Медведева И. Я., Шишова Т. Л.
Каков он, современный стиль жизни? Для начала несколько зарисовок.
Знакомые перевели дочку-шестиклассницу в православную школу. Разговор полгода спустя.
- Ну, как там ваша девочка?
- Да все хорошо. Сперва нервничала, а теперь успокоилась.
- Почему нервничала? Боялась нового коллектива, новых учителей?
- Нет-нет, она из-за другого. Думала, старые подружки от нее отвернутся. А ничего подобного! Они ей тут сказали: "Надо же, ты хоть и в православной теперь учишься, а осталась нормальной девчонкой, не какой-то замоленной". И мама девочки благодушно рассмеялась...
Зарисовка вторая. Телеведущий православной передачи в своем интервью газете "Известия" заявляет, что пора прекратить относиться к верующим как к недотепам и неудачникам, которые перебиваются с хлеба на квас, не умея заработать копейку. Сегодняшний православный уже не тот. Да, у него на шее крест, но зато в кармане кредитная карточка! И вообще, у него все как у нормальных людей.
Картинка номер три. Устраивается пышная презентация объединения с замысловато-нелепым названием, сразу выдающим склонность организаторов к модной сейчас стилистике постмодерна: Корпорация Православного Действия (сокращенно КПД). И звучат речи о том, что мы должны показать: православный мир - не только бабушки и монахи. Нет, он состоит и из вполне успешных, нормальных людей. Увидев это, к нам потянется студенчество, молодежь...
Еще один эпизод обрисовал в своем выступлении известный миссионер. Шел он однажды вечером домой, а навстречу два парня характерного вида, в черных кожаных куртках с заклепками и банками пива в руках. Поравнявшись, выбросили руку в фашистском приветствии и гаркнули: "Аллах акбар!" Думали шокировать священнослужителя, но не на того напали. Он за словом в карман не полез. Взял да и отбрил их ответным: "Воистину акбар!" Короче, растерялся не он, а парни: духовное лицо - и вдруг такой возглас... Но потом, когда они его узнали, все встало на свои места. " Он не православный, он наш", - сказал один парень другому, а тот, к кому это относилось, с гордостью процитировал сказанное в своем выступлении перед многочисленной православной аудиторией. Дескать, вот как надо общаться с молодежью, чтобы они видели: ты нормальный человек, а не какой-то зашоренный клерикал, злобный и тупой фанатик.
Преимущества "лестничного остроумия" или каков он, современный стиль жизни?
Что общего в этих зарисовках? Если употребить модное слово- позиционирование"себя в пространстве. Как выразился тот же известный миссионер (вы, вероятно, уже догадались, что это дьякон Андрей Кураев) в своем интервью православному журналу для молодежи:"Можно быть человеком современного стиля жизни и одновременно исповедовать самую ортодоксальную религию" ("Отрок", N6 (17) 2005, стр.23).
При этом современный стиль называется нормальным, а попытки его отвергнуть квалифицируются как безумие. И часто вызывают труднообъяснимое раздражение, даже ярость. Тут же тебе припомнят бабушек в платочках, которые отжили свой век и должны дать дорогу молодым, а не шипеть у подсвечников. И грозно спросят: "Вы что, хотите в дремучие леса? В каменный век? Тогда откажитесь от автомобилей, компьютера, телевизора. Почему не отказываетесь?"
И очень часто на этих обличительных филиппиках дискуссия, не развернувшись, заканчивается. "Действительно, - думает человек, -я живу в доме с центральным отоплением, езжу на машине, получаю электронную почту..." Сколько раз за последние годы мы сами были в этой роли и терялись, не зная, что ответить. Кажется, у французов это называется "лестничным остроумием" - когда в нужный момент не находишь, что сказать, зато потом, когда говорить уже некому, аргументов хоть отбавляй. По-русски есть аналогичная идиома - "задним умом крепок". С одной стороны, свойство отрицательное. А с другой (по крайней мере для нас), плодотворное. Многие статьи и даже целые книги мы написали как развернутые ответы тем, кому не смогли внятно возразить в момент спора. Были бы находчивыми, шустрыми - срезали бы слету и позабыли. А так в голове остается заноза, и она не дает покоя. Ты с разных сторон пытаешься объяснить свою позицию теперь уже воображаемому оппоненту. И поскольку он, воображаемый, теперь тебя не перебивает, есть возможность неспешно развернуть свою аргументацию. Так что в чем-то выигрывают люди острого ума, а в чем-то - тугогодумы.
