Смекни!
smekni.com

Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью (стр. 4 из 5)

– значимыми различиями в проявлении таких характеристик, как эгоистичность и подозрительность, между образами Я-мужчина и Я-идеальный мужчина;

– отсутствием противоречий по феминным характеристикам между образами Я-реальный и Я-мужчина, Я-мужчина и Я-идеальный мужчина;

– самыми низкими среди всех типов гендерной идентичности показателями уровня субъективного контроля по шкалам общей интернальности, достижений, здоровья и производственных отношений (учёбы);

– общей экстернальностью, экстернальностью в областях производственных отношений (учёбы) и здоровья, интернальностью в сфере достижений;

Мужской андрогинный тип гендерной идентичности характеризуется:

– высокими показателями маскулинности и феминности;

– значимыми различиями в проявлении такой маскулинной характеристики, как агрессивность, и такой феминной характеристики, как зависимость, между образами Я-реальный и Я-мужчина;

– значимыми различиями между образами Я-мужчина и Я-идеальный мужчина по такой маскулинной характеристике, как подозрительность;

– отсутствием противоречий между образами Я-реальный мужчина и Я-идеальный мужчина по феминным характеристикам;

– средними показателями уровня субъективного контроля по шкалам общей интернальности, достижений, здоровья, производственных отношений;

– общей экстернальностью и экстернальностью в сфере производственных отношений (учёбы), интернальностью в сферах достижений и здоровья.

Женский феминный тип гендерной идентичности характеризуется:

– низкими показателями маскулинности и высокими показателями феминности;

– значимыми различиями между образами Я-реальная и Я-женщина по таким маскулинным характеристикам, как эгоистичность и подозрительность, и по феминной характеристике зависимость.

– значимыми различиями между образами Я-женщина и Я-идеальная женщина по всем маскулинным характеристикам (авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность) и феминной характеристике – дружелюбие;

– самыми высокими среди всех типов показателями уровня субъективного контроля по шкалам общей интернальности, достижений, здоровья, производственных отношений;

– общей интернальностью, интернальностью в сферах достижений и здоровья, экстернальностью в сфере производственных отношений, учёбы.

Женский андрогинный тип гендерной идентичности характеризуется:

– высокими показателями маскулинности и феминности;

– значимыми различиями по таким маскулинным характеристикам, как эгоистичность и агрессивность, и таким феминным характеристикам, как подчинённость, зависимость и дружелюбие между образами Я-реальная и Я-женщина;

– значимыми различиями по всем маскулинным характеристикам (авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность) и таким феминным характеристикам, как подчинённость и альтруистичность, между образами Я-женщина и Я-идеальная женщина;

– средними показателями уровня субъективного контроля по шкалам общей интернальности, достижений, здоровья, производственных отношений;

– общей экстернальностью, экстернальностью в сфере производственных отношений (учёбы), интернальностью в сферах достижений и здоровья.

В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что полученные данные в основном подтверждают гипотезу, приводятся основные выводы:

1. Анализ теоретических работ свидетельствует о том, что гендерная идентичность является аспектом самосознания личности, связанным с осознанием себя представителем определённого пола. Общая Я-концепция, формируясь в подростковом возрасте, связана с обретением чувства взрослости – ответственности за свои поступки, осознания их. В силу специфичности гендерной социализации для подростков мужского и женского пола она обуславливает различия проявлений личностных особенностей у подростков с различными типами гендерной идентичности.

Таким образом, характеристики образов-Я, уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля как личностные особенности связаны с гендерной идентичностью.

2. Основной результат эмпирического исследования: такие личностные особенности, как различия в уровне выраженности характеристик между образом Я-реальное и образом Я-реальный(ая) мужчина/женщина, а также образом-Я реальный(ая) мужчина/женщина и Я-идеальный(ая) мужчина/женщина, а также уровень субъективного контроля, по-разному проявляются у подростков с различными типами гендерной идентичности.

У подростков со всеми типами гендерной идентичности не обнаружено значимых различий в проявлении уровня рефлексии. Значит, гендерная идентичность не связана с такой личностью особенностью, как рефлексивность.

Таким образом, гипотеза о том, что противоречия между характеристиками образов-Я, уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля связаны с определёнными типами гендерной идентичности, подтвердилась частично.

3. Для подростков со всеми типами гендерной идентичности характерен средний уровень развития рефлексии.

