Вот еще несколько имен: Ориген(184-254) - знаменитый учитель Александрийской школы,указывал на языческую мудрость, как на начальную ступень уразуме-ния мудрости христианской. Св.Василий Великий(327-379) - в своей речи к христианскимюношам пишет: "...нужно приготовиться изучением летописцев, ора-торов, философов...и напечатлеть неизгладимо в душе силу мудростии величие добродетели...".(Цит. по Дернов А.А.(прот).Методика За- - 34 -кона Божия. Чтения по Закону Божию. Об истинно-христианском вос-питании. СПб.: изд-е Я.Башмакова, 1913 - С.355) Св.Григорий Богослов(+389) - говоря об образовании пишет:"Уче-ность первое благо, которым мы можем владеть", "...ум обогащенныймудрыми мыслями спасется от всякой беды". Из наук он выделял ри-торику6 логику и диалектику, указывал на необходимость изучения"тайн природы".(Цит. по Дернов А.А.(прот).Методика... - С.360) Бл.Августин(354-430) разработал систему обучения, котораяосновывалась на физическом, умственном, нравственно-эстетическоми религиозном воспитании. Из вышесказанного мы видим какое уже с первых веков большоезначение придавалось правильному и качественному образованию юныххристиан. И на Руси правословие с первых шагов обратило внимание наобразование. Достаточно вспомнить, что наша письменность имеетхристианские корни. Прот.А.Дернов в историческом исследованииправославной педагогики ссылается на имена св.княгини Ольги, св.князя Владимира Мономаха, митроп. Иллариона, В.Н.Татищева, св.Димитрия Ростовского, митроп. Филарета Московского, К.Д.Ушинско-го, Н.И.Пирогова, В.А.Жуковского, митроп. Антония Санкт-Петер-бургского, С.А.Рачинского, К.П.Победоносцева и многих других вы-дающихся людей, занимавшихся вопросами обучения и воспитания.Большинство из них были отлично образованы и уж никак не считаливредным получение образования православными христианами. Разделял эти взгляды и святитель Тихон Задонский. Сам одиниз образованнейших людей своего времени, в годы пребывания на Во-ронежской кафедре он проявлял большое попечение о возможности по-лучения образования и его качестве. Святитель открыл множество
- 35 -славянских школ. В Ельце, Острогожске и Черкасске были открытылатинские школы, возобновлена деятельность Воронежской духовнойсеминарии. В творениях задонского архипастыря мы обнаруживаем целый рядмыслей, позволяющих решить проблему, поднятую в начале параграфао взаимоотношении воспитания и обучения в рамках православной пе-дагогики. Святитель пишет:"Многие детей своих учат иностраннымязыкам и художествам, но в деле благочестия не обучают, от чеговидно, что и сами того не зпают, хотя и христианами называют-ся.Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обу-чать, но таинствам веры обучать нужно, и нужно неотменно и "единоесть на потребу"(Лк.10,49). Что во французском или каком другомязыке, когда язык научен будет, а сердце не научено добру? Языкхорошо и красно витийствует, но сердце праздно веры и издаетсмрад неверия, что и родителям и детям бедственно"(Творения ижево святых отца нашего Тихона Задонского. - М.: изд-е Свято-Ус-пенского Псково-Печерского монастыря,1994// т.4
"Об истинномхристианстве" - С.362-363). Эти слова очень точно раскрываютмысль Св.Писания: "В душу злохудожную не войдет премудрость". Вдругом месте свят.Тихон буквально умоляет "просвещать их(детей -А.И.) внутренние очи", чтобы научились "горняя мудрствовать, а неземная". Любое педагогическое воздействие должно быть направленов первую очередь на формирование внутреннего человека, на разви-тие сердечных качеств ребенка, а затем, благодаря умело созданнойтаким образом базе, он способен принять в себя "премудрость", по-лучить знание. Что же мы можем выиграть, воспитывая ребенка таким обра-зомь? Во-первых заметим, что внутреннее, сердечное совершенство- - 36 -вание имеет исключительно евангельский характер. Сам Иисус Хрис-тос обратил наш взгляд на необходимость не просто внешнего испол-нения Моисеевых заповедей, но на необходимость изгнания греха изсамого сердца, на внутреннюю чистоту каждого человека. Если серд-це человека свободно от греха и нечистоты, то он не может иметьместа и вообще в его жизни. Более того, стремление к сердечнойчистоте есть путь ко спасению: "Блаженны чистые сердцем, потомучто они Бога увидят", то есть всегдашнее стремление укрыть душуот дурных мыслей и желаний приближает нас к богоуподоблению. Таким образом, возвращаясь к педагогике и формулируя однуиз главных педагогических задач как воспитание внутреннего чело-века, мы заведомо направляем его по верному пути к поставленнойцели - спасению души. Организуя так педагогическое воздействие ,мы затрагиваем глубинные процессы в душе человека, предполагаяпрохождение любого знания "через себя" - через свое мировосприя-тие, свой жизненный опыт, характер и т.д.Знание перестает бытьбезличным, "книжным" и преобразуется в личную функцию каждогоученика. В таком случае мы решаем одновременно вопросы и основа-тельности усвоения знаний, их осмысления, и возможности практи-ческого применения в жизни впитанной таким образом "премудрости". Какое же знание необходимо ребенку в первую очередь?"Должнодетям малым,во-первых семя правыя веры всеявать, дабы каким про-тивным и душевредным учением не были заражены".
