Исследование К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое получило широкое распространение во всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет.
В социальной психологии наряду с термином «стиль лидерства» используются понятия «стиль общения», «индивидуальный стиль деятельности», «стиль отношений», «межличностный стиль общения», «способ общения людей друг с другом», межличностный образ действий», «ориентация межличностного общения», «стратегия», «тактика», «тенденция действий» и др.
Коммуникативные стили общения
это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:
1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);
2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
3) спорный (агрессивный или доказывающий);
4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);
6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);
7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);
8) воодушевленный (частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);
9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);
10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я).
Модели общения
Анализ характеристик основных моделей общения позволяет наиболее полно раскрыть характер поведения людей в тех или иных коммуникативных ситуациях.
Базовая модель общения
Для начала рассмотрим базовую модель общения. Она будет представлена как некая система:
Личность как субъект общенияЦели общения
Содержание общения
Коммуникативные процессы
Форма общения
Личность как субъект общения
В представленной системе необходимо выделить три подсистемы:
1. Личность как субъект общения в коммуникативной роли воздействующего;
2. Личность как субъект общения в коммуникативной роли воспринимающего;
3. Коммуникативно-организационная (куда входят цели, содержание, процессы и формы общения).
Психосоциальный контекст общения определяется характером диспозиций взаимодействующих людей, наличием или отсутствием привлекательности между ними, эмоциональным напряжением, которое формирует сам процесс общения, и индивидуально-типологическими особенностями личностей общающихся.
В индивидуально-типологические особенности входят: темперамент, психические процессы (особенности восприятия, память, воображение и мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия и т. д.) и психические отношения (эмоциональные, волевые, интеллектуальные). К индивидуальным особенностям относятся также и коммуникативные отношения, влияющие на характер общения (установки на общение и ценностные ориентации в общении). На основе данных индивидуально-типологических особенностей выводят типологии субъектов общения.
Модели комфортно-психологического общения
Рассмотрев подсистемы базовой модели общения, перейдем к типологии ее модификаций, в основе которых лежит психоэмоциональный статус личности.
Данный критерий позволяет выделить две группы моделей общения:
модели комфортно-психологического общения;
модели дискомфортно-психологического общения.
К первой группе моделей комфортно-психологического общения относятся следующие:
1. познавательная модель общения, в которой реализуется цель передать информацию, значимую для другого субъекта общения.
2. экспрессивная модель общения, когда реализуется цель – передать чувства, оценки и состояние друг другу.
3. суггестивная модель общения, реализующая цель оказать внушение или внушающее воздействие.
4. убеждающая модель общения, в которой через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга.
5. ритуальная модель общения, необходимость в которой связана с формированием системы психологической поддержки норм отношений (проявляется в ритуальном стиле взаимодействия).
Модели дискомфортно-психологического общения
К группе моделей дискомфортно-психологического общения относятся те, к которым люди прибегают, пытаясь справиться с отрицательными последствиями стресса:
1. модель заискивающего общения.
2. модель обвиняющего общения.
3. модель расчетливого общения.
4. модель отстраненного общения.
Данные группы моделей общения отличаются друг от друга психоэмоциональным статусом личности. В первой группе моделей общение используется как самореализация. Во второй же группе психоэмоциональный статус личности определяется переживанием ожидания опасности.
Во второй группе моделей психологический дискомфорт у общающихся людей возникает в силу несоответствия между вербальным и невербальным компонентами. Это рождает двусмысленность, о чем убедительно пишет американский психолог Вирджиния Сатир. Согласно ее концепции, общение требует включения психофизического аппарата и взаимодействие организуется через:
- вербальное общение (слова),
- телесно-звуковое общение (выражение лица),
- позы тела (со словами и без них).
В связи с этим коммуникативный процесс воздействия и восприятия в общении представляет собой интеграцию трех каналов: словесного, интонационного (экспрессивного) и мимико-пантомимического. А это значит, что субъекты общения в процессе своего взаимодействия оперируют тремя группами сигналов – словесной, экспрессивной, пантомимической. Несоответствие между ними и порождает психологический дискомфорт в общении.
Рассмотрим четыре типа поведения, выделенные Вирджинией Сатир, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу отвержения в общении.
