Респондентов типа Тн (интолерантных) отличает тенденция видеть в человеке объект манипуляции со стороны как других людей, так и со стороны высших сил (инстинкты, бессознательное, божественное и т.д.). Это согласуется с изложенными ранее данными об экстернальности интолерантных личностей, о стремлении искать все причины происходящего во вне. По сравнению с интолерантными, субъекты из двух других кластеров считают, что человек в целом более свободен в выборе своей судьбы и поведения. Можно предположить, что, осознание собственной ответственности и активного субъектного начала связано с уровнем толерантности личности, но проверка этой гипотезы требует специального исследования.
Данные, полученные в результате кластерной группировки обследуемых, показывают, что толерантность установок может быть обусловлена разными ценностными диспозициями – нежеланием портить отношения, опасением подвергнутся негативным групповым санкциям или же уважением к личности человека, к ее правам. Таким образом, континуум «толерантность – интолерантность» вряд ли продуктивно рассматривать как одномерный. Высокая толерантность может быть ориентирована главным образом на приспособительный эффект, и тогда она с большей вероятностью обусловлена значимостью ценностей традиций и конформизма, стремлением соблюдать социальную норму. Такая толерантность в определенных ситуациях может граничить с беспринципностью, бесхарактерностью, излишней пластичностью, которая ведет к податливости, отсутствию своего мнения. Естественно, излишняя категоричность, жесткость, ригидность мышления и поведения приводит к интолерантности в межличностных отношениях. Конструктивная толерантность, очевидно, ближе к "золотой середине". Полученные данные подтверждают суждения ряда авторов о неоднозначности и сложности проявлений феномена толерантности.
В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что полученные данные подтверждают основную и дополнительную гипотезы, приводятся основные выводы:
1. Толерантность/интолерантность проявляется в особенностях межличностного восприятия и оценивания. Метод реконструкции субъективных семантических пространств является адекватным методом для прогноза толерантных установок, т.к. по сравнению с опросниками лучше защищен от эффектов социальной желательности.
2. Толерантные респонденты используют большее количество категорий-конструктов при восприятии партнеров по общению, что является показателем когнитивной дифференцированности.
3. Обнаруженные содержательные характеристики обобщенных познавательных конструктов, используемых толерантными и интолерантными испытуемыми, свидетельствуют о более развитой социоперцептивной системе толерантных личностей. Психологическое содержание социоперцептивных конструктов, которыми оперируют интолерантные субъекты, в целом отличается большей фиксацией на стилевых характеристиках партнера (позволяющих предсказать ситуативную комфортность общения), нежели на сущностных характеристиках его личности. Толерантным субъектам свойственно больше обращать внимание на содержательные черты характера партнера, обеспечивающие не столько ситуативное удобство общения, сколько прогноз долговременного сотрудничества.
4. Межличностное восприятие и категоризация у толерантных личностей отличается более выраженной «многомерностью» видения (например, жесткий, принципиальный человек для них не значит – плохой). Выявлена тенденция толерантных субъектов выше оценивать себя и окружающих по фактору-конструкту «Дружелюбие, оценка». Для интолерантных личностей больше характерно стремление оценить партнера в контексте возможного противостояния с ним, для них высока субъективная значимость такого основания различения людей, как «Уверенность, боевитость».
5. Личности, имеющие неоценочный социально-перцептивный стиль, имеют более высокие показатели толерантности. Личности с оценочным социально-перцептивным стилем, напротив, имеют более низкий уровень толерантности, в межличностном восприятии они демонстрируют тенденции, свойственные интолерантным личностям.
6. Обнаружены достоверные линейные интеркорреляции между ценностными ориентациями, локусом контроля и уровнем толерантности личности. Среди особенностей толерантных респондентов - высокая значимость ценностей доброты универсализма и интернальность локуса контроля. Интолерантные личности характеризуются экстернальностью локуса контроля и высокой значимостью ценностей власти и достижений.
7. Показано, что социально-перцептивный стиль продуктивней рассматривать во взаимодействии с личностными чертами субъекта познания, они вместе образуют целостные паттерны, выступающие факторами толерантности/интолерантности личности.
8. Среди толерантных респондентов эмпирическим путем выделено два психологических типа, которым свойственна либо "адаптивная", либо "конструктивная" толерантность. В основе типов толерантности лежат определенные сочетания ценностных ориентаций и взглядов на природу человека. Для респондентов «адаптивного» типа толерантности по сравнению с другими типами характерна более высокая значимость ценностей традиций и безопасности. Взгляды на природу человека отличаются определенной наивностью и оптимизмом, в чем также может проявляться эффект социальной желательности. Конструктивная толерантность обусловлена ценностями самостоятельности, универсализма (понимания, терпимости и защиты благополучия всех людей и природы) и достижений. Респонденты этого типа не отвергают ценности достижений и власти, а их взгляды на природу человека носят более реалистичный характер. Полученный факт еще раз подтверждает многомерность и неоднозначность феномена толерантности личности.
Таким образом, в данной работе выявлены взаимосвязи личностных диспозиций и особенностей социально-перцептивного стиля. Подтверждены некоторые из уже опубликованных фактов и обнаружены новые. Проведенное эмпирическое исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые гипотезы. Выявлен ряд перспективных направлений для развития изучаемой проблемы и проведения дальнейших исследований.