Задача школы (как средней, так и высшей) - не только сообщить готовые знания учащимся, но и воспитать у них умение самостоятельно мыслить; последнее достигается с помощью проблемного учебного фильма. Проблема служит как бы «возбудителем аппетита», заставляет зрителей с максимальной активностью воспринимать происходящее на экране. Проблемный фильм формирует вопрос, ответ должны найти учащиеся на основании увиденного.
«Знаете ли вы, какая часть вашего сердца производит звуки, слышимые доктором в стетоскоп?» - спрашивалось в фильме по анатомии. «Что движется здесь: лодка навстречу воде или вода навстречу лодке?» - таким вопросом начинался фильм «Общая физика. Механика».
Хорошо помню учебный фильм В.Полевого, ныне профессора Воронежского института высоких технологий, «Виды глагола», удостоенный диплома на очередном смотреконкурсе экранных пособий. Некоторые подумают: что интересного в столь скучной теме? И ошибутся. Любой педагог-филолог подтвердит, что совершенный и несовершенный виды - камень преткновения не только для детей, но и для взрослых. Автор нашел удачный ход: ученики 62-й воронежской средней школы, которые у него снимались, самостоятельно приходят к выводам. Фильм начинается уроком русского языка, тема которого виды глагола. Второклассники смотрят кино о своем сверстнике: мама, уходя на работу, попросила сына убрать комнату. Тот начал подметать; вдруг выбежал котенок, и мальчик стал с ним играть.
«Выполнено ли мамино поручение?» Ученики, чтобы ответить, должны усвоить смысловую разницу между словами «подметал - подмел».
Проблема становится мостиком между опознанным и неопознанным, известным и неизвестным. Фильм выступает своеобразным тренажером, создает иллюзорные обстоятельства, требующие принятия решения. Проблемная ситуация переходит в проблему морального выбора. «Увлекательная задача учебного фильма - не просто поставить и запечатлеть эксперимент, но вовлечь в него зрителя, сделать равноправным участником этого эксперимента. А вывод- не преподнести, а подвести к нему. Одним словом - заставить мыслить». Так говорил в актовом зале ВГУ режиссер Ф.М. Соболев, удостоенный Государственной премии СССР за кинопособия «Язык животных», «Думают ли животные». Он был почетным гостем одного из смотров экранных пособий, организовал в ВГУ премьеру своего нового фильма «Я и другие».
Фильм приглашает взглянуть на себя со стороны, насколько мы свободны в выборе решений, как на нас влияет коллектив, социум. Группе студентов показывают фотографию мужчины:
«Перед вами портрет опасного преступника». Все находят в его изображении признаки скрытого, жестокого человека: неприятные холодные глаза, злобно поджатые губы... Другой группе та же фотография предъявляется с установкой «портрет большого ученого». Вновь все находят подтверждения: высокий сократовский лоб, умный пристальный взгляд.
Студенты, заранее договорившись, уверяют девушку: на двух разных фотографиях - лицо одного и того же человека. Испытуемая колеблется, потом соглашается, хотя на одном фото - старик, на другом - старуха. Диагноз - конформная реакция. Психологическая установка создает готовность видеть, как все, хотя человек думает, будто это его личное мнение.
Психологические эксперименты на экране доказывают наше собственное «Я» всегда осознается в виде отношений с другими. Воспитание во многом определяется природой подобных отношений. Надо ли говорить, что в наше время проблема конформности стала еще актуальнее?
Межвузовские смотры «Учебный экран» в Воронежском университете выявили важность научных исследований по проблемам создания и применения экранных пособий. Откликом на такую жизненную потребность явилось издание сборников «Экранные и звуковые средства в преподавании истории» (изд-во ВГУ, 1973), «Экранные и звуковые пособия в лекционном курсе истории» (Под ред. А.В. Лосева. М.: Высшая школа, 1976) и др., монографий С.И. Черепинского «Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей» (изд-во ВГУ, 1989), автора этих строк «Кино как средство воспитания» (изд-во ВГУ, 1973), «Кино - воспитатель молодежи» (изд-во ВГУ, 1975) и др.
Конкретный опыт проведения межвузовских смотров обобщался в сборнике, который так и назывался: «Учебный экран» (Воронеж,1989). B.C. Чесноков (ВГУ) рассказывал там об экспериментах по созданию наглядных пособий для определения категории «геологический объект» в курсе «история и методология геологических наук». Г.К. Чеснокова. З.И. Федотов, Н.Г. Бокачев (ВГУ) объясняли трудности в подборе иллюстраций в процессе преподавания курса «Картографирование объектов природопользования и охраны природы». Методику применения диапозитивов раскрывали А.А. Котов (Воронежский СХИ) - в лекциях по описательному курсу сельхозмашин и А.И. Ртищева (ВГУ) – при чтении общего лекционного курса «Систематика низших растений», В.Д. Малюченко (ВГУ) - в лекционном курсе «Аэрокосмические методы в географических исследованиях». А.З. Винников (ВГУ) доказывал важную роль технических средств обучения в преподавании «Основ археологии» и археологических спецкурсов. А.В. Кулик, А.А. Тимошин (Курский пединститут) делились опытом создания учебного кинофильма «Химические волокна против насекомых», а А.И. Метелкин (Воронежский инженерностроительный институт) - «Архитектурное проектирование автодорог».
