Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач.
Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания – деловые игры. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную или иную "взрослую" деятельность. В этой главе мы дадим описание нескольких деловых игр. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применимости – как по возрастам, так и по учебным предметам.
Игра "КОМПЕТЕНТНОСТЬ"
Участники:
конкуренты – две команды учащихся;
наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу;
арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.
До игры:
1. Учитель знакомит класс со схемой игры.
2. Формируются команды, определяется состав фирмы-нанимателя.
Во время игры:
1. Учитель задает тему.
2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Поясним: тип заданий регламентируется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи.
3. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе – каждый ответ.
4. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий "разбор полета", обращает внимание на ошибки, делает выводы.
Дистанционные курсы для педагогов
Центр "Эйдос" проводит дистанционные курсы и мастер-классы для педагогов по темам, связанным с активными формами и методами обучения.
ДИАЛОГ
– Сколько игроков в каждой группе?
– По моему опыту, от 4 до 6, нанимателей – от 1 до 5.
– Могут ли команды при подготовке вопросов или ответов пользоваться учебниками?
– Это как решит учитель. В старших классах я разрешал пользоваться любой литературой. Правда, в этом случае пропадает смысл задавать друг другу репродуктивные вопросы – ответ просто прочтут в учебнике.
– А что в это время делают остальные?
– Браво! Это главный вопрос. Есть несколько вариантов. Например, класс делится на болельщиков той или иной команды. Болельщики могут задать командам-соперницам по несколько вопросов и тем самым заработать несколько баллов для своих – если соперники не смогут ответить. Другой вариант: команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в действо.
– А разве нельзя сформировать больше двух команд?
– Можно. Игру можно "закольцевать". То есть команда А дает задание команде Б, та, в свою очередь, команде В... а последняя – команде А.
И каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди. Могут быть и другие варианты. Еще раз повторю: дорогу смекалке и творчеству!
Еще одна разновидность игры "КОМПЕТЕНТНОСТЬ" .
До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю-две. Желательно, чтобы приготовленные задания предварительно просмотрел учитель – а то такое иногда бывает! (Впрочем, иногда учитель хочет, чтобы получилось именно "такое".)
Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники!
Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересована в знаниях каждого своего участника. А значит, сильные подтягивают слабых.
100-процентный способ увлечь детей предметом
Для этого надо принять участие в дистанционной эвристической олимпиаде по этому предмету. Результат гарантируется!
Игра "НИЛ"
Автор уважает великую африканскую реку. Но в данном случае НИЛ – это всего лишь научно-исследовательская лаборатория.
Участники:
задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;
изобретатели, или исследователи, или решател и – в зависимости от вида задания – группа
приемная комиссия – эту роль тоже берет на себя учитель, но уже в ансамбле с 2 – 3 учениками.
До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие – желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини-спектакль на пару минут. Покажите, как важно решить эту задачу!
Во время игры:
1. Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют его. Задачедателя можно привлекать как консультанта.
2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу.
3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.