Москва 2007 г.
Московский Государственный Областной Университет
Вступление
В моем докладе поместилась лишь очень малая часть всего написанного Василием Александровичем Сухомлинским. Ежедневно вставал он в 4-5 утра, покидал квартиру, входил в свой маленький кабинет директора и работал до восьми часов – обдумывал свои книги и статьи, писал их четким, мелким, неторопливым почерком… В 8 утра он открывал дверь кабинета в противоположенной стене и выходил прямо в школьный коридор, навстречу к детям.
Сухомлинский писал двадцать лет. Сначала это были статьи в педагогической периодике. В 1956 году вышла первая большая книга: «Воспитание коллективизма у школьников». Затем выходят книги: «Педагогический коллектив средней школы», «Воспитание коммунистического отношения к труду», «Воспитание советского патриотизма».
В 1961 году в Москве вышла книга Сухомлинского «Духовный мир школьника». Здесь впервые были сформулированы общие взгляды Сухомлинского на воспитание.
Если бы Сухомлинский уже в начале своей литературной деятельности составил план на жизнь, то вряд ли он смог бы сделать его более четким и последовательным, чем получилось на самом деле. Изумительная неспешность и основательность. Постепенное нарастание накала страсти. С каждой книгой, с каждой статьей Сухомлинский все дальше выходит на те просторы публикации, на которых педагогика перерастает узкоспециальные интересы и становится глубоким размышлением о жизни и человеке.
И чем больше читаешь Сухомлинского, тем глубже понимаешь, что все его книги и статьи объединяет мысль: для гармонического воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами.
Учение
«Я верю в могучую силу коммунистического воспитания… - пишет Сухомлинский. – Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенной жизни, в идейном богатстве стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия… ». Эти мысли Сухомлинского заставляют нас задуматься о его главной мысли – о полноте счастья ребенка. Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливость познания мира, активное стремление к знанию, радость знания. По мнению Сухомлинского, ребенок не может быть счастлив, если ему в школе плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой.
Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего, помочь ему учиться.
Но прежде вернемся к осени 1947 года, когда 29-летний педагог, уже имеющий опыт административной работы, занял маленький директорский кабинет Павлышской средней школы. Опыт опытом, но открытия ему приходилось делать на каждом шагу.
«Я чувствовал себя как в потемках: педагогический процесс, по существу, проходит стихийно, а я посещаю уроки лишь для того, чтобы что-нибудь делать», - напишет он позже.
Он ходит с урока на урок. Два урока в день – непреложный закон. Слушает учителя: тот старается облегчить работу учеников, «создать впечатление, что в учебном материале нет ничего сложного, все можно усвоить легко, без напряжения».
Изо дня в день Сухомлинский слушает ответы учеников… «Почему в ответах часто отсутствует живая, собственная мысль ребенка?» - спрашивает себя Сухомлинский и сам отвечает: «Мы не учим ребенка мыслить. Нет, так больше продолжаться не может».
Но однажды, в какой-то день, простая из простейших, труднейшая из трудных истин озарила его: мастерство учителя состоит в умении учить детей думать… «Это открытие вдохновило меня, я переживал необыкновенное счастье творческого вдохновения».
И вновь на уроки, в вечную лабораторию педагогического мастерства… пока еще не опыт, а только наблюдение – пристальное, изнуряющее; тяжелый труд анализа, первые неясные догадки, первые мысли…
Сухомлинский в процессе своих наблюдений замечает, что ребята отвечаю неплохо, но почему при этом не испытывают никакой радости, нет в их ответах приподнятости. Почему? Материал не волнует их? Школьный материал и не может волновать каждым разделом… Значит, учебное - обязательное скучное? Нет, волнение, радость, приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над самим собой. Вот где источник интереса, который может быть постоянным…
Сухомлинский думает день и ночь, как же пробить стену этого равнодушия?
Приказом? Выговором? Усилением контроля?
В педагогическом деле это невозможно.
Стена равнодушия создается неверием в свои силы. Пробить ее можно только верой в успех и самим успехом.