В восьмидесятые годы в Воронежский университет и другие вузы пришла новая техника – TV, видео. Работе с ней в сборнике «Учебный экран» посвящены статьи Ю.Л. Полевого (ВГУ) «Об особенностях построения обучающих и страноведческих видеопрограмм для работы с иностранными студентами», И.А. Зеленина (Воронежский политехнический институт). Использование видеофильма «Телевизионные передающие камеры» на лекциях по курсу «Телевидение», И.В. Кизилова, Т.В. Праведникова (Курский пединститут), «Использование возможностей учебного телевидения в работе над иноязычной лексикой», П.И. Кошелева, В.И. Лозинского, С.С. Котлярекого (Воронежский мединститут) «Использование видеотелевизионной техники в преподавании общей хирургии».
Учебное кино развивалось в стране столь успешно, что было решено раз в два года проводить Всесоюзные фестивали учебных фильмов. Первый состоялся в 1967 году в Москве, потом они проходили в Талине, Кишиневе, Харькове, Тбилиси, Ереване... В 1984 году по инициативе Совета ректоров вузов Воронежа и ректората ВГУ в девятый раз местом творческого состязания был избран наш родной город.
На IX Всесоюзном фестивале учебных фильмов в Воронеже было показано около сотни лент для общеобразовательных школ, профтехучилищ, техникумов и вузов по истории, литературе и искусству, биологии, медицине, физике, математике, технологии различных производственных процессов, сельскому хозяйству, спорту. Просмотры доходили с 8 по 24 октября в актовом зале ВГУ и в Доме актера. Жюри фестиваля, возглавляемое (доктором биологических наук, профессором, проректором ВГУ А.П. Щербаковым, главный приз «За лучший учебный фильм» присудило картине «Эволюция органического мира» (1982, реж. И.Киселев). Лента предназначалась для уроков биологии в 10 классе, раскрывала теорию Дарвина.
Авторы не стремились подменять учебник, достоинство их работы в другом: она призывала учащихся задуматься над увиденным.
Красочное зрелище на экране рождало немного печальное чувство. Может быть, из-за редких зверей, на которых теперь грустно смотреть? «Живая природа, - напоминал диктор, - драгоценный результат эволюции». Детеныши обезьяны с погремушками в зубах (следом - с той же игрушкой ребенок), тигры, дельфины, черепахи, кенгуру, птицы представали именно «меньшими братьями» нашими; сверхзадача фильма - доказать, что человек вышел из животного мира. На экране чудо: новорожденный олененок пытается вскочить на тоненькие ножки, красавица мать - олениха вылизывает его тельце. «Деятельность человека, - предупреждал диктор, - во многом представляет опасность для всей эволюции». Вот откуда налет непонятной грусти! Сегодня проблема стала в сто крат болезненней и актуальней.
Общая картина фестивального экрана была пестра. По способу воздействия можно было выделить условно четыре группы фильмов. Первую составляли кинолекции, основная ценность которых - строго документальные кадры. Энциклопедии называют документом «все, что служит доказательством или содержит какие-либо сведения». Слово происходит от латинского documentum (свидетельство), которое в свою очередь произошло от docere - обучать. Термин «документ» имел в прошлом более точный смысл: то, что служит обучению; этимология позволяет в таком первоначальном значении использовать термин применительно к учебному кино: документом служит любой носитель информации, способный кого-либо чему-либо научить.
Примером фильмов-документов служат две ленты, с которых в актовом зале ВГУ начался конкурсный просмотр пособий для высшего и среднего специального образования. Картина «Диффузионное соединение материалов» (1983, реж. В.Лопатин), завоевавшая приз «За лучший учебный фильм для высшей школы», дает возможность видеть сложнейшие процессы при сварке совершенно разных материалов. Работу диффузионно-вакуумных установок для сжижения газов показана в фильме «Сверхпро-водимость»(1983, реж. Е. Владыкина). Обе картины демонстрируют уникальные опыты, которые нельзя воспроизвести в обычных вузовских лабораториях.
Наблюдением кино пользуется буквально с момента своего рождения. Методом кинонаблюдения снят фильм-документ «На режиссерских уроках Г.А.Товстоногова» (1983, реж. М. Клигман). Декан театрального факультета Воронежского института искусств Е.Ф.Слепых на обсуждении картины сказал: «Достоинство ее в том, что в ней зафиксированы занятия, которые проводит выдающийся деятель театра. Последовательно показаны этапы воспитания будущих режиссеров, начиная с учебных этюдов и кончая дипломными работами. Фильм полезен как студентам актерских и режиссерских факультетов, так и многочисленным участникам вузовской самодеятельности».