Реагируя на угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, пытается как-то это скрыть. Он может:
заискивать, чтобы другой человек не сердился;
обвинять, чтобы другой человек считал его сильным;
рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;
отстраниться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет.
Заискивающий субъект общения разговаривает унижаясь, угождая, извиняясь, не споря, соглашаясь и требуя одобрения своим действиям. Это человек с низким уровнем самооценки.
Обвиняющий субъект общения разговаривает максимально резко и жестко, обрывая всех и вся, не давая возможности высказаться никому, командуя, распоряжаясь, подавляя, крича и завоевывая авторитет.
Расчетливый субъект в общении, как правило, проявляет корректность, рассудительность, эмоциональную холодность, спокойствие, монотонность и акцент на сильные стороны своей личности.
Отстраненный субъект при взаимодействии с другими людьми не реагирует ни на какие вопросы, разговаривает певучим голосом, прерываясь и делая неоправданные паузы, расхаживая взад и вперед и не фокусируя ни на чем внимания.
Любой из четырех типов общения в представленных моделях способствует поддержанию заниженной самооценки и ощущению собственного ничтожества.
Эти типы коммуникативного поведения субъектов общения формируются под влиянием социального воспитания, которое прививает следующие установки:
«Не навязывайся: это эгоизм просить что-то для себя» - такой совет формирует установку на заискивающее реагирование в общении.
«Не давай никому себя подавить: не будь трусом» - усиливает позиции обвинителя.
«Не делай глупостей: ты слишком умен, чтобы делать ошибки» - усиливает расчетливость.
«Не будь слишком серьезным. Какая разница. Живи как придется» - усиливает отстраненность от жизненных ситуаций.
Модель гармонического общения
Между первой и второй группами общения есть переходная – модель гармонического общения, основные характеристики в которой – это характеристики уравновешенного общения:
- произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям,
- отношения открытые, свободные и честные,
- субъект общения испытывает чувство собственного достоинства.
Основой этой модели общения является состояние внутреннего равновесия, базирующееся на адекватных оценкам и самооценкам реалиях. Уравновешенная модель общения основывается также на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Эта модель общения демонстрирует психологическую готовность личности к самореализации.
Не так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать уравновешенным. Один из путей для достижения этой цели – понять, что в достижении этого вам мешают некоторые страхи. Чтобы избежать отвержения, которого мы так боимся, мы постоянно пугаем самих себя:
Я могу совершить ошибку.
Кому-то это может не понравиться.
Кто-то может меня раскритиковать.
Вдруг подумают, что я – выскочка.
Люди могут подумать, что я плохой или дефективный.
Очень важный для меня человек может меня бросить.
Если вы сможете разумно отнестись к подобным утверждениям, вы сделаете первый шаг на пути личностного роста. Вышеперечисленные утверждения можно заменить на следующие:
Я уверен, что в любом деле ошибки неизбежны, особенно, когда дело новое.
Я абсолютно уверен, что всегда найдется кто-то, Ому не понравится то, что я делаю. На вкус и цвет товарища нет.
Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня. Я действительно не совершенен. Но критика полезна.
Конечно! Я всегда перебиваю кого-то, высовываюсь!
Может быть то-то и думает, что я не хорош, но ведь на самом деле я могу это пережить. Если я буду считать, что мне не надо быть безупречным, я никогда не буду полностью собой доволен.
Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.
Подобное отношение к происходящим событиям поможет вам чувствовать себя всегда уверенно. Это будет не просто и, может быть, болезненно. Но если вы сумеете посмеяться над собой, вам станет легче. Результат оправдает все усилия.
Из наблюдений, сделанных Вирджинией Сатир, можно сказать о степени распространенности перечисленных видов поведения. Согласно ее выводам, в самых общих чертах при встрече с новыми людьми 50% отвечают «да» независимо от того, что они чувствуют или думают (заискивают); 30% отвечают «нет» независимо от того, что они чувствуют или думают (обвиняют); 15% не отвечают ни «да» ни «нет», не выражая никаких чувств (рассчитывают); и 0,5% ведут себя так, будто вообще не существует никаких эмоций (отстраненные). Остается только 4,5% людей, от которых можно ожидать уравновешенности.