Смекни!
smekni.com

Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка (стр. 3 из 3)

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [Личко А. Е., 1977].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Наибольшую известность получил термин К. Leonhard (1968)— “акцентуированная личность”. Однако правильнее говорить об “акцентуациях характера” [Личко А. Е., 1977]. Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д. В описаниях К. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Наибольшую популярность определения акцентуации характера в подростковом возрасте получила классификация Шмишека.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.

При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцентуации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная—в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного психозов).

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая [Личко А. Е., Александров А. А „ 1973].

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериаcентально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника [Личко. А. Е., Иванов Н. Я., 1977] позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении. особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомле нии с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к “месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Особо хочется отметить то, что если во время не начать психокоррекционную деятельность, направленную на коррекцию акцентуаций характера подростка, то на этом фоне может возникнуть психопатия, которую корректировать в подростковом возрасте уже очень трудно.

Патология всегда соприкасается с нормой, - в области так называемых пограничных состояний и, прежде всего, в той их части, где наиболее ярко выступают нарушения характера и поведения, т. е. при психопатиях и при психопатоподобных расстройствах. В итоге психопатии и психопатоподобные нарушения поведения стали одним из главных полей деятельности подростковой психиатрии. Более двух третей госпитализированных в психиатрические стационары подростков и еще большая доля наблюдаемых психоневрологическими диспансерами относятся к этой области расстройств.

Классификация типов психопатий и акцентуаций, как и всякая научная систематика, оправдывает затраченный на нее труд, если открывает перспективы для ее практического использования. Дифференциация между психопатиями и акцентуациями характера, разделение психопатий по степени тяжести и акцентуаций по выраженности служат, прежде всего, делу прогноза и связанным с ним вопросам экспертной практики. Довольно сложная систематика типов психопатий и акцентуаций, пристальное внимание к особенностям, отличающим внешне довольно сходные варианты.

Все это предназначено для решения главной задачи: определить эффективные терапевтические и профилактические пути, эффективнее использовать разные формы психотерапии, - дать нужные медико-педагогические рекомендации. Если эта цель не будет всегда и везде видеться перед собой, самые изощренные наблюдения, самые обстоятельные описания, самые тщательно разработанные систематики теряют свой смысл.

Список литературы

1. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Л.: Медицина, 1979., 118 с.

2. К. Leonhard —“Акцентуированная личность”, 1968., 100 с.

3. Кербиков О. В. “Руководство по психиатрии”, 1962., 89 с.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, «Медицина, 1983., 76 с.

5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика.– В книге Избранные труды. М., 1964., 67 с.

6. Кабанов М.М., Личко А.Е. и др. Методы психодиагностики и психокоррекции, М.: 1993., 90 с.

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2001., 190 с.

8. Исурина Г.Л. Групповой метод психотерапии и психокоррекции. М.: 1994., 56 с.

9. Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика классической психодрамы, М.: 1994., 123 с.

10. Лэндрет Г.Л. Игровая психотерапия: искусство отношений. М.: 1994., 98 с.

11. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. // Вопросы психологии, 88 №3., 80 с.

12. Дьяченко М.И., Кандыбович И.Т. Краткий психологический словарь: Личность. Образование. Самообразование. Профессия. – МН: «Хэлтон», 1998., 97 с.

13. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 20 с.

14. Анастази А. Дифференциальная психология // психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 32 с.

15. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982., 145 с.

16. Джемс В. Психология. Сбп., 1911., 67 с.

17. Джемс В. личность. // Психология личности. Тексты. М., 1950., 27 с.

18. Зейгарник Б.В. О патологическом развития личности // Психология личности. М., 1982., 30 с.

19. Ильенков Э.В. Психология личности. Тексты. М., 1982., 76 с.

20. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н, Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 23 с.

21. Кант И. О характере как образе мыслей // Психология личности. Тексты. М., 1982., 19 с.

22. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 28 с.

23. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Вопросы психологии. 1970. №5., 31 с.

24. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981., 79 с.

25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977., 67с.

26. Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 14. Психология. 1979. №2., 22 с.

27. Фромм Э. Характер и социальный процесс // психология личности. Тексты. М., 1982., 56с.

28. М.Я.Басов. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975., 22 с.

29. Т.Бауэр. Психическое развитие младенца. – М., 1985.,94 с.

30. А. Бертин. Возможности развития. МНПО «Жизнь» 1992., 89 с.

31. Л. Я. Бляхер. История эмбриологии в России 19-20 вв. – М., 1955., 67 с.

32. Дж. Брунер. Психология познания. М., 1977., 123 с.

33. А.Валлон. Психическое развитие ребенка, М., 1968., 90 с.

34. Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1932., 54 с.

35. А.В. Запорожец. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1986., 23 с.

36. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986., 24 с.

37. П. Лич. Младенец и ребенок. – М., 1988., 31 с.

38. Р.С. Немов. Психология. - М., 1995., 33 с.

39. Л.Ф.Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996., 89 с.

40. Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1969., 134 с.

41. Е. В. Суботский. Ребенок открывает мир. – М., 1991., 58 с.

42. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 22 с.

43. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. - М., 1975., 156 с.

44. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982., 120 с.