Т.е. детей вначаленужно научить жизни благочестивой, поскольку именно оно приводитнас к достижению намеченной цели - спасению души, Богоуподоблению. У святителя Тихона мы находим также непосредственное указа-ние на сроки начала воспитания:"Как только начнут дети приходитьв разум и понимать учение, тотчас должно им влевать млеко благо- - 37 -честия, и в познание приводить Бога и Христа Сына Божия; кто естьБог Тот, в которого мы веруем, и поминаем имя его, и исповедуем имолимся Ему? И кто есть Христос, и как Его должно почитать? Радичего на сей свет раждаемся и крещаемся, и чего по смерти ча-ем"(Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонско-го...//т.III, " Об истинном христианстве" - С.362) Замечатель-ность этих слов не только в утверждении необходимости воспитанияс самого раннего возраста,"как только начнут в разум приходить",но и в том, что в ней святитель указывает содержание первоначаль-ного знания, которое уже в этом возрасте должно быть сообщено де-тям.Каково же оно?"В познание приводить Бога и Христа, Сына Бо-жия","ради чего на свет раждаемся", "чего по смерти чаем". Безус-ловно все это делается в доступной для малыша форме, но сам факттакого сообщения наталкивает на мысль о том, что мы в наше время,не давая подобного знания детям, совершаем ошибку, на которую векназад указывал Пирогов - мы готовим детей к будущей жизни, не об-ращая внимания на то, что они уже живут. Обоснованность именно такого подхода в следующем. Воздейс-твие на внутреннего человека порождает изменение всей личности и, в первую очередь , мировосприятия. Но предварительно должнобыть сформированы основы самого мировосприятия : определена ие-рархичность мироустройства , выяснены функции добра и зла , цельи значение жизни человека и т.д., то есть как раз все то , о чеми говорит свят. Тихон Задонский. Такой принципиально новый для нас подход рождает естествен-ную потребность хотя-бы в общих чертах ознакомиться с организаци-ей педагогического процесса. У свят. Тихона есть очень поэтичноесравнение:"Садовник молодое дерево, вновь посаженное привязывает - 38 -к колу...дабы от ветру и бури не исторглось от земли, и сучки илиотрасли негодныя на дереве отсекает, дабы дерево не повредили ине изсушили. Поступайте и вы тако с малыми и молодыми вашимидетьми; привязывайте сердца их к страху Божию, дабы не оставилиблагочестие и отсекайте возрастающие в них страсти, дабы не воз-расли и ими не возобладали, и тако бы умертвили внутренняго нова-го человека... Отсекайте убо, возлюбленнии, таковые отрасли отдетей ваших, "и воспитывайте их в наказании и учении Господнем".(Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского...// т.V "Охристианском воспитании детей" - С.195).Здесь святитель указываетна необходимость организации педагогического процесса относитель-но единого принципа, на направленность педагогических воздействийна поддержание благочестивой жизни и устранению помех такому еепрепровождению.
Рассмотрим подробнее этот принцип, утверждаемый фразой о не-обходимости воспитания "в наказании и учении Господнем" . Как,например, законы физики существуют независимо от нас, так и ЗаконБожий действует в нас и во всем мире без нашего влияния на него.Но в отличии от физических законов, охватывающих и характеризую-щих лишь часть целого, Закон Божий имеет своим объектом весь мири поэтому он абсолютен в отношении любых наук. Эта абсолютностьЗакона Божия дает нам возможность целостной организации нашихзнаний создания единой картины мира. Все эти логические выкладкимы приводим для того, чтобы показать, что учение Господне - этоне только навыки в молитве и посте. Воспринять в себя учение Гос-подне это значит распалить в своем сердце огонь веры и любви, из-менить всю свою жизнь так , чтобы посвятить ее во славу Божию.Как видим нет никаких препятствий для занятий ни наукой , ни ис- - 39 -кусством , ни политикой , что мы и видим на примере многих выдаю-щихся мужей , которых помнит и Россия , и весь мир. Несколько слов в отношении "наказания". Представим мир в ви-де сложного механизма , работающего по единому закону - ЗаконуБожию. Нарушение закона - грех - является причиной возникновениясбоев в близлежащих частях , составляющих механизм. Для приведе-ния системы вновь в стабильное состояние необходимо определенноевоздействие , как раз то , что и называется "наказанием Господ-ним", Знание о его существовании дано нам от Бога и мы не вправескрывать его от детей. Более того , мы должны по-возможности нау-чить их распознавать это наказание , что является одним из вари-антов рефлексии и позволяет качественнее организовывать своюжизнь. Взгляд Святителя на содержание образования мы находим в егозамечании родителям, которые не радеют о внутреннем воспитании впользу различных "художеств": "Худо делают родители ... которыеотдают детей своих в научение танцов и прочих игр, понеже танцысии и прочие игры христианству суть неприличны, понеже дети симитанцами могут развратиться".(Творения иже во святых отца нашегоТихона Задонского...//т.I, "О должности христианской родителей кдетям, и детей к родителям" - С.114). То есть следует избегатьили по возможности изменять так как было указано выше науки,"христианству неприличные". Причина тому - бережное отношение кеще не открывшемуся внутреннему человеку в ребенке - "понеже детимогут развратиться". Свят.