2Заключение Подводя итоги проведенной работы 2, 0 в первую очередь заметим,что она явилась одним из малых шагов на пути освоения богатейшегонаследия,предлагаемого нам православной педагогикой. Православие,проникая во все сферы жизни, совершенно по-новому представляетнам и педагогику. В православном миропонимании педагогическиепроцессы включаются в единую систему и в сложном взаимодействиинаправляются на достижение цели воспитания, приведенной в соот-ветствие с целью человеческого бытия. 2Б 0лагодаря бережному хранению традиций православной педагоги-ки, наличию собственного ясного понимания православных догматов ипедагогических категорий, педагогические воззрения 2с 0вятителя Ти-хона Задонского 2 0демонстрируют нам целостный подход к личности че-ловека, ученика, с одной стороны, и, с другой стороны, сами обра-зуют цельную педагогическую систему. В ходе работы была предпринята попытка определения педагоги-ческой системы на основе критерия наличия педагогической системы,которым предлагается для обнаружения системности в педагогическихвзглядах проверять наличие в них единой объединяющей идеи, прин-ципа. Для более качественного анализа педагогических взглядовсвятителя Тихона была проведена их интеграция по двум группам ипроверка составляющих каждой группы на соответствие единому прин-ципу. Целостность педагогических подходов православной церкви дос-тигается за счет их сотериологической организации, ярким доказа-тельством чего служит педагогическая система святителя Тихона За-донского. В системе Святителя сотериологизм является основообра- - 65 -зующим принципом и находит проявление и в целеполагании, и припостроении процесса достижения цели воспитания. Педагогическая система святителя Тихона предлагает нам оченьширокий взгляд на мироустройство, на взаимоотношения родителей идетей, учителей и учащихся, что при одновременном направлениикаждого элемента педагогического процесса на спасение души указы-вает возможные пути возрождения православных традиций в современ-ной школе, с учетом современных социально-исторических особеннос-тей. Оставляя неизменной цель воспитания, выстраивая педагогичес-кую деятельность по принципу единства обучения и воспитания, иоставляя место вариативности в тех частях системы, на которыеуказывал сам Святитель, мы можем достичь значительных результатовпо возрастанию детей и в духовной, и в интеллектуальной сферах, ив обыденной жизни.
Наличие в системе изменяемых частей предполагает тем самымдеятельное, творческое участие в педагогическом процессе личности- учителя. Сама же педагогическая деятельность утверждается каквысшая, богоподобная форма творчества. В современной российской педагогике предполагается большаявариативность в целеполагании, отсутствует единство воспитания иобучения, что, как демонстрирует православная педагогика, не спо-собствует улучшению качества педагогического процесса.Практичес-ким же подтверждение тому является практика работы православнойгимназии г.Ельца, на базе которой данное исследование проходитапробацию. Возможности, предлагаемые нам православной педагогикой нео-бычайно многообразны, что доказывается наличием практически зна-чимых результатов даже в таком небольшом исследовании. Поэтому - 66 -одной из задач современной российской педагогики должно стать ос-воение и внедрение в жизнь богатства педагогических кладовых пра-вославия и, в частности, творений Святителя Тихона, епископа Во-ронежского и Елецкого, Задонского чудотворца.. - 67 -
Список литературы
1. епископ Варнава (Беляев). Основы икусства святости. Опыт
изложения православной аскетики. В 4-х томах.-Нижний Новгород:
издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 1995.
2. Вопросы методологии и истории математики. Сб. трудов. Под
ред. И.К.Андронова.- М.,1972.
3. Дернов А.А.(прот.). Методика Закона Божия. Чтения по За-
кону Божию. Об истинно-христианском воспитании. СПб.: изд-е
Я.Башмакова, 1913.
4. Донецкий Т.(прот.). Педагогические воззрения Святителя
Тихона, Задонского Чудотворца //" Воронежская старина", вып.XI,
Воронеж, 1912.
5. архимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям свят.
Тихона Задонского.-М.: "Самшит", 1995.
6. архимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и
его учение о спасении.-М.: "Самшит", 1996.
7. Зеньковский В.В.(протопревит.). Педагогика. Серия: лекции
профессоров Свято-Сергиевского Института в Париже.-М.: изд-во
Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1996.
8. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирно-
го историко-педагогического прочесса.-М.: ИТП и МИО РАО, 1994.
9. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х
кн. Кн.3 - М.: Мысль, 1993.
10. Касаткин С.А. Св. Тихон как проповедник.-СПб.: тип.
П.И.Шмидта, 1889.
11. Котек В.В. Леонард Эйлер. Пер. с украинского.-М.: Учпед-
гиз, 1961.
12. Миропольский. Дидактические очерки. Ученик и воспитываю-
щее обучение в народной школе.-СПб.: тип. И.Н.Скороходова, 1890.
13. Никольский И. О христианском воспитании детей в школе.
Воронеж: тип. тов-ва "Н.Кравцов и Ко", 1910.
14. Прудников В.Е. Русские педагоги математики XVIII-XIX ве-
ков.-М.: Учпедгиз, 1956.
15. Педагогический словарь. Под ред. И.А.Каирова и др.-М.:
изд-во АПН РСФСР, 1960.
16. Педагогическая энциклопедия. Под ред. И.А.Каирова,
Ф.Н.Петрова и др.-М.: "Советская энциклопедия", 1966.
17. Радугин А.А. Философия. Курс лекций.-М.: "Центр", 1996.
18. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонско-
го.-М.: изд-е Свято-Успенского Псково-Печерского, 1994.
19. Юшкевич А.П. История математики в России до 1917 г.-М.:
изд-во "Наука", 1968.