4. Мужской маскулинный тип гендерной идентичности характеризуется стремлением к меньшему проявлению маскулинных характеристик «агрессивность» и «подозрительность» в образе Я-мужчина, по сравнению с образом Я-реальный; стремлением к меньшему проявлению маскулинных характеристик «эгоистичность» и «подозрительность» в образе Я-идеальный мужчина по сравнению с образом Я-реальный мужчина.

Таким образом, для подростков с данным типом гендерной идентичности характерен акцент на такой маскулинной черте, как подозрительность, которую подростки с мужским маскулинным типом гендерной идентичности в своих представлениях хотели бы меньше проявлять и в реальном, и в идеальном гендерном поведении.

Отсутствие различий в уровне выраженности феминных характеристик образа-Я между изучаемыми образами свидетельствует о том, что для подростков с данным типом гендерной идентичности не важны феминные характеристики личности.

В проявлении уровня субъективного контроля маскулинные мальчики характеризуются общей экстернальностью, экстернальностью в сфере учёбы (производственных отношений) и здоровья, интернальностью в сфере достижений.

Таким образом, подростки с мужским маскулинным типом гендерной идентичности в целом не чувствуют ответственности за собственную жизнь, учёбу и здоровье, объясняя успехи и неудачи в этих сферах внешними обстоятельствами, но вместе с тем приписывают себе ответственность за свои достижения. Подростки с мужским маскулинным типом гендерной идентичности являются наименее интернальными.

5. Мужской андрогинный тип гендерной идентичности характеризуется наименьшим среди всех типов гендерной идентичности количеством значимых различий в уровне выраженности характеристик между образами Я-реальный и Я-мужчина, Я-мужчина и Я-идеальный мужчина. Таким образом, мужской андрогинный тип гендерной идентичности имеет наиболее целостную Я-концепцию.

Значимые различия в уровне выраженности характеристик образов-Я у подростков с мужским андрогинным типом гендерной идентичности проявляются следующим образом: меньшее проявление маскулинной характеристики «агрессивность» и феминной характеристики «зависимость» в образе Я-мужчина по отношению к образу Я-реальный; меньшее проявление маскулинной характеристики «подозрительность» в образе Я-идеальный мужчина по сравнению с образом Я-мужчина.

Таким образом, для подростков с мужским андрогинным типом гендерной идентичности характерно уменьшение проявления маскулинных и феминных характеристик.

В проявлении уровня субъективного контроля андрогинные мальчики характеризуются общей экстернальностью, экстернальностью в сфере учёбы (производственных отношений), интернальностью в сферах достижений и здоровья.

Следовательно, подростки с мужским андрогинным типом гендерной идентичности в целом не чувствуют ответственности за собственную жизнь и учёбу, объясняя успехи и неудачи внешними обстоятельствами, но вместе с тем считают себя ответственными за свои достижения и здоровье.

6. Женский феминный тип гендерной идентичности характеризуется проявлением значимых различий в уровне выраженности маскулинных характеристик «эгоистичность», «подозрительность» и феминной характеристики «зависимость» между образом Я-реальная и образом Я-женщина, где в образе Я-женщина данные характеристики проявляются меньше; значимыми различиями в уровне выраженности маскулинных характеристик «агрессивность», «подозрительность», «авторитарность» и «эгоистичность», феминной характеристики «дружелюбие» между образом Я-женщина и образом Я-идеальная женщина, где в образе образе Я-идеальная женщина такие характеристики, как «агрессивность» и «подозрительность», проявляются меньше, а «авторитарность», «эгоистичность» и «дружелюбие» – больше.

Таким образом, для женского феминного типа гендерной идентичности характерно стремление к уменьшению проявления маскулинных и феминных характеристик в реальном гендерном поведении; стремление к увеличению выраженности феминных и части маскулинных характеристик, уменьшению выраженности части маскулинных характеристик в идеальном гендерном поведении.

В проявлении уровня субъективного контроля феминные девочки-подростки характеризуются общей интернальностью, интернальностью в сфере учёбы (производственных отношений), здоровья, в сфере достижений.

Это означает, что подростки с данным типом идентичности в целом принимают ответственность за собственную жизнь, учёбу, здоровье и достижения.

7. Женский андрогинный тип гендерной идентичности характеризуется наибольшим среди всех типов гендерной идентичности количеством значимых различий в уровне выраженности характеристик образов-Я между образом Я-реальная и образом Я-женщина, между образом Я-женщина и образом Я-идеальная женщина. Это означает, что женский андрогинный тип гендерной идентичности имеет наименее целостную Я-концепцию.