Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий)
Чичук Елена Юрьевна
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук
Краснодар 2006
Диссертация выполнена на кафедре психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета
Общая характеристика диссертации
Актуальность исследования. Закономерное усложнение и изменчивость современного мира обусловливают запрос общества на личность с креативными характеристиками. Потребность в творческом потенциале не только проистекает со стороны общества, но и является естественной необходимостью, которую осознаёт отдельный человек, стремящийся к полноценному бытию. Тем самым оправдан непрекращающийся интерес к психологии творчества и креативности, в особенности к их личностным основаниям и специфике в зависимости от конкретной сферы личностного бытия.
В современной отечественной психологии активно развивается понимание личности как субъекта организации пространств своего бытия и идея об активности личности в процессе преобразования бытийных пространств (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, З.И. Рябикина, В.В. Знаков и др.). В связи с рассмотрением личности как активного, сознательного субъекта, стремящегося к полноценному бытию, творчество рассматривается как оптимальный вариант реализации личностью своего внутреннего содержания. Таким образом, в психологической науке и практике преодолена «недосягаемость» творчества и креативности, но до сих пор не прекращается дискуссия о содержательном наполнении данных феноменов.
Проблема креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали её значимость. Множество работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Барон, Дж. Гилфорд, Е. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес, К. Урбан, Э. Боно и др.). В отечественной психологии особый вклад в исследование этого направления внесли фундаментальные работы таких исследователей, как Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, В.Н. Козленко, Н.Ф. Вишнякова, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов, И.А. Бескова и др.
Накоплен большой и содержательный материал, который дал определённые результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство.
При определении места креативности в структуре личности отмечается проблема несогласованности научных данных в исследованиях креативности и её взаимосвязи с личностными особенностями, в частности, мотивационным компонентом (В.Э. Мильман, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Ильин, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, И. Пуфаль-Струзик, Ю. Козелецкий, М.С. Семилеткина и др.).
Выделение специфических видов креативности представляется как решение проблемы противоречивости представлений о взаимосвязях с ней различных психических особенностей, возникающих при изучении креативности в общем виде. Возможность спецификации креативности связана также с развитием психологии бытия в реальных сферах человеческой жизни (в частности, профессиональной). В связи с изменчивостью и многообразием социального мира конкретные профессии, в которых социономическое пространство есть место личностной реализации, предъявляют к личности особые требования. Для того чтобы не встраиваться, а овладевать и переструктурировать это пространство, личности необходимо проявлять творческий потенциал, и в этом смысле быть профессионалом. Конкретное профессиональное социономическое пространство предполагает социальное творчество и обеспечивающую его социальную креативность (далее СК).
Выделяя для анализа относительно новую психологическую категорию, отметим недостаточную разработанность термина «социальная креативность», отсутствие его в психологических словарях при существовании различных подходов к его рассмотрению, разработок, исследований, посвящённых данной тематике (Г.В. Сорокоумова, А.А. Попель, Т.Н. Березина, Е.Л. Солдатова, А.А. Голованова, Д.Л. Джонсон, А.Н. Воронин, И.Э. Стрелкова, А.Л. Южанинова, Н.П. Мальтиникова и др.).
Интерес к побудительным основаниям творческого потенциала личности обусловлен противоречивостью данных о мотивационном компоненте креативности, несмотря на многочисленность исследований подобного рода. Неэффективность мотивирования творческих проявлений личности влиянием внешних подкреплений подтверждает, что стимулирование проявлений креативности происходит в совершенно ином качестве: на первое место выступают мотивы внутренние, принадлежащие самой личности и побуждающие её к реализации собственных стратегий и смыслов. Вопрос о мотивационном компоненте креативности – спорный, и изучение побудительных оснований социальной креативности – один из способов его разрешения.
Наряду с очевидной актуальностью проблемы исследования отдельных видов креативности, существует проблема категориальной неразработанности и отсутствия диагностического инструмента измерения социальной креативности личности.
Выбор темы диссертации обусловлен актуальностью исследований в области психологии творчества и креативности, выделения их конкретных видов, а также вопроса о внутриличностных побудительных основаниях креативности как свойства личности. Значимость и недостаточная изученность проблемы побудительных оснований социальной креативности определили выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: определить характер взаимосвязи социальной креативности с побудительными основаниями личности (тенденции к самоактуализации и к достижениям, направленность, личностные ценности).
Объект исследования: социальная креативность личности.
Предмет исследования: взаимосвязь социальной креативности с побудительными основаниями личности.
Гипотезы исследования:
1. Социальная креативность личности связана с такими характеристиками личности, как уровень самоактуализации и особенности мотивации достижений.
2. Социальная креативность личности связана с особенностями предпочтения личностью отдельных ценностей и сфер активности.
3. Социальная креативность личности связана с типом направленности личности социономической профессии: гуманистическая направленность характерна для профессионалов с высоким уровнем социальной креативности, личность с низкой социальной креативностью отличается прагматической направленностью.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены основные задачи.
Теоретические:
Определить и обосновать специфику социальной креативности личности, правомерность выделения социальной креативности как самостоятельной психологической характеристики личности:
раскрыть на материале зарубежных и отечественных авторов основные подходы к проблемам личностного творчества и креативности;
провести теоретический анализ понятия «социальная креативность», дать определение социальной креативности, обозначить её место в структуре личности.
Охарактеризовать содержание побудительных оснований личности, проанализировать и определить соотношение мотивационных тенденций с креативностью и социальной креативностью.
Методические:
Разработать комплексный подход к диагностике социальной креативности:
проанализировать основные методы диагностики креативности;
определить специфику измерения социальной креативности, сформулировать принципы её диагностики;
сформировать и апробировать комплекс адекватных методов диагностики социальной креативности;
Подобрать соответствующие методики диагностики мотивационных тенденций (побудительных оснований) личности.
Эмпирические:
Изучить взаимосвязь социальной креативности с побудительными основаниями личности на разных уровнях мотивационной сферы:
обосновать и сформировать репрезентативную выборку исследования, отвечающую критериям валидности;
провести диагностику социальной креативности и мотивационных тенденций личности (ценностных ориентаций, направленности, тенденции к достижениям и самоактуализации) на выборке людей социономических профессий;
применить адекватные методы обработки (математические и статистические) и интерпретации данных.
Методологические и теоретические предпосылки. Теоретическая и эмпирическая базы исследования основаны на ведущих общенаучных принципах: развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); на субъектном подходе к исследованию психики человека (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский, В.В. Знаков и др.); на принципах личностно-ориентированного подхода, психологии субъекта и психологии бытия с центральной идеей об активности личности в процессе преобразования пространств своего бытия (Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, З.И. Рябикина, В.В.Знаков и др.); на положениях гуманистической психологии о самоактуализации как о стремлении человека наиболее полно реализовать себя в пространствах бытия – основной побудительной силе творчества и креативности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Мей, В. Франкл, Д. Бюдженталь, С.Л. Братченко, А.А. Крылов, Л.А. Коростылева и др.); на исследованиях и разработках психологии творчества и креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торранс, С. Медник, Р. Стернберг, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов и др.); на положениях о мотивационных составляющих творчества и креативности (В.Э. Мильман, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Ильин, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, И. Пуфаль-Струзик, Ю. Козелецкий, М.С. Семилеткина и др.).