2Содержание
Введение.................................................. 3
Гл.1. Основы православной педагогической системы свят.
Тихона Задонского.
1.1 Становление Тихона Задонского как православного
педагогического мыслителя и деятеля................. 8
1.2 Сотериологизм как основообразующий принцип пе-
дагогической системы свят. Тихона.................. 20
Гл.2. Реализация ведущих идей свят. Тихона в его педа-
гогической теории и практике.
2.1 Единство обучения и воспитания как краеуголь-
ный камень православной педагогики................. 32
2.2 Место и роль педагога в системе свят. Тихона....... 41
Гл.3. Развитие математических знаний в России XVIII в.
3.1 Государство и математика в эпоху Петра I........... 52
3.2 Жизнь и педагогическая деятельность Л.Магниц-
кого............................................... 54
3.3 Жизнь и научно-педагогическая деятельность
Л.Эйлера........................................... 59
Заключение............................................... 64
.
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Вот уже который год Россия переживает кризис. Нестабильностьв экономической, политической и духовной сферах во многом опреде-ляет то неуверенное положение, в котором сейчас находится нашапедагогика. В течение небольшого времени перед ней возник рядвопросов, среди которых ряд фундаментальных - обоснование целивоспитания, развитие категорийного аппарата и т.д. Предлагаемыесегодня варианты их решения представляют в большинстве своем по-пытки проекции на наше общество, на нашу образовательную системууже готовых, в основном западных педагогических концепций и мето-дик. Но достигший таких масштабов процесс вестернизации России впедагогическом плане ожидаемых результатов - возрастания духов-ности, культуры, уровня образованности - не приносит. И причиназдесь не в том, что этот процесс плох (есть свои плюсы и минусы),а в том, что педагогика, им предлагаемая, не для нас и мы не длянее. Совершенно особенное мировосприятие, веками возраставшее внаших предках, невозможно просто взять и заменить другим в умах исердцах целого народа. Однако проблемы у педагогики, среди которых преодоление ду-ховного кризиса подрастающего поколения, нахождение ценностныхориентаций личности и общества, остаются и требуют решения ужесегодня. Но для нахождения этих решений не нужно бежать на сторо-ну. Да и неразумно куда-либо бегать имея за спиной такой как нашмноговековой опыт историко-культурного развития. В свое времяК.Д.Ушинский писал, что "воспитание существует ... в русском на-роде столько же веков, сколько существует сам народ...". Исходяиз этого естественно предположить наличие определенной, постоян- - 4 -ной во времени этнодоминанты как фундаментального связующего эле-мента между народом и происходящими в нем социо-культурными про-цессами, в том числе педагогическими. У всех современных культур "...ценностно-смысловое ядро сло-жилось под мощным воздействием религиозных направлений, чаще все-го одной из мировых религий. Для России такой религией стало пра-вославное христианство. Многообразное значение православия, еговоздействие на все стороны русской жизни позволяет говорить о немкак об этнокультурной доминанте русской истории..."( КорнетовГ.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педа-гогического процесса.-М.: ИТП и МИО РАО, 1994 - С.184)Христианс-тво "дало небывалый расцвет человеческих культурных сил во всехобластях: искусство, наука, социальная среда, семья - все под-В.(протопресвит). Педагогика. Серия: лекции профессоров Свя-то-Сергиевского Православного Института в Приже.-М.: изд-во Пра-вославного Савято-Тихоновского Богословского Института, 1996 -С.12). Православие создало нового, внутреннецелостного человека,в корне изменило миропонимание, что явилось причиной в дальнейшемпоявлению мнений типа, "все страны граничат друг с другом, а Рос-сия с Богом",дало повод говорить всему миру феномене русской ду-ши, русского сердца. Как один из примеров, демонстрирующих такую глубину и масш-табность проникновения в жизнь православия приведем святоотечес-кие труды, которые содержат в себе как разработки богословскихдогматов, так и исследования в области педагогики, психологии,искусства, истории. Близкими в своей простоте и доступности сердцу русского че-ловека являются творения святителя Тихона Задонского. Тем дороже - 5 -они нам, живущим в местах, где этот великий архипастырь просиялво всей славе. Свят.
Тихон оставил обширное литературное насле-дие, которое содержит ряд работ посвященных и педагогическим воп-росам. Кроме того практически на каждой странице письма , распо-ряжения или какого-нибудь крупного труда, мы встречаемся с ясноизложенными мыслями, разработками чисто педагогического характе-ра. Причем их взаимосвязь между собой настолько основательна, чтопозволяет говорить о педагогической системе, созданной святителемТихоном Задонским. Творения святителя Тихона практически не изучались с педаго-гической точки зрения - над ними работали в основном богословы.Но указания на наличие педагогического аспекта в трудах Святителямы находим и во многих богословских работах, в частности, в книгеархимандрита Иоанна Маслова " Святитель Тихон Задонский и егоучение о спасении"( архимандрит Иоанн( Маслов). Святитель ТихонЗадонский и его учение о спасении.-М.:" Самшит", 1995). Единс-твенная попытка систематизации и анализа педегогических взглядовсвятителя Тихона была проведена в 1912 году в статье протоиереяТихона Донецкого " Педагогические воззрения Святителя Тихона, За-донского Чудотворца".