Одно за другим делает Сухомлинский маленькие – в масштабе Павлыша – открытия. Оказывается, каждый учитель, какой бы предмет он не преподавал, должен быть преподавателем словесности… Слово – вот первый шаг к мысли ученика.
Испокон веков педагоги решают две пары взаимосвязанных проблем: «обучение - воспитание» и «обучение – развитие». Одни утверждали, что главное – знание, другие видели главное в развитии, третьи говорили о единстве воспитания и обучения, обучения и развития.
Сухомлинский же не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие. Нельзя учить, не воспитывая характер. Ничего не получится.
Сухомлинский делает следующий шаг. Все его работы позволяют сделать вывод: для учителя на уроке есть еще одна пара проблем, такая же важная, как и две первых.
Учитель на уроке обучает, воспитывает и развивает. Но все это невозможно, если учитель одновременно не вызывает страсть к учению (на каждом уроке!) и не учит ребенка учиться (на каждом уроке!).
Эти два требования также взаимосвязаны. Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться. Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес.
А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знаний. Сухомлинский показывает: нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство (он не виноват в том, например, что думает медленнее других). Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знаний со старательностью.
Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости.
Вся методика Сухомлинского направлена на одно: увеличить долю умственного труда ребенка, заставить, научить его ум трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду, к труду мысли.
И вот мы вновь стоим перед вопросом: как? Как научить ребенка труду мысли?
Уроки мысли. Многие ребята не знают радости внезапного пробуждения мысли. Сухомлинский вместе со своими коллегами обнаружил, что мысль ребенка начинает работать, если повести класс в лес, на луг, в поле, и там задавать детям тысячу вопросов «почему?», и там ждать на них ответа и добиваться его. Эмоциональная радость, совместное переживание красоты, совместное стремление понять, и дают это желанное пробуждение мысли – «эмоциональное пробуждение», как говорит Сухомлинский.
Творчество. Труд мысли невозможен, если нет творчества. Дети у Сухомлинского начинают складывать сказки еще до того, как выучиваются писать, пишут огромное количество маленьких сочинений с первого класса и до окончания школы. А если подростку, считает Сухомлинский, не дать возможности делать что-то творческое, то он вообще не станет учиться.
Домашние уроки. Без домашних уроков обойтись нельзя, считает Сухомлинский, но надо пытаться сделать так, чтобы сократить время их приготовления до минимума. Не объем знаний сократить, а так подготовить ученика, чтобы ему не надо было сидеть часами над домашним заданием. Чем больше у ребенка свободного времени для занятия любимым делом, тем быстрее справиться он с уроками. Чем больше он сидит над ними, тем меньше у ребенка свободного времени, тем больше он и сидит над уроками. Получается заколдованный круг, из которого надо выводить ребенка постепенно. Сухомлинский советует своим воспитанникам делать все уроки утром, с шести утра до школы, оставляя себе всю вторую половину для свободного времени, - но не для безделья, а для занятий вне программы.
Против зубрежки. Зубрежка, школярство – страшные враги школы. Учителю нужно точно разграничивать, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки – в упражнениях.
Интеллектуальный фон. Интерес к учению, общее развитие ученика невозможно, если в классе нет богатого интеллектуального фона – постоянного обмена знаниями, если программный материал не ложиться на большое количество материала внепрограммного. Это интеллектуальный фон и помогает обходиться без зубрежки, помогает работать мысли.
Отметка. Нельзя ловить учеников на незнании, надо добиваться, чтобы они узнали, поняли, справились с работой, и лишь тогда ставить отметку; отметка не может быть наказанием, средством принуждения, угрозой, отметка всегда говорит об успехе.
Увлечение. В школе Сухомлинского педагоги добивались того, чтобы у каждого ученика был любимый предмет, в знании которого ученик бы превосходил других ребят; у каждого учителя – предметника должны быть несколько учеников, которым дают дополнительную литературу, дополнительные задания. Это и создает интеллектуальный фон класса, развивает интерес к знаниям, развивает таланты.
Книга. Учение - это прежде всего работа с книгой. Умение читать и перечитывать книги, выбрать книгу, прочитать за школьные годы 200 книг из золотого фонда мировой литературы, - это обязательное требование к ребятам.