Смекни!
smekni.com

Тихон Задонский (стр. 3 из 11)

Положение в епархии во многом было обусловлено неграмот-ностью и низким нравственным уровнем и духовенства, и населения.Это побудило Святителя обратить серьезное внимание на образова-ние. Правительство выделило средства, на которые была возрожденаВоронежская духовная семинария. Она "... стала культурно-просве-тительным центром" для всей Воронежской епархии. Из стен семина-рии выходили не только священнослужители, но и "... образованныечиновники, канцеляристы и опытные учителя". В возрождении и даль-нейшей деятельности семинарии проявляется черта, характерная длявсех начинаний святителя Тихона: "... и хозяйственная часть, ипедагогические мероприятия, и административный надзор" - все "... - 16 -лежало на его плечах". Святитель выписывал учителей и руководите-лей, следил за поступлением учащихся, назначал учителям и учени-кам содержание, заботился об учебниках, пособиях, расписании,классных комнатах и о многом другом. В каждой сфере Святительпоступает "как настоящий разумный педагог". Вообще вся деятельность святителя Тихона на Воронежской ка-федре, "... глубокий смысл и характер всех указов и распоряжений"говорят о знании им "... человеческой души и человеческого серд-ца". Святитель показал себя "... опытным любвеобильным архипасты-рем, знатоком человеческих душ".

Постоянные заботы расстроили здоровье Святителя до такойстепени, что он не имел возможности "... не только служить литур-гию, но и вообще исполнять обязанности по управлению епархией".Это, а также жажда уединения, склонность к которому проявлялась всвятителе Тихоне с юных лет, явилась причиной подачи прошения обувольнении на покой. Просьба была удовлетворена и, пробыв на кафедре 4 года 7 ме-сяцев, Святитель получает возможность потрудиться "... сугубо надспасением своей души". Пробыв несколько месяцев в Спасо-Преображенском Толшевскоммонастыре - одном из самых глухих в Воронежской епархии, из-заболотистости местности, плохо влиявшей на здоровье, и раскольни-ческих воззрений игумена монастыря, Святитель перебирается в За-донский Богородицкий монастырь. Уход святителя Тихона с кафедры и поселение, в итоге, в За-донском монастыре вызывает вопрос об образе жизни избранном Свя-тителем на покое. Не имея никаких конкретных свидетельств самогоархипастыря или окружающих его людей, но основываясь на всей его - 17 -последующей жизни следует заключить, что святитель Тихон "... ре-шился остаться в монастыре, чтобы трудиться над спасением душ,обращающихся к нему за советом, посвятить себя делам духовной ителесной милости." Святитель по-прежнему посвящает жизнь служениюблизким, но в новой форме, соответствующей своему новому положе-нию. Святитель Тихон отличался простотой жизни и крайней умерен-ностью, что доказывает, в частности, и обстановка в келлии, в ко-торой имелось лишь только самое необходимое. Такая же простотаобнаруживалась и в общении с людьми. Повседневная жизнь Святителя была организована по строгомуплану, ориентированному относительно богослужений в церкви. Вре-мя, свободное от службы в храме, он посвящал составлению душеспа-сительных статей и постановлений, приему посетителей, богомыслию. Работа над сочинениями была важным средством в борьбе с уны-нием, тоской, безотчетной скорбью часто посещавших Святителя. Но,безусловно, литературные произведения святителя Тихона не являют-ся только следствием борьбы с искушениями. Благодаря этим сочине-ниям мы можем "проникнуть во внутреннюю жизнь самого Святителя"где обнаружим "... глубокое христианское смирение и пламенную лю-бовь по Христу". "В сочинениях святитель изливал свою любовь клюдям, заботясь о пользе и исправлении своих братьев". Служению ближним святитель Тихон предался "... с тем жеусердием и с той же ревностью, с какими выполнял свои архипас-тырские обязанности". Дела милосердия, имевшие вид устных и пись-менных наставлений, материальной помощи основывались на "... люб-ви святителя ко всем людям". В подвигах "... христианской любви,сострадательности святитель Тихон забывал самого себя, находил - 18 -отраду и утешение". По словам келейника Святителя Тихона В.Чебо-тарева святой отец всегда был готов оказать помощь всем обратив-шимся к нему. Особым вниманием Святителя пользовались дети. Он знал важ-ность правильного воспитания и, видя нерадение об этом большинс-тва крестьян, с отеческой заботой сам старался воспитать их. Нас-тавления Святителя западали в душу маленьких слушателей. Он пони-мал, что "... этот возраст, как незлобивый, наиболее приятен квосприятию добра и зла".