Сначала не по существу, а между прочим, к слову. Почему-то многие сейчас думают, что те или другие завоевания прогресса абсолютно незыблемы. А главное, уже необходимы современным людям "по жизненным показаниям". Что компьютер или автомобиль - это как хлеб, как вода, как инсулин для диабетика. Но это иллюзия. За рубежом даже во многих крупных городах наметилась тенденция заменять автомобили велосипедами, а то и электросамокатами. Разразится серьезный энергетический кризис (он же явно назревает, недаром сейчас активно ведутся поиски альтернативных источников энергии), - и люди, как миленькие, резко сократят пользование частными машинами. А средства массовой информации с профессиональным энтузиазмом примутся рекламировать экологичную безмашинную жизнь. С утра до ночи будут твердить о повышении риска онкологических заболеваний у тех, кто вдыхает выхлопные газы, приклеят к автомобилистам ярлык смертников-камикадзе... В общем, большинство людей близко не подойдут к машине, даже если им за это приплатят. Но жизнь от этого не прекратится.
А про компьютер просто смешно говорить. Большинству он реально дома не нужен, его держат или для престижа или как детскую игрушку. Но в Германии более десяти лет назад, в середине 90-х, культурные люди, если у них росли дети, старались в квартире компьютер не держать. При всей толерантности к веяниям прогресса тамошние психиатры уже тогда забили тревогу, говоря, что компьютерная зависимость сродни наркотической.
Теперь по существу - о современном стиле жизни, который якобы вполне может сочетаться с "самой ортодоксальной религией", т.е. Православием. Что понимать под современным стилем? Езду на машине и учебу в институте? Но машины появились сто лет назад, а высшие учебные заведения и того раньше. Да и Церковь не выступает против учебы в вузе и езды на автомобиле. Кто-нибудь, наверное, может высказывать столь экзотические мнения (хотя нам подобные люди не попадались), но они никак не делают погоды, не определяют облик сегодняшней Православной Церкви.
А что же тогда являет собой современный стиль? Тайны здесь никакой нет. В Москве достаточно выйти на улицу и посмотреть по сторонам. В других местах - включить телевизор. Легче всего провести экспресс-анализ современного стиля жизни через рекламу, поскольку в ней все представлено в наиболее концентрированном виде и броской, лаконичной форме. Максимум выразительности при минимуме средств. Бросишь один мимолетный взгляд - и уже чувствуешь, какая она, современная жизнь.
Прежде всего происходит бесконечное расширение, этакая возгонка потребностей. Что неудивительно, ведь современное общество - это общество потребления. Остановиться на достигнутом означает впасть в застой. Вот и провоцируют людей постоянно улучшать качество жизни, стремиться к бесконечному разнообразию, менять вполне еще хорошие вещи на такие же, но "следующего поколения". (Кстати, интересная манипуляция: поколение ассоциируется с временным периодом в 20-30 лет, поэтому создается иллюзия, что предыдущая вещь прослужила вам чуть ли не несколько десятилетий, т.е. гораздо дольше, чем в реальности.)
Усиленно формируются и какие-то новые, неведомые доселе потребности. Вы даже не подозревали, что можно купить ночник, который создаст эффект нахождения в соляной пещере. Зачем там находиться, неясно, но в магазине вас в два счета - нет, в один миг! - убедят, что только там, в соляной пещере, вы впервые почувствуете себя человеком. А чудо-грабли с "функцией захвата"?! Грабли, на которые еще и можно спокойно наступать, потому что (процитируем рекламный листок) "их упругий пластик выдерживает любые нагрузки и не ломается". Вы и не знали, что можно иметь кресло в подогревом сиденья, а теперь это станет для вас необходимо, как воздух. У вас не было устройства для приготовления целебной воды, а ведь оно позволяет повысить иммунитет и лечит целую группу болезней. Раньше вы просто терли усталые глаза кулаками, а теперь получаете уникальную возможность приобрести специальный электромассажер для век. Чтобы руки не уставали. Да мало ли чего еще у вас недавно и в мыслях не было? Не было, но появилось и стало неотъемлемой принадлежностью вашей жизни. Такой неотъемлемой, что кажется, отъемли - и жизни не будет.
Но удовлетворение этих многогранных и все возрастающих потребительских нужд требует немалых денег. Поэтому современный человек обязательно должен много зарабатывать и стремиться к непрерывному карьерному росту. Ну, и как это все монтируется с православной установкой на аскетизм и нестяжательность?
А может ли современный человек не регулировать рождение потомства? Конечно, нет! Рожать столько детей, сколько дает Бог, это немыслимая архаика, дикость. Так поступают разве что пуштуны, но уж никак не цивилизованные люди. Ведь каждый следующий ребенок неизбежно понижает уровень потребления, а его истинно современный человек обязан повышать, повышать и повышать. Поэтому эффективная контрацепция - непременная составляющая современного стиля жизни. Ну, и как это сочетается с ортодоксией?
Далее. Современные люди не просто "заводят" ребенка в удобное для них время, но и стараются максимально снизить вероятность бракованных экземпляров. С этой целью каждая поликлиника оснащается аппаратами ультразвуковой диагностики (УЗИ), и при подозрении на патологию врачи решительно рекомендуют аборт. ("Вы с ума сошли? Зачем вам урод?")
В ближайшей перспективе - возможность спланировать ребенка с заранее заданными, нужными тебе параметрами: внешностью и чуть ли не характером.