоэкономическую структуру общества, действуя при этом либо как цемент, придающий ей еще большую стабильность, либо, при определенных обстоятельствах, как динамит, готовый взорвать ее. Взаимоотношения между социальным характером и социальной структурой никогда не носят статичный характер. Любое изменение одного из факторов влечет за собой изменение обоих.
Помимо функции удовлетворения потребностей общества в определенном типе характера и обусловленных этим характером потребностей индивида социальный характер призван удовлетворять внутренне присущие человеку потребности связанные с системой взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей. Эта система взглядов и действий служит индивиду схемой ориентации и объектом поклонения, например, ее может быть религия или какая-либо авторитарно-тоталитарная система во главе с вождем.
Человек нуждаются в системе ориентации и объекте поклонения, своеобразной «карте» нашего природного и социального мира, некой определенным образом организованной и внутренне связанной картине мира и нашего места в нем. Без такой «карты» было бы невозможно ориентироваться и найти отправную точку, позволяющую упорядочивать все обрушивающиеся на каждого человека впечатления. Даже если «карта» мира ложна, она выполняет свою психологическую функцию. Но эта «карта» никогда не бывает совершенно ложной, точно так же не бывает она и совершенно правильной. Она всегда достаточна как приблизительное объяснение разнообразных феноменов, чтобы служить жизненным целям.
Люди могут отрицать, что у них есть такая всеобъемлющая картина мира, и считать, что они реагируют на различные явления и события жизни от случая к случаю, в соответствии со своими суждениями. Но они просто принимают свою собственную философию за нечто само собой разумеющееся и не осознают того, что все их представления основываются на общепринятой системе отсчета. И когда такие люди сталкиваются с диаметрально противоположными взглядами на жизнь, они называют их «сумасшедшими», «иррациональными» или «наивными», тогда как себя они неизменно считают «логичными».
Но одной лишь карты мира недостаточно, чтобы служить руководством к действию, нам нужна также цель, которая указывала бы, куда идти. Обдумывая самые различные направления, которым можно следовать, мы нуждаемся в объекте всеобщего поклонения – центре всех наших устремлений и основе всех наших действительных, а не только провозглашаемых, ценностей. Мы нуждаемся в таком объекте поклонения, чтобы интегрировать свои усилия в одном направлении, выйти за пределы своего изолированного существования со всеми его сомнениями и ненадежностью, удовлетворить наши потребности в осмыслении жизни.
Люди могут поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому Богу, святому или злобному вождю. Они могут поклоняться своим предкам, своему народу, классу или партии, деньгам или успеху. Их схема ориентации и объект поклонения может способствовать развитию разрушительных сил или любви, господства или солидарности, она может благоприятствовать развитию разума или парализовать его. Люди могут относиться к такой системе как к религии и отличать ее от всего светского, либо они могут считать, что у них вообще нет никакой религии и рассматривать свою приверженность таким, якобы вполне светским целям, как власть, деньги или успех, исключительно как стремление ко всему практичному и выгодному.
Всякая такая конкретная система ориентации и поклонения, если только она действительно мотивирует поведение, а не является просто суммой доктрин и верований, коренится в социальном характере человека. Установки системы ориентации и поклонения – это один из аспектов структуры нашего характера, т.к. мы – это то, чему мы преданы, а то, чему мы преданы, мотивирует наше поведение.
Часто человек даже не осознает, что является действительным объектом его личного поклонения. И если, к примеру, человек поклоняется власти и при этом проповедует христианскую религию любви, то религия власти и есть его действительная религия, а христианская религия всего лишь некая идеология, которой он пользуется.
Социоэкономическая структура, социальный характер, совесть и структура ориентации и поклонения неотделимы друг от друга.
Если система ориентации и поклонения не соответствует преобладающему социальному характеру, если она вступает в конфликт с совестью, то она является лишь идеологией. В таком случае следует искать скрывающуюся за ней истинную структуру ориентации и поклонения.