Святитель Тихон старался укреплять доб-рые черты характера и искоренять злые даже при раздаче хлеба иденег детям из бедных семей. Частые беседы Святителя с кем-либо на монастырском двореимели целью "... узнать духовное состояние собеседника и помочьему в его духовной жизни". Во время беседы Святитель учитывалвозраст, положение собеедника, его духовные запросы, каждому онстарался дать "... соответствующее его (посетителя - А.Н.) душев-ному состоянию наставление". Возрастая духовно, святитель Тихон с каждым днем слабел те-лесно. Последние три года своей жизни он посвящает совершенномууединению, безмолвию и самоуглублению. Но несмотря на затворни-ческую жизнь, Святитель не оставляет дел милосердия и, в частнос-ти, работы над рукописями. Одним из его замечательных произведе-ний этого периода является письмо мирянину, заботящемуся о спасе-нии. В нем Святитель излагает правила, соблюдение которых необхо-димо для каждого верующего. Это письмо интересно также тем, чтосодержит в себе взгляды святителя Тихона на самые разнообразныестороны жизни христианина. Последние мгновения своей жизни святитель Тихон хотел "... - 19 -посвятить Единому Богу, и Которому устремлял ум и все свои чувс-тва". Вот как описывает его предсмертные минуты келейник И.Ефи-мов: "Хотя он лежал с закрытыми глазами все то время, но он уг-лублял свой ум, мысли и чувства к Богу. Точно так это было, ибоего духовные чувства и умные моления очень были для меня заметнывсегда. 13 августа 1783 года на 59-м году жизни окончил свою мно-готрудную, подвижническую святую жизнь святитель Тихон Воронежс-кий, Задонский чудотворец. В заключении данного небольшого обзора условий и факторовформирования педагогической системы святителя Тихона Задонскогоотметил, что ситуация в системе образования XVIII века еще неимела той научной, педагогической основы, которую мы можем обна-ружить столетия спустя. Эти во многом обусловлено то, что Святи-тель практически не обращает внимания на методику изучения раз-личных предметов. Но высокий уровень его образованности, качествопедагогической деятельности святителя Тихона, говорят о том, чтоэти вопросы были ему хорошо знакомы, а неусыпные заботы Святителяпо организации и поддержанию различных школ, семинарии свидетель-ствуют о его горячем желании к разностороннему образованию прос-того народа. Самоотверженность Святителя в деле служения ближним, просле-живаемая начиная с раннего детства, во все время учения, в годыпребывания на Воронежской кафедре и в Задонском монастыре, явля-ется проявлением одного из главных факторов жизни святителя, вли-яние которого мы обнаруживаем в его педагогической системе - люб-ви к ближнему. Но сама эта любовь была лишь частью другой любви -любви к Богу, фактора, проявление которого мы встречаем во всейжизни святителя от первых шагов до смертного одра, благодаря и - 20 -под влиянием которого создана педагогическая система святителяТихона Задонского. 11.2 Сотериологизм как основообразующий принцип педагогичес- 1кой системы святителя Тихона Задонского. Доказательство наличия в трудах свят. Тихона Задонского пе-дагогической системы естественно было бы начать с выяснения того,что же подразумевает под собой это понятие - "педагогическая сис-тема". В педагогических работах общепринятого мнения на этот счетнет. Подтверждение тому - отсутствие определения педагогическойсистемы и в "Педагогическом словаре", и в "Педагогической энцик-лопедии". Попытки как-то определить понятие педагогической системыпредпринимались давно. В частности в книге Кибардина "Система пе-дагогики Блаженного Августина" намечены пути решения проблемы,имеется критерий, по которому можно определить ее наличие или от-сутствие. Кибардин ссылается Трубецкого, который говорит: "...единство системы ... зависит от того, руководствуется ли он (ав-тор системы - А.И.) в своем отношении к тому материалу, с которымимеет дело, единым интересом, единой идеей. Если будет доказаноприсутствие такого единого интереса, то разбираемое учение должнобыть признано системой, несмотря на субъективные противоречия,даже в том случае, если личное настроение писателя не гармонизи-рует с защищаемым им принципом". Заметим, что у С.И.Ожегова слово"система" (в 3-м значении) истолковывается как "нечто целое,представляющее собой единство закономерно расположенных и находя-щихся во взаимной связи частей".