Великое наследие, скрытое долгое время от наших педагоговдолжно быть в полной мере освоено. Изучение педагогического нас-ледия свят. Тихона станет одним из шагов на пути этого освоения.А при выделившейся сегодня тенденции к воскрешению традиций наци-ональной педагогики, при создании русской школы это уже явитсяреальной помощью и поддержкой. Исходя из вышесказанного, мы выбрали такую формулировку темыисследования: "Педагогическая система святителя Тихона Задонско- - 6 -го". _Объект исследования . - православная теория и практика воспи-тания. _Предмет исследования . - педагогическая система свят. ТихонаЗадонского. _Цель исследования . - раскрыть учение свят. Тихона Задонскогокак педагогическую систему и определить ее значение для возрожде-ния духовных традиций отечественной педагогики. В соответствии с целью определены следюющие _ задачи исследо- _вания: 1. Описать условия и факторы формирования педагогическихвзглядов свят. Тихона. 2. Проанализировать основные понятия и структуру педагоги-ческой системы свят. Тихона. 3. Раскрыть значение единства обучения и воспитания как оп-тимального условия достижения цели воспитания. 4. Выявить основные принципы и приемы предлагаемые свят. Ти-хоном для достижения цели воспитания. 5. Рассмотреть некоторые особенности преподавания математикив XVIII в. на примере Л.Магницкого и Л.Эйлера. _Основные методы исследования .: теоретический анализ трудовсвятителя Тихона Задонского, работ по православной педагогике, атакже философской и педагогической литературы, касающейся темыисследования. _В качестве источников . использованы фундаментальные работысвятителя Тихона "Об истинном христианстве", "Сокровище духовноеот мира собираемое", "Дух и плоть", его письма, наставления, инс-трукции, а также литература мемуарного характера о святителе Ти- - 7 -хоне Задонском. _Научная новизна и теоретическая значимость . исследования сос-тоит в том, что в нем даны основные условия и факторы формирова-ния педагогических взглядов святителя Тихона Задонского и проана-лизирована структура его педагогической системы. Охарактеризованозначение педагогических взглядов святителя Тихона в контекстесвятоотеческой педагогики и намечены возможные пути их использо-вания в современной российской системе образования. _Практическая значимость . проведенного исследования заключает-ся в том, что его результаты могут быть использованы в преподава-нии истории педагогики, а также спецкурсов по святоотеческой пе-дагогике в высших учебных заведенниях. Полученные в ходе исследо-вания данные могут найти применение в школах, проявляющих интереск традициям православного воспитания. _Апробация работы. . Результаты исследования сообщались в док-ладах на студенческих конференциях 1996,97 гг., на заседаниях пе-дагогического совета и методического объединения православнойгимназии в честь святителя Тихона Задонского г.Ельца.
В правос-лавной гимназии проверяется возможность внедрения некоторых поло-жений системы святителя Тихона в практической работе. Логика дипломного исследования определила структуру работы.В первой главе раскрываются основы православной педагогическойсистемы святителя Тихона Задонского, во второй главе освещаетсяреализация идей святителя Тихона в его педагогической теории ипрактике. В третьей главе представлен краткий очеркразвития мате-матических знаний в России XVIII века.. - 8 - 2
Глава I. Основы православной педагогической системы святите- 2ля Тихона Задонского. 11.1 Становление Тихона Задонского как православного 1педагогического мыслителя и деятеля. Приступая к исследованию педагогического наследия святителяТихона Задонского, уместно было бы предварить его рассмотрениемусловий, в которых она сформировалась и основных факторов, повли-явших на ее возникновение и развитие. Причиной тому является нез-нание нашими современниками жизни святителя Тихона, малоизучен-ность его трудов, а также наличие разнообразных мнений в отноше-нии состояния российской педагогики XVIII века и системы образо-вания в частности. Для удобства обзора основных условий и факторов формированияпедагогической системы святителя Тихона разделим их на две груп-пы: группу социоисторическую, которая содержит условия и факторыобщегосударственного масштаба, и группу факторов, касающихсятолько личной жизни святителя Тихона. При рассмотрении первой группы следует заметить, что времяжизнедеятельности святителя Тихона на царствование Елизаветы II иЕкатерины II, и поэтому, не нарушая хронологии, мы изучим некото-рые особенности управления страной каждой из них. Елизавета II. Ее вступление на престол было концом немецкоговладычества при русском дворе и началом французского. Страсть кфранцузским модам, развлечениям, театру произвела значительныеизменения в всех средах общественной жизни. В педагогике, в пер-вую очередь, изменилось то, что мы сейчас считаем соцзаказом.