Смекни!
smekni.com

Тихон Задонский (стр. 7 из 11)

Тихон указывает на то, что в деле воспитания фи-зический возраст , т.е. число лет от рождения, не столь важен.Несравненно важнее возраст духовный , то есть насколько человек - 40 -утвердился в вере , преуспел в богопознании , что закладываетфундамент для дальнейшей организации системы наук. При отсутствииже должного фундамента здание , как известно , не может долго ипрочно стоять , происходит катастрофа - потеря личностных цен-ностных ориентиров , психические расстройства - "развращение". Коротко подведем итоги данного параграфа. Как показал исто-рикопедагогический анализ , в святоотеческой педагогике изначаль-но имели место оба этих педагогических процесса. Начиная с первыхвеков святые Отцы церкви указывали на необходимость и воспитания,и обучения. В трудах святителя Тихона Задонского рассмотрение проблемывзаимоотношения воспитания и обучения имеет очень глубокий харак-тер. Уже одно устремление любого педагогического воздействия навнутреннего человека полностью меняет структурную организациюкаждого педагогического процесса , превращая воспитанние и обуче-ние во взаимодополняющие средства на пути достижения цели всейжизни. Такой процесс нейтрализации двух педагогических процессов поотношению друг к другу порождает изменения во всех сферах педаго-гической деятельности и , в частности , в содержании образования.Педагогическая система свят. Тихона Задонского предполагает подэтим организацию иерархии наук , ставя на высшую ступень ЗаконБожий , а следом за ним уже другие науки и знания. Иерархизациясодержания образования происходит параллельно с другим процессом- абсолютизацией , предусматривающей пересмотр содержания любойнауки относительно истинного , абсолютного знания - Закона Божия- вплоть до изменения и удаления отдельных частей и даже целых"наук" , не приводимых в соответствие с абсолютной наукой.

Мы имеем сложный механизм взаимодействия и взаимовлия-ния друг на друга воспитания и обучения , что при наличии у нихединой цели позволяет говорить о единстве обучения и воспитания втрудах свят. Тихона Задонского. Единство обучения и воспитанияобеспечивает целостный подход к личности ребенка, учитывая еговозрастные особенности , внимательное отношение к внутреннему ми-ру воспитанника , направляя все усилия на достижение единой цели- спасению души. 12.2. Место и роль учителя в педагогической системе 1святителя Тихона. Великое значение педагога - учителя, наставника, просветите-ля, для каждого христианина в отдельности и в целом для церквиутверждается еще в евангельских строках, в словах Христа: "ижесотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном"[Мф.5,19]. С первых же веков и до ныне в православной церкви выделяетсядве группы учителей: представители первой, согласно последнимсловам Спасителя "...идите, научите все народы, крестя их во имяОтца и Сына Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелелвам", занимались и священодействиями, и проповедыванием Слова Бо-жия, т.е. были священнослужителями - пастырями церкви; представи-тели второй группы по примеру апостола Павла целиком посвятилисвою жизнь одному благовествованию св.Евангелия, научению христи-ан благочестивому проведению жизни. С ветхозаветных же временпродолжала сотаваться еще одна - третья группа наставников юныххристиан - это их родители. В общих чертах вырисовывается следующая картина: с первых - 42 -мгновений своей жизни малыш находится под любовной опекой своихродителей (педагогов третьей группы согласно приведенной класси-фикации). Вскоре после совершения таинства святого крещения онстановится членом церкви и, приносимый в храм, тем самым принима-ет участие в общественных и частных богослужениях, слушаетсв.Евангелие и проповеди. Таким образом к процессу воспитанияподключена уже следующая группа педагогов - пастыри церкви. Помере возрастания ребенок нуждается в получении определенных зна-ний о Боге, об окружающем мире (часть из которых уже получена), вприобретении навыков выполнения каких-либо трудовых операций. Наэтом этапе в педагогический процесс включается и последняя изупомянутых нами групп наставников, состоящая из школьных учителейв нашем обычном понимании. Таким образом православие представляетнам особый многоплановый институт педагогики для систематическоговоздействия на подрастающие поколения своих чад с тем, чтобы онисмогли удостоитья Царства Божия. Своеобразие деятельности педагогов каждой группы с однойстороны и единая цель воспитания с другой, в итоге дают нам опре-деленные методические принципы и приемы, для которых в педагоги-ческой системе свят.Тихона Задонского отведено определенное мес-то.

Ниже мы рассмотрим основные из них. Для удобства мы будем следовать естественному ходу событийжизни ребенка и начнем рассмотрение методов и приемов с группыродителей. Предварительно несколько слов по поводу взглядов пра-вославия на роль родителей и вообще семьи в деле воспитания.Семья - тип социальной структуры, стремящийся к идеалу, которыйзакреплен в самых дорогих человеку словах, относимяых к Богу -Отец, сын. Это сочетание отражает и иерархичность, и кровную - 43 -связь, и возможную свободу, и необходимую зависимость, неразрыв-ность. "Дети являются в семье не только оправданием брака, но ис-точником духовных сил: в них родители видят свои надежды". В пра-вославии родительское воспитание считается абсолютно незаменимым.Особенно большая значимость придается материнскому воспитанию,всему комплексу "психологической и физической связанности", всемутому, что "восстает из глубины души матери". Жизнь ребенка начи-нается не с выхода из материнского чрева, (т.е. рождения в светс-ком понимании), а с момента зачатия. Поэтому в период внутриут-робного развития ребенка женщина старается вести более духовнуюжизнь, что мы видим на примере многих святых жен, которые времябеременности считали необходимым соединить с постом, усердной мо-литвой, частым посещением храма и причастием Св. Тайн. Первый контакт с окружающим миром ребенок осуществляет черезсемью, через ее отношение к этому миру. В лоне семьи он возраста-ет не только физически, но, главное, духовно, поскольку в семьеначинается процесс, для которого в православии используется тер-мин "окормление".

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, мы можем утверж-дать чрезвычайно большую роль семьи, родителей в жизни ребенка спедагогической точки зрения. В трудах свят.Тихона мы очень частовстречаемся с указаниями на первоочередную необходимость именнородительского воспитания: "Истинный отец не тот, который родил,но тот который добре воспитал и научил. Родивший только подалжить; а добре воспитавший и научивший дал добре жить", "...умелты детей своих родить, умей же их и добре воспитать, да истинныйотец их будеши" и т.п. Кроме того, в этих словах содержится и более глубинный - 44 -смысл, который утверждается в формальности рождения по плоти иистинности рождения по духу, т.е. процесс рождения свят.Тихонпредставляет не как единовременный акт, но как длительный про-цесс, Такой подход, утверждающий, что "мы рождаемся довольно дол-го" имеет принципиальный характер в деле воспитания. Отождествле-ние процесса рождения с большим промежутком времени жизни челове-ка в первую очередь раскрывает нам одну из заповедей Закона Божияо почитании отца и матери. Согласно взглядам святителя Тихона вполе действия этой заповеди попадают не только родители, но ипастыри, и воспитатели, учителя "которые стараются учить нас идать нам все доброе и полезное". Широта такого понимания, во-пер-вых является еще одним подтверждением тому, какая важная роль от-водится учителю в православной педагогике - в своих правах и от-ветственности за совершаемые действия он приравнивается к родите-лям; во-вторых, переносит взаимоотношения "учитель - ученик" науровень духовный - обязанности каждого из них представляются некак добровольно взятые, но как заповеданные Богом и утвержденныецерковью, что таким образом служит веской причиной к прилежному,благоговейному их исполнению.