Смекни!
smekni.com

Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий) (стр. 6 из 6)

В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что полученные данные подтверждают гипотезы, приводятся основные выводы, которые говорят о том, что побудительными основаниями социальной креативности являются определённые особенности таких мотивационных характеристик, как тенденции к самоактуализации и к достижениям, личностные ценности и направленность, а именно:

1. Социальная креативность основана на высоком уровне самоактуализации, а также определённой выраженности конкретных особенностей самоактуализации личности (ценностных ориентаций, поддержки, синергии, познавательных потребностей, сензитивности к себе, спонтанности, креативности).

Для личности с низким уровнем социальной креативности характерен умеренный уровень самоактуализации и её отдельных параметров, а также «невротические» формы креативности. Личность с высоким уровнем СК находится в диапазоне высокой самоактуализации по всем параметрам, кроме компетентности во времени, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, общей креативности, выраженных умеренно.

Таким образом, СК предполагает выраженную ориентировку на личностный рост, развитие и самосовершенствование, основана на творческом отношении к жизни и социономической сфере. Она поддерживается «внутренней» мотивацией, внутренним локусом контроля, независимостью ценностей и убеждений, а также повышенной сознательностью и осмысленностью, рефлексией потребностей, чувств и стремлений, субъектной позицией личности по отношению к социальному миру. СК предполагает естественное, в том числе целенаправленное, но спонтанное реагирование и выражение чувств. Личность с высоким уровнем СК отличается преобладанием ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности, более целостным восприятием социального мира и окружающих людей, легче связывает противоположности. Высокая СК предполагает спецификацию познавательной потребности, отношение к познанию не как к простому накоплению опыта, а как к порождению нового.

2. Личность с высокой социальной креативностью отличается оптимальной мотивацией достижений, обеспечивающей потенциально больший успех. Таких людей отличает умеренно высокая мотивация на успех в сочетании со слабым мотивом избегания (успешной ориентацией на достижения), они более уверены и продуктивны в реализации своих целей, имеют больше шансов добиться высоких и эффективных результатов, достичь позитивного и гармоничного мироощущения.

Высококреативные люди – это личности с реалистичным уровнем притязаний (с преобладанием ориентации на успех), которые отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Низкокреативных часто отличает неадекватность, т.е. завышенность или заниженность притязаний (мотивация к избеганию), что проявляется в поведении как выбор слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, в ошибочности прогнозов и т.п.

3. Побудительным основанием социальной креативности является выраженность многообразия ценностных ориентиров и значимости конкретных сфер социальной активности, особенно при сильно выраженных показателях данного свойства.

При высоких показателях социальная креативность взаимосвязана со значимо выраженными ценностями как группы гуманистических, так и группы прагматических ценностей (ценности развития, креативности, материального благополучия, престижа и сохранения индивидуальности).

Величина показателя социальной креативности личности зависит не столько от содержания ценностной системы личности, сколько от силы и выраженности ценностных ориентиров, полимотивированности личности.

Высококреативная личность отличается от низкокреативной сознательным предпочтением сферы активности (предпочтение образовательной сферы в отличие от предпочтений профессиональной сферы низкокреативными) и не отличается по предпочтениям ценностей.

4. В социономической профессии для личности с прагматической направленностью чаще характерны низкие показатели социальной креативности, тогда как социономы с гуманистической направленностью чаще всего демонстрируют высокую социальную креативность.

Проведённое эмпирическое исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые гипотезы. Выявлен ряд перспективных направлений для развития изучаемой проблемы и проведения дальнейших исследований. Они связаны с выработкой дополнительных диагностических критериев СК, усовершенствованием процедуры измерения СК; углублением в психологическое содержание как мотивационного, так и когнитивного и поведенческого компонентов СК; приложением исследований СК к конкретной узкоспециализированной профессиональной нише (социономической или другой); отслеживанием динамики СК в разные возрастные периоды, на разных этапах профессионализации социономов; изучением СК и социального творчества в «социально неодобряемых» формах (манипулятивных приёмах, преступных и антисоциальных действиях), в нравственно-этическом аспекте; созданием технологий поддержки и развития социальной креативности с учётом мотивационно-потребностного состояния личности; разработками тренинговых программ профессионализации, поддержки креативного потенциала социономов, глубинной проработки ценностно-мотивационной сферы и смыслового поля личности.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Чичук Е.Ю., Демидова Т.В. Опыт разработки и апробации программы групповых занятий «Психология межличностных отношений и общения» // Апрельские тезисы: Тез. докл. науч.-практ. конф. студентов факультета управления КубГУ. Краснодар: КубГУ, 2001. 0,08 п.л. (авт. – 0,06).

Чичук Е.Ю. Аутентичность в межличностных отношениях: разработка и реализация проекта психологического тренинга // Тез. докл. студентов и аспирантов на науч.-практ. конф. факультета управления КубГУ. Краснодар: КубГУ, 2002. 0,2 п.л.

Чичук Е.Ю. Аутентичность в межличностных отношениях: разработка и реализация проекта психологического тренинга // Проблемы социальной психологии XXI столетия: Сб. матер. Междунар. конгресса МАПН / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2002. 0,2 п.л.

Чичук Е.Ю. Аутентичность в межличностных отношениях: разработка и реализация проекта психологического тренинга // Социально-психологические проблемы ментальности: 5-я Междунар. науч.-практ. конфер. Смоленск: , 2002. 0,22 п.л.

Чичук Е.Ю. Эмоциональный компонент рекламы: предпочтения российских потребителей // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве: Сб. матер. науч.-практ. конфер. СКГТУ. Ставрополь: СКГТУ, 2002. 0,2 п.л.

Некрасов С.Д., Чичук Е.Ю., Панина В.А. Проблема психологической поддержки профессионального становления выпускника вуза // Личность и бытие: личность и профессия: Матер. 1-й Всерос. науч.-практ. конфер. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: КубГУ, 2003. 0,12 п.л. (авт. – 0,05).

Чичук Е.Ю., Некрасов С.Д. Структура представлений субъекта профессионального становления в начале трудовой деятельности // Личность и бытие: личность и профессия: Матер. 2-й Всерос. науч.-практ. конфер. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: КубГУ, 2004. 0,3 п.л. (авт. – 0,27).

Чичук Е.Ю. Представления о «социальном творчестве» и «социальной креативности» в сознании студентов социономических специальностей // Психология XXI столетия. Т. 3. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2006. 0,2 п.л.

Чичук Е.Ю. Психологическая поддержка творческой активности как условие самореализации личности будущего специалиста // Психология XXI столетия. Т. 3. / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2006. 0,25 п.л.

Чичук Е.Ю. Социальная креативность как компонент самоактуализации личности в социономической деятельности // Человек. Сообщество. Управление: науч.-инф. журн. Краснодар: КубГУ, 2006. Спец. вып. № 1. 0,4